Лучший педагог года

Конспект проведения исследовательской деятельности «Пустыня»

Марина Мальгавко
Конспект проведения исследовательской деятельности «Пустыня»

Интеграция:

«Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности : трудовая, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи:

Образовательная область «Познание» :

1. Познакомить детей с пустыней, её животным и растительным миром.

2. Активизировать детей на получение новых знаний.

3. Освоение действия построения модели, отражающей условия жизни в пустыне.

4. Развивать интерес к познавательной деятельности.

Публикация «Конспект проведения исследовательской деятельности „Пустыня“» размещена в разделах

Образовательная область «Коммуникация» :

Словарная работа: верблюд, верблюжья колючка.

Развивать мышление, умение делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Побуждать к коммуникативному, деловому общению на основе общих интересов.

Образовательная область «Безопасность» :

продолжать закреплять знания о безопасном поведении при проведении опытов

Образовательная область «Социализация» :

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать. Поощрять стремление договариваться между собой, делать выбор, соподчиняя личные желания правилам, установленным коллективом

Материалы:

макет пустыни; пейзажные картины с изображением пустыни; карточки с обозначением условий жизни: свет, тепло, вода, почва, стрелочки, жёлтый квадрат; мяч, игрушка-верблюд, рисунок-схема внешнего вида животных пустыни, кукла-мальчик Почемучка.

Материал для опытов: стаканчики с песком и водой на каждого ребёнка, трубочки, модель ноги верблюда, ёмкость с песком на каждого ребёнка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о пустыне; просмотр презентации, чтение «Корабли пустыни».

План совместной непосредственно-образовательной деятельности.

1. Сюрпризный момент. Приход в гости мальчика Почемучки.

2. Решение проблемной ситуации

3. Путешествие в пустыню.

4. Беседа около макета пустыни.

5. Проведение опытов в «передвижной лаборатории».

6. Самостоятельная деятельность в «экологическом классе». Фиксация полученных знаний в виде построения модели.

7. Игровое упражнение «Кто живёт в пустыне».

8. Опыт: «Легко ли верблюду шагать по пустыне»?

9. Итог. Что мы расскажем Почемучке о пустыне?

Логико-образовательная деятельность :

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл.

Игровой приём. В гости приходит мальчик Почемучка.

«Здравствуйте ребята. Меня зовут Почемучка. Почему? А потому что я постоянно задаю всем вопрос «почему». Сегодня я шёл по улице и нашёл вот такой маленький комочек похожий на колючку. Вы не можете подсказать, откуда ветер принёс эту колючку? (Высказывания детей)

Рядом были эти кусочки бумаги. Может это какая - то подсказка. Что же с ними нужно сделать?

Решение ситуации. Дети на ковре пытаются сложить разрезную картинку. Получается слово «пустыня». Дети читают.

Молодцы, у вас получилось. Только прочитать я не могу. Пустыня. Значит колючку ветер принёс из пустыни.

Интересно, какая она? Почему она на картинке жёлтого цвета? Кто там живёт? Что там растёт? Холодно там или тепло? «Где же обо всём этом узнать?» (Дети высказывают свои версии, где и как можно узнать о пустыне)

Почемучка: - Путешествие, как это интересно. Жаль, что я не могу далеко путешествовать.

- Почемучка, не горюй, это не беда. Ведь у тебя есть ребята, которые всегда придут на помощь. Ребята, поможем Почемучке? А когда вернёмся, обо всём расскажем.

Ну что ж, отправляемся в путешествие к далёкой пустыне (Дети идут к макету пустыни)

Мы с вами пришли в лес. Но что это за лес? Нет не высоких деревьев, зелёной травы, цветов, кустарников. Это лес песчаных пустынь.

Как вы думаете, какая температура в пустыне? Много ли воды? Посмотрите, какого цвета земля? Здесь мало растений, но животные находят себе корм. Пустыня находится в самом жарком месте на Земле. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь. Иногда дуют сильные ветра. (Стоят вокруг макета, рассматривают растения, животных.)

А вы знаете, что такое песчаная буря?

Вы думаете, что когда дует сильный ветер и поднимает песок. Верно, это так или нет мы проверим.

Ребята, как вы думаете, в пустыне бывают дожди?

Что же происходит с водой? Почему её нигде нет? Давайте это тоже проверим. Высказывания детей. Дети высказывают свои предположения.

Здесь в пустыне находится передвижная лаборатория. Проходите в неё и не забудьте надеть спецодежду (Дети проходят в лабораторию, одевают фартуки)

Давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.

1. Не мешать друг другу, работая в лаборатории.

2. Соблюдать правила гигиены. В конце опыта вытереть руки салфеткой.

3. Приступать к выполнению опыта после словесной инструкции воспитателя (Дети проговаривают правила поведения).

Опыт: Что мы хотим узнать? Правильно. Что такое песчаная буря. Для проведения опыта разделитесь на пары мальчик-девочка

Сначала один будет дуть в трубочку, а второй наблюдать, что происходит в колбе, потом поменяетесь.

Ответ детей. Проведение опыта. «Возникновение бури».

Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Что мы ещё хотели проверить? (что происходит с водой в пустыне) .

Опыт: возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. Проведение опыта «Что происходит с водой в пустыне

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Нам пора возвращаться в «экологический класс». Ведь ещё многое нужно узнать и порадовать Почемучку (Дети идут в класс и садятся за столы)

Перед вами карточки с обозначениями условий жизни в пустыне. Что обозначает карточка с маленькой каплей воды? С градусником? С лампочкой? Жёлтый квадрат?

Выложите условия жизни в пустыне с помощью карточек. Какого цвета больше в пустыне? Добавьте к своим картинкам жёлтый квадрат и стрелочки. (Построение модели отражающей условия жизни в пустыне).

В пустыне очень жарко и даже может показаться, что там никто не живёт. Но, оказывается, растения и животные могут выжить ив таких условиях. Они приспосабливаются к высокой температуре и отсутствию воды.

Кто же живёт в пустыне? Дети стоят в кругу. Игровое упражнение «Кто живёт в пустыне.

Что же помогает животным выживать в пустыне?

-У них почти нет шерсти, т. к. очень жарко, окраска под цвет песка – жёлто-коричневая, Ноги короткие, но крепкие, чтобы можно было глубже зарываться в песок, прячась от жары. Глаза большие, они нужны зверям, чтобы охотится ночью, прикрыты густыми ресницами. (Дети стоят около воспитателя, рассматривают схему о животных пустыни и отвечают на вопросы.)

Ребята, а вот верблюд, как он приспособился?

Рассматривают игрушку-верблюда. Высказывают свои версии. (Он долго может не пить воды, у него горбы полны жира, который в организме превращается в воду, он ест верблюжьи колючки, которые не может, есть ни одно другое животное, густые ресницы защищают от песчаных бурь).

Как вы думаете, а легко ли верблюду шагать по пустыне? (Версии детей)

Давайте проверим. Мальчики, раздайте баночки с песком. (Подходят к столам)

Опыт: возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит? А теперь переверните её другим концом и походите по песку. Полочка проваливается в песок? Почему нет?

У детей ёмкости с песком. Короткие палочки. С одной стороны надеты пробки. Проводят опыт : «Легко ли верблюду шагать по пустыне.

Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

Итог: Что мы расскажем Почемучке о пустыне? (Дети рассказывают, что они узнали о пустыне Почемучке)

В пустыне очень жарко. Мало воды, она просачивается через песок и уходит вниз. Часто дуют сильные ветра, так возникают песчаные барии. Очень много песка, поэтому она жёлтого цвета. В пустыне живут верблюды, черепахи, ящерицы и другие животные. Они по-разному приспосабливаются к условиям жизни в пустыне.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект проведения исследовательской деятельности «Пустыня»
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 21:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД