Приложение МААМ

Сценарий проведения викторины с детьми старшей и подготовительной групп «Знатоки сказок»

Маргарита Армякова
Сценарий проведения викторины с детьми старшей и подготовительной групп «Знатоки сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание.

• Продолжать развивать интерес и любовь к марийским народным сказкам.

• Воспитывать способность замечать выразительные средства в сказках родного края.

Предварительная работа.

Чтение и рассказывание марийских народных сказок, рассматривание иллюстрации, поделок, предметов быта, национальной одежды, аппликация, рисование.

Публикация «Сценарий проведения викторины с детьми старшей и подготовительной групп „Знатоки сказок“» размещена в разделах

Материал: длинный шнур, обручи, марийский платок, иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями, маски: заяц, петух, сверчок, коза, медведь.

- Поро кече, пагалыме йоча-влак!

Поро кече патыр-влак да мотор дыр-влак! Не удивляйтесь, дети. Я назвала вас богатырями и красавицами потому, что я пришла к вам из сказки, а в марийских народных сказках из каждого мальчика обязательно вырастает богатырь, а из каждой девочки – красавица.

Ребята, а вы сами-то знаете ли марийские сказки? Слышали о них? Читали?

-Да!

- А хотите, мы отправимся с вами в сказочную страну добрых и могучих богатырей?

Все ребята любят сказку,

Все дружить готовы с ней?

Так давайте же, ребята,

Попадем в нее скорей!

В сказках народа мари все как на самом деле: голубые озера, быстрые реки, прекрасные леса,- но есть там и коварные болота, глубокие пропасти, ужасные овраги. Сумеем ли мы их преодолеть? Хватит ли нам силы и ловкости?

(Проводятся игры «Пройди по канату», «Переберись через болото»)

- Ну что же, вы показали свою ловкость и силу.

А теперь я достану свой волшебный платок и произнесу заклинание:

«Волшебным платком взмахну,

И в сказку тот-час попаду

Вот мы с вами и в сказочной стране. Я хочу знать, хорошо ли вы помните сказки? Назовите из каких сказок эти отрывки?

-«Однажды богатырь увидел на поляне людей. Они показались ему такими крошечными, что захотелось посмотреть на них поближе. Поставил он к себе на ладонь несколько человек с телегами и лошадьми, полюбовался на них, а потом положил к себе в карман…»

- «Онар».

- Правильно, это сказка «Онар». Слушайте дальше: «…- Молодец, сынок, хорошоий ты у меня помошник, но вот беспокоит меня твоя охота. Увидишь на дальнем озере утку с золотыми крыльями – смотри, не убивай ее. Много горя и тяжкие испытания принесет она тебе,- часто говорила мать Эчану, провожая его на охоту…»

- Эта сказка называется «Гуси – самогуды».

- И эту сказку вы угадали правильно.

Слушайте следующую сказку : «… Раздался гром, холм содрогнулся и раскрылась могила богатыря…»

- Это «Чоткар».

- Молодцы, быстро узнали сказку. Узнайте и этот отрывок: «- О чем плачешь, заяц? – спрашивает медведь. – Забрался в мой домик какой - то зверь,- отвечает ему заяц. – Где я теперь зимой жить буду?.»

- Это из сказки «Трусливый заяц».

- Хорошо. И эту сказку вы узнали. Слушайте еще один отрывок: «…Кори вышел в поле, вынул из за пазухи серебряный волосок и зажег его. Дрогнула земля – и перед ним появился крылатый конь…».

- «Конь с серебряной гривой».

- Молодцы, дети, хорошо вы знаете сказки.

Многие марийские народные сказки по персонажам, по содержанию похожи на русские народные. Ведь сказка не знает границ. Скажите на какие русские народные сказки похожи эти марийские сказки?

«Коза и медведь» - «Волк и семеро козлят».

«Трусливый заяц» - «Заюшкина избушка».

«Девочка и медведь» - «Маша и медведь».

«Конь с серебряной гривой» - «Сивка – бурка».

- Я слышала, что вы любите петь марийские песни и плясать.

(Дети поют и пляшут «Куштена-мурена»)

- «Сказки просят, - а сейчас, вы друзья, узнаете нас». Про какого героя, из какой сказки эти загадки :

Обманули его все:

Конь, Иван, баран, собака,

Конь копытами лягнул,

Баран рогами боднул,

Шубу справил ему Иван,

А с собакой он на свадьбе погулял.

- Это волк из сказки «Голодный год».

- Узнали. Слушайте еще загадку.

Мать ребятам наказала:

- Дверь чужим не открывать

В медвежьем брюхе оказались.

Ах, если б слушали вы мать.

- Это козлята из сказки «Коза и медведь».

- Правильно. Угадайте эту загадку:

Я из теста, я из теста

И родился я в квашне,

Мне в квашонке мало места,

…. Имя мне.

- Ненчык-патыр.

- Отгадайте последнюю загадку:

От слуг владыки Водяной

Бежала девочка к сестре,

Замазав зуб густой смолой.

Вувер-кува ее бы не узнала

Но с зуба та смола упала.

- Это про Пампалче из сказки «Сереброзубая Пампалче».

- Тогда отгадайте еще одну загадку:

Другом стал ты мне Кори.

Я готов тебе служить

Вот серебряные волоски,

В чистом поле и сожги.

- Это конь из сказки «Конь с серебряной гривой».

- В сказке «Ивук» богатырь меряется силами в перетягивании каната со злым колдуном. А может и мы померяемся силами?

(Игра «Перетяни канат»)

А в сказке «Ненчик – патыр» богатырь нанялся к ведьмам пасти лошадей. А лошади-то были не простые, а сказочные. Ой, как трудно их уберечь. Давайте-ка, ребята, поможем богатырю. Сейчас выберем водящего – конюха считалкой:

- Икыт, кокыт, кандашлу

Кореш воктен олмапу.

Олмапушто олма шуко.

Ик олмажым пурлаш пу.

Водящий-конюх стоит во внутреннем круге, а лошади пасутся на внешнем. По окончанию музыки конюха ловит (салит) лошадей не успевших выскочить из круга.

(Игра «Волшебный круг»)

- Перед вами иллюстрации к сказкам. Как зовут героев на картинках, и из какой они сказки?

(Дети называют героев).

- Вы все очень хорошо знаете сказки. Может расскажете, что было дальше? Вот, например, в этой сказке? «…Десять свечей сжег Эчан, двадцать, клонит его ко сну, но он все неотрывно смотрит на подарок Пампалче. Вот мастер настраивает гусли, Эчан забылся-заслушался и незаметно уснул. Мастер поднял острую саблю?» Что же было дальше?

- И тут он увидел вышитый платок. Он не стал убивать Эчана, а разбудил его.

- А вот еще один отрывок: «… Пришел волк к ежу и говорит: - Друг еж, построй и мне тоже мягкую нору. – Я тебе не могу построить подходящую, - говорить ему еж.

Услышав такие слова волк оскалил зубы:

- Если не сделаешь, я тебя съем.

- Еж испугался и начал строит волку нору. Он натаскал камней, а сверху покрыл листьями. Волк подумал, что нора мягкая, хотел лечь, но тут же вскочил и закричал:

- Что ты наделал?

А еж говорит: - Я же говорил тебе, что не умею строить нору!

- Ребята, а может вы сами сыграете в сказку?

(Дети драматизируют отрывки из сказок «Трусливый заяц», «Коза и медведь».)

- Сейчас к нам придут герои из разных марийских народных сказок. Кто они такие и из какой сказки из песенки?

(Выходит Лиса из сказки «Лиса и Сова»)

- Своа тум, тум

Одного птенца брось, тум-тум,

Как залезу – съем, тум-тум,

Как спущусь – съем, тум-тум,

Как срублю – съем, тум-тум,

(Дети угадывают героя. Выходит Коза из сказки «Коза и Медведь»)

- По лесочку походила,

Травы лесной пощипала.

По болоту походила,

Травы болотной пощипала,

Полвымени молочка,

Полвымени маслица,

Детки мои, откройте!

- К нам приходила Коза из сказки «Коза и медведь»

(Появляется Пампалче. Поет)

- Ой, сестрица сестрица

Опусти шелковую лестницу!

Не то поймет меня Вувер-Кува,

Отдает в жены Водяному владыке.

- Мы узнаем ее. Это Пампалче.

(Выбегает собачка)

- Вот так-то, так-то

От чего так, да почему так?

Ростом мал да ум золотой:

Обманул волка-врага,

(Дети узнают Собачку)

- Ребята, вы, наверное, помните песенку про собачку? Споем ее (Дети поют песню «Ам-ам»)

- В сказочной стране все сказочно, волшебно. А какие волшебные предметы вам встречались в марийских народных сказках?

- Гуси-самогуды, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, живая и мертвая вода, гармонь, которая играет сама, волшебный платок.

- Молодцы, ребята, много вещей вы назвали.

Всегда, в любой сказке добро, дружба, взаимовыручка побеждают зло и злые силы. Вот и наша игра закончилась благополучно. Как и во всех сказках, мы в конце скажем: «Вам эта сказка, а мне – кадка масла». А сейчас я вас приглашаю на веселый марийский танец.

(Дети выходят на пляску)

Славно погуляли мы с вами по сказочной стране. Теперь я вас угощаю печень

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в подготовительной группе Данное планирование разработано по программе "Родом из Донского края" "Родом из Донского края" ОКТЯБРЬ Тема:Дон-казачий край! Примерное.

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в старшей группе Данное планирование разработано по программе "Родом из Донского края" Рабочая программа "Родом из Донского края" ОКТЯБРЬ Тема: С чего начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий проведения викторины с детьми старшей и подготовительной групп «Знатоки сказок»
Опубликовано: 30 марта 2014 в 15:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий проведения викторины с детьми старшей и подготовительной групп «Знатоки сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Армякова (УИ 155844) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД