Полина Храпова
Планирование прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста в летний период.
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.
Лето - это расцвет жизни в природе и хорошая возможность продолжить знакомство дошкольников с природой в естественных условиях. А способствовать такому знакомству будут прогулки-походы.
Публикация «Планирование прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста в летний период,» размещена в разделах
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Лето. Планирование в летний период, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Педагоги, которые остаются с детьми на лето продолжают работу по экологическому воспитанию и могут сами организовать такие прогулки-прогулки. В городских условиях сделать это непросто, однако при желании вполне возможно.
Для того, чтобы такое мероприятие было более интересным и увлекательным целесообразно привлечь к работе родителей, близких родственников детей.
Для некоторых это будет удачной возможностью побыть со своим ребенком, узнать его лучше, почувствовать себя в роли учителя и наставника. прогулки-походы - это способ пропаганды экологических знаний среди родителей, т. е. формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры людей, которые воспитывают маленьких детей в семье и являются для них самым большим авторитетом.
1. ЗАДАЧИ
1. Углублять и расширять знания детей о природе, полученные в течение года, в естественных условиях.
2. Расширять представления об окружающем мире; совершенствовать слуховое, зрительное, обонятельное и осязательное восприятие.
3. Доставить детям радость удовольствие; поднять эмоциональный положительный тонус.
4. Совершенствовать движения в естественных природных условиях; обогащать двигательный опыт воспитанников.
5. Способствовать социализации воспитанников путем активизации навыков общения со сверстниками и взрослыми в новых социальных условиях.
6. Взаимодействовать с родителями воспитанников путем вовлечения их в педагогику сотрудничества, формировать экологическое мировоззрение, практические навыки природопользования.
2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МАРШРУТА:
* лес любого состава - смешанный, березняк, дубрава, сосновый лес, ельник, лиственный лес;
* луг
* поле
* водоем - река, пруд, озеро, ручей, родник;
*заболоченные и возвышенные места
* овраги
3. НАГРУЗКА
Дети средней группы к лету становятся старше, большинству исполняется 5, а может и чуть больше, а значит, малыши становятся выносливее, активнее, любопытнее. Тем не менее, нагрузка для этого возраста будет меньше чем для детей старшего дошкольного возраста.
Дети старшей и подготовительной групп к летнему периоду также взрослеют и их возможности также увеличиваются. И это уже другая нагрузка.
Оптимальное время для прогулки- похода : с 9часов до 12.00-12.30 часов утра
Общее расстояние и продолжительность естественно могут варьироваться в зависимости от индивидуального здоровья и подготовленности детей.
СРЕДНЯЯ группа:
Июнь:
общее расстояние -1,5 км
продолжительность – 2ч 00м
Июль:
общее расстояние -1,7-2,0 км
продолжительность – 2ч 10м
Август:
общее расстояние -2,3-2,5 км
продолжительность – 2ч 20м
СТАРШАЯ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
Июнь:
общее расстояние -3,00 км
продолжительность – 2ч 30м - 2ч35м
Июль:
общее расстояние -3,5 км
продолжительность – 2ч45 м -2ч50м
Август:
общее расстояние - 4,0 км
продолжительность – 3ч. 00м-3ч05м
4. ТЕМЫ ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ
СРЕДНЯЯ группа:
Июнь: Экосистема - лес. Деревья и кустарники.
темы: «Сказочный мир леса»
Июль: Насекомые. Цветы. Травы. Экосистема-луг
темы: «Звуки и запахи природы»
Август: Птицы. Экосистема - пруд
темы: «Загадочный дом и его жители»
СТАРШАЯ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
Июнь: Экосистема - лес. Деревья и кустарники.
темы: «Удивительные этажи леса»
Июль: Насекомые. Цветы. Травы. Экосистема-луг
темы: «Звуки и запахи природы»
Август: Птицы. Экосистема - болото.
темы: «Тайны и загадки природы»
5. ОСНАЩЕНИЕ ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ
1. одежда детей:
- легкие плотные тренировочные
- футболка плотная светлых тонов
- плотная ветровка, легкая плотная спортивная куртка на молнии
- панамка с полями
- удобная спортивная обувь на низком каблуке и на мягкой подошве (кеды, мягкие кроссовки, мокасины)
- хлопчатобумажные носки
2. одежда взрослых:
- плотный тренировочный костюм
- футболка плотная светлых тонов
- головной убор (шляпа, панама, кепи)
- спортивная обувь
з. дополнительное снаряжение:
- рюкзачки для детей (желательно у каждого ребенка свой) - (вес с наполнением не более 1 кг)
- легкий непромокаемый коврик для каждого ребенка
- у детей: карандаши (фломастеры, блокнот, коробочки для находок.
- у взрослых: средства для оказания первой мед. помощи - групповая аптечка (см. №6, напитки (вода, фляжки для воды, легкий завтрак (яблоки, печенье, бутерброды, салфетки бум., влажные салфетки, оборудование к спортивным играм (если необходимо: мячи, скакалки и пр.); оборудование для наблюдения: лупы, цветные линзы, небольшие грабли, лопатка, нож, компас; технические средства - магнитофон с подбором кассет для прослушивания; разнообразные мешочки и коробочки для сбора находок.
6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
6.1. договор с родителями:
в договоре с родителями, заключаемом на летний период обязательно должна быть
оговорена возможность организации и проведения прогулок-походов с детьми. Договор
должен быть обязательно подписан законным представителем каждого ребенка,
посещающего учреждение в летний период (тем самым родитель дает согласие на проведение
данного мероприятия с участием его ребенка).
- наполнение групповой аптечки:
пинцет- 1 шт;
масло - неб. флакончик.
вата стерильная 100 Г. ;
спирт нашатырный 25 г.
лейкопластырь - 10 шт.
бинт стерильный - 3 шт.
кислота борная 1%-ная - 25 мл.
пипетка2шт. сульфацил-натрия (альбуцид)- 2 шт.
настойка йода - 1фл.
бриллиантовая зелень 2%-ная - 1 фл.
жгут резиновый - 1 шт.
6.2. организация кратковременного отдыха по дороге к стоянке через каждые 15-20 мин.
6.3. осмотр детей и взрослых через каждые 1,5-2 часа на выявление клеща и др. возможных
повреждений (царапины, ссадины):
а) первый - на месте стоянки
б) второй - после возвращения (вместе со ст. м/с или врачом)
6.4. отслеживание самочувствия детей:
-дыхание:
нормальное состояние - когда ребенок дышит носом. Как только начинается дыхание через рот - нагрузку необходимо снизить
-поведение и настроение:
Капризы, раздражительность, вялость свидетельствуют о наступающем утомлении ребенка. В этом случае надо сменить темп. Возможно, сделать остановку 1-2 минуты, взять за руку.
=Признаки солнечного или теплового удара: вялость, покраснение лица, обильный пот, изменение координации движений, головная боль (меры: посадить в тень, слегка похлопать по лицу полотенцем или платком, смоченным в холодной воде, напоить, положить на лоб холодный компресс и чаще его менять)
=Признаки отравления ядовитыми растениями и грибами: тошнота, рвота, понос, учащенный пульс, отдышка, судороги, потеря сознания, бледность кожных покровов (дать воды (чуть теплой, вызвать рвоту, вызвать скорую)
=Ушибы, царапины, ссадины, порезы: обработать рану (удалить грязь кусочком стерильной марли или ваты). смазать зеленкой ранку (если ранка небольшая) или смазать кожу вокруг раны.
=Укус пчелы или осы: проявления - припухлость, покраснение, зуд переходящий в сильный. меры: найти и удалить жало, протереть раствором йода. при более сложных укусах (в зев, глотку, глаз) ребенка следует доставить в медицинское учреждение.
=При попадании инородного тела (песчинка, насекомое) в глаз: проявления - жжение, слезоточение, светобоязнь, покраснение, зуд. Меры: удалить инородное тело кусочком марли смоченным в l%-ном растворе борной кислоты, интенсивно промыть водой из пипетки (возможно закапать одну каплю сульфацил-натрия (альбуцид).
=Укус клеща: меры: смочить тампон из марли или ваты в масле и закрыть им клеща.
6.5. употребление пищи:
-предварительно обработать руки влажной салфеткой.
-употребление напитков из стаканчиков одноразового пользования.
6.6. соблюдение правил движения:
•в черте города, на шоссе дети идут в парах, строго соблюдая правила дорожного движения; на лугу,
лесной дороге и пр. идут свободно.
•менее подготовленные дети и те, кто легко отвлекается, идут впереди
•труднопроходимые участки (густой кустарник, низко расположенные ветки деревьев) преодолевают в построении друг за другом на расстоянии 0,5- 1 М., идущий впереди предупреждает об опасности (препятствия (сучки, пеньки и пр., возможный удар веткой)
•предусмотреть сигнал для сбора (свисток, колокольчик.)
7. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. С ДЕТЬМИ (проводится перед каждым новым походом) :
беседа о необходимости прогулок - походов (валеологический аспект, познавательный аспект)
беседа о маршруте
беседа о правилах поведения (в лесной зоне, на дороге)
самостоятельно собирают рюкзаки
2. С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ:
- познакомить с предполагаемым маршрутом и содержанием мероприятия (стенд «Отправляемся В поход: ребенок- родитель- педагог»)
- беседа о необходимости и возможности практического участия родителей в жизни ребенка, в его воспитании и развитии, вместе с педагогами (папки- передвижки, индивидуальные и подгрупповые беседы).
- индивидуальная работа с заинтересованными родителями (обговорить содержание прогулки-похода, оснащения, роли, игровые и познавательные моменты)
3. ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ПРОВЕДЕНИЕ :
- предварительно пройти весь маршрут; рассчитать время прогулки (каждой ее части, определить время и продолжительность предполагаемых остановок; проверить безопасность маршрута; его соответствие решаемым задачам (содержанию).
- заполнение тетради с перечислением фамилии и имени каждого ребенка, задействованного в мероприятии.
8. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГУЛКИ-ПОХОДА
средняя
При общем времени: июнь 2ч. 00м (120 мин)
Отрезок пути:
А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 15-20мин (длит. 5-7мин) =40 мин
Б) отдых и игры на стоянке (привале) =55 мин
В) обратная дорога=25 мин
средняя
При общем времени: июль 2ч. 10м (130 мин)
Отрезок пути:
А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 15-20мин (длит. 5-7мин) =45 мин
Б) отдых и игры на стоянке (привале) =60 мин
В) обратная дорога=25 мин
средняя
При общем времени: август 2ч. 20м (140 мин)
Отрезок пути:
А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 15-20мин (длит. 5-7мин) =50 мин
Б) отдых и игры на стоянке (привале) =60 мин
В) обратная дорога=30 мин
Старшая - подготовительная
При общем времени: июнь 2ч. 30м (150 мин)
Отрезок пути:
А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 20мин (длит. 4-5мин) =60 мин
Б) отдых и игры на стоянке (привале) =60 мин
В) обратная дорога=30 мин
Старшая - подготовительная
При общем времени: июль 2ч. 45м (165 мин)
Отрезок пути:
А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 20мин (длит. 4-5мин) =70 мин
Б) отдых и игры на стоянке (привале) =60 мин
В) обратная дорога=35 мин
Старшая - подготовительная
При общем времени: август 3ч. 00м (180 мин)
Отрезок пути:
А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 20мин (длит. 4-5мин) =75 мин
Б) отдых и игры на стоянке (привале) =70 мин
В) обратная дорога=35 мин
9. ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТУ РОДИТЕЛЕЙ:
• исполнение сказочных ролей
• проведение подвижных игр, упражнений
• проведение наблюдений в природе, поисковой и исследовательской деятельности
• проведение бесед с детьми (рассказывание истории, сказок, проведение игр-загадок, чтение стихов)
• возможно участие в подготовке к мероприятию (на усмотрение организаторов)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-«С любовью к природе «Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко, Л. И. Соловьева, М., «Педагогика», 1978.
-А. Шорыгина серия знакомство с окружающим миром и развитие речи. М., 2000-2004 г.
-пр. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина и др.
-«Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста» А. П. Чабовская, М., Просвещение, 1980 г.
-СанПиН 2.4.1.2660-10 от 20.12.2010 г. № 164