МААМ-картинки

Конспект проведения мастер-класса «Ознакомление детей с народной игрушкой»

Елена Янковская
Конспект проведения мастер-класса «Ознакомление детей с народной игрушкой»

В процессе продуктивной творческой деятельности,у ребёнка появляются коммуникативные навыки и способность принимать позицию другого человека. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни,"корни памяти",тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту,научится чтить память своих предков.

Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности,оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама,её создаёт человек. Особенностью такой работы является выделение на некоторых занятиях специального времени,направленного на реализацию национального компонента. Конспект содержит познавательную информацию,как для детей,так и для педагога, а также описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.

Публикация «Конспект проведения мастер-класса „Ознакомление детей с народной игрушкой“» размещена в разделах

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № м143 комбинированного вида»

Конспект проведения мастер-класса

(Область познание и художественное творчество)

«Ознакомление детей с народной игрушкой»

Выполнила

Старший воспитатель

Янковская Е. В.

Казань. 2014г.

Цель: Ознакомление детей с народной культурой, игрушкой.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с историей происхождения народной игрушки. Закрепить знания детей о названиях города, республики, страны.

Познакомить с названиями различных видов народных кукол.

• Способствовать развитию мелкой моторики рук детей.

• Закрепить умение детей выразительно читать стихи.

Развивающие задачи:

• Развивать интерес к получению новых знаний (П, С);

• Развивать диалогическую и монологическую речь (К);

• Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение (П, К).

Воспитательные задачи:

• Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать (К);

• Воспитывать бережное отношение к предметам быта (Б, С);

• Воспитывать умение работать в группах (К);

• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу (К).

Материал:

Куклы разных видов, ИКТ, флажки, карточки с пословицами, заготовки вариантов тканей, палочка, костюмы русской и татарской культуры, клубок, музыка.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, книг. Рассказывание сказок. Знакомство с видами тканей. Отгадывание загадок.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация

Познание Беседа, вопросы на заданную тему.

Социализация Игры: «Угадай из чего игрушка,

«Мы - два друга»,

Здоровье логоритмическая физминутка «Гусеница»,

смена деятельности.

Музыка Использование народной музыки во время изготовления «пеленашек» .

Группа украшена элементами народных орнаментов. В центре стоит стол застеленный красивой лоскутной скатертью. На доске закреплены карточки с народными пословицами. С боку мини-музей народной игрушки. На одной из стен подвижный экран. Воспитатель одета в одежду с элементами народного костюма.

Дети сидят напротив мини-музея.

Воспитатель: Выйду в поле: широта-раздолье!

Солнышку поклонюсь, цветикам улыбнусь.

Красотам летним, ярким, неприметным,

Травушке-муравушке зеленой, пахучей,

Уж нет её лучше,

Нет и Родины краше, чем Россия наша!

В. : Дети, а кто скажет как называется наша Родина?

Д. : Наша родина-Россия.

В. : А как называется наша республика и город в котором мы живем?

Д. : Республика называется Татарстан, а город-Казань.

Перед детьми выставляются на экране появляются репродукции с видами города, природы края.

В. : А сейчас послушайте ребята мой рассказ. Когда-то давно тоже жили люди, но они одевались и устраивали свой быт по-другому. В группу заходят дети одетые в русский и татарские народные костюмы. Вам нравиться это одежда? Ответы детей. Рассматриваем подробнее виды, элементы украшений, обувь. Да дети всё это человек изготавливал своими руками: ткали ткани, окрашивали их, кроили одежду и шили, обязательно украшая вышивкой какого-либо орнамента.

В каждой семье были дети и взрослые делали игрушки сами для своих малышей. Из соломы, дерева,глины, ткани и прочего.

Встанем дети. Предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек»(в нем собраны народные игрушки из разных материалов: глиняная свистулька, соломенный козлик,тряпичная кукла, деревянная собачка).

Но мы сегодня поговорим об одной из этих игрушек. Сперва отгадайте загадку:

Платье носит,есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно?

Д. : Кукла.

Во всех уголках России жили мастера кукольного дела, бабушки, прабабушки да и молодые девушки с охотой изготовляли кукол для своих детей и внуков. В куклы не только играли, они помогали на протяжении всей жизни, с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху, солнце и тепло в холодную погоду, когда нужно было сеять или убирать урожай. С ними встречали гостей, их дарили на дни рождения, о них придумывали сказки.

Вот и сегодня мы вспомним сказку писателя А. Н. Афанасьева «Василиса Премудрая».

«Жил купец, был в супружестве 12 лет и прижил одну дочь Василису Премудрую. Когда мама скончалась, девочке было 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку,благословила и передала ей куколку,наказывая беречь, никому не показывать. А когда приключиться горе,дать ей поесть и спросить совета. Отец вскоре женился на злой женщине с дочерью. Она каждый день Василисе сложную работу задавала, а свою дочь только берегла, от всего ограждала. Вскоре Василиса расцвела,похорошела, а мачехина дочка худеет, да дурнеет день ото дня. Как же у Василисы всё получалось?»

Д. : Василисе помогала куколка.

В. : «Да. Девочка поест,попьёт, а самый лакомый кусочек оставит. Вечером все спать лягут. Девочка

Закроется в старом чуланчике, покормит куколку да и поведает о своем житье-бытье. Та покушает,да и утешает её, даст совет и спать велит. А утром вся работа сделана. Вот ребятки и нам Василиса показывает пример доброты, трудолюбия, терпения.»

В. предлагает детям встать и сделать лого-ритмическую физминутку (слова сопровождают движениями)

Гусеница.

Этот странный дом без окон

У людей зовется кокон.

Свив на ветке этот дом

Дремлет гусеница в нём.

Спит без просыпа всю зиму,

Но зима промчалась мимо.

Март, прель, капель…весна!

Просыпайся соня-сонюшка,

Под весенним ярким солнышком.

Гусеницы не до сна

Стала бабочкой она.

В. : кукол начинали делать с 4-5 лет из 2-3 лоскутков поношенной одежды, они сами легко рвались. Для подарка делали из новой ткани. А что такое ткань?

Тканей огромное множество. Вот они показывает образцы (ситец, хлопок, лён) – это натуральные ткани. Позднее люди стали создавать искусственные ткани.

Задание: из множество кусочков лежащих на столе,определи наощупь и сложи кусочки сперва натуральные, потом искусственные в линию.

В. : Ребята, а название каких кукол вы знаете.

1- ая девочка : зернушка (столбушка)-самая древняя и простая кукла. Основа – столбик из плотной ткани, бересты или наполненный крупой мешочек. Их делали и пожилые и малыши, потом украшали и наряжали.

2-ая девочка: кувадка – одна из первых кукол которую встречает над своей колыбелькой малютка.

Мальчик : куклак- кукла –мальчик,бойцовая. Она помогала лучше научиться владеть своим телом. Мальчики устраивали кукольные бои, ведь тогда часто случались междуусобные войны.

3-яя девочка: барыня –кукла-мечта, образцовая хозяйка у которой есть время на отдых и праздники. У неё яркий красивый наряд. И стоит она уперев руки в бока. кукла с которой могли играть в свадьбу, в семью.

В. : Смотрите,ребята, а кто это у нас здесь спит.

4-ая девочка: это кукла-пеленашка. Оберег,младенчик, их делали будущие мамы для своих деток. Думая о том, каким он будет крепким, умным, счастливым.

В. : А вы хотите сделать кукол своими руками?

Воспитатель предлагает детям изготовить куколок.

Когда вы вырастите у вас тоже будут детки. Вы будите о них заботиться и любить.

Ребята, а кто знает стихи о семье,дети читают.

Публикации по теме:

Конкурс семейных работ «Семейный герб и генеалогическое древо»Конкурс семейных работ «Семейный герб и генеалогическое древо» Мы проводили конкурс среди родителей посещенному родительскому собранию "Традиции нашей семьи"параметры к работам: *Оригинальность.

Педсовет «Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста». Цель: Систематизировать работу педагогов детского сада по созданию благоприятной среды, способствующей воспитанию в детях основ патриотизма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект проведения мастер-класса «Ознакомление детей с народной игрушкой»
Опубликовано: 31 марта 2014 в 15:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД