Конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Откуда азбука пришла?»

Светлана Роднова
Конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Откуда азбука пришла?»

Программное содержание:

- познакомить детей с историей возникновения книги (азбуки);

- воспитывать интерес к литературе, к истории России;

- ввести в словарь детей слова: пергамент, папирус, свиток, книгопечатание;

- активизировать словарь детей словами: азбука, буквы;

- закрепить умение самостоятельно выбирать элементы декоративного узора: завитки, веточки, косички.

Материалы и оборудование:

- книга Азбука (современная и старого образца);

- иллюстрации к занятию - урожай гороха, 3 быка, береста, листья деревьев, медные листы, растение папирус, свиток, пергамент, пергаментная бумага, бумагодельная машина, портрет Ивана Федорова, печатная машина;

- гуашь, мелки, фломастеры; картинки – буквы.

Предшествующая работа: чтение художественной литературы, беседа о Древней Руси и русских промыслах.

Ход занятия:

Ребята в этом году вы все пойдете в школу в первый класс, и станните школьниками. К книгам, которые вам читали взрослые, прибавится еще одна, которую вы впервые прочтете сами. Попробуйте отгадать, как она называется.

В каждом доме, в каждой хате –

В городах и на селе,

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

Книгу всем понятную,

Умную, занятную –

Мальчики и девочки, все читать хотят.

Догадались, правильно – это Азбука. Вот посмотрите. А когда я была первоклассницей, у меня была вот такая Азбука (показ). Но и в той и в другой, как вы думаете, кто живет?

Крошки – птички сели в ряд

И словечки говорят.

Правильно, буквы. Но прежде, чем эта книга придет к вам в дом, хотите узнать – откуда Азбука к нам пришла. Тогда слушайте.

Много- много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки – рассказывали вслух. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории, поэтому люди придумали рисовать картинки, которые им помогали запомнить рассказ. Картинки даже помогали вести хозяйство. Ну, например, посмотрите: «Я собрал хороший урожай, у меня в амбаре 40 мешков гороха» (показ иллюстрации). А вот другая история: «Я взял у соседа 3 быков и должен вернуть к концу лета» (показ иллюстрации). Но даже самый простой рисунок не просто нарисовать. И человек старался делать все проще и проще. Вместо быка стали рисовать его голову. Голова с рогами превратилась в три черточки (показ иллюстрации, или букву А. Древние народы называли быка Алеф, вот оттуда и пришла буква А. Вот тогда человек и начал изобретать буквы, которыми можно было писать обо всем на свете.

А как вы думаете, на чем и как писали люди в древности? Посмотрите на иллюстрации, они вам подскажут (ответы детей). Правильно они писали острой палочкой на бересте, листьях деревьев, глине, коже животных, и даже на медных листах.

А сейчас посмотрите на эту картинку – это папирус. Растет оно в Африке, по берегам болот и рек. Оно вдвое выше человека и его ствол толщиной в руку. А прославилось это растение тем. Что на нем начали писать первые книги. Было это больше 6 тысяч лет назад. Сердцевину тростника резали на волосы-полоски, укладывали друг на друга, прижимали тяжесть, а потом сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать буквы. А потом эти листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились первые книги – свитки. А из чего они были сделаны? (из папируса).

Там, где не было папируса, научились писать на пергаменте (показ иллюстрации). Его делали из кожи коз, телят, овец. Кожу чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Посмотрите, какая она была толстая и тяжелая (показ иллюстрации). Одну книгу писали долгие месяцы, а иногда и не один год. Как называлась эта книга? (пергаментная книга).

Шли годы и столетия. Люди постепенно забыли о папирусе, и о пергаменте, потому что люди научились превращать древесину в бумагу. Бумага белая, гладкая, удобная. Бумагу изготавливает - бумагодельная машина (показ иллюстрации). Это одна из самых больших машин на свете. Высокая и такая длинная машина, что мастера на разных ее концах говорят друг с другом по телефону. За год она изготавливает лист бумаги шириной в несколько метров, который мог бы протянуться до Луны и обратно. Как называется самая большая машина на свете? (Бумагодельная машина).

Динамичная пауза.

А теперь самое главное – нужно на бумаге напечатать книгу. Но как это было сделать? Первая печатная книга появилась на Руси более 400 лет тому назад. Напечатал ее Иван Федоров (показ иллюстрации). Это было великое изобретение. Федорова еще называли первопечатником. Он вместе со своими помощниками отлил из олова отдельные буквы – литеры и разложил их по ящикам. Буквы клали бережно на доску, так складывали слова и строки. Сверху на буквы наносили краску. Бумагу к буквам прижимали плитой. Такой была первая печатная машина (показ иллюстрации). Поворот винта … страница напечатана. Теперь книгу можно было быстро изготовить, и она уже не такая дорогая, как рукописная. К тому же все буквы стоят ровненько, аккуратно. Стала, наконец, книга на знакомую нам книгу похожа, настоящая печатная книга. Кто был первым создателем печатной машины? (ответ ребенка). Печатные книги можно делать сообща. Одни мастера буквы в строчки собирают – это сборщики. Другие краску наносят на буквы, оттиск страницы на бумаге получают – это печатники. Мастерские, где печатали книги, становились все больше и больше и превратились в настоящие фабрики книг. Назвали эти фабрики – типография (от греческих слов «типос» - отпечаток и «графо» - пишу).

Федоров напечатал много книг, но главная для нас книга – букварь. Интересно, что Федоров ни как не мог назвать свой букварь, поэтому иногда его называли Азбукой или Грамматикой. Раньше каждая буква азбуки имела свое название. Не просто А, а - аз, не Б – а Буки… так дети и заучивали: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть… Так вот откуда ребята Азбука к нам пришла.

1,2, 3, 4 – кошку грамоте учили, (хлопки в ладоши)

Не читать и не писать, (приседания)

А за мышками скакать. (прыжки)

Чтобы запомнить какие буквы были в древности, давайте попробуем их раскрасить. Выбирайте любые материалы и постарайтесь сделать их такими, чтобы они стали похожи на буквы старинного алфавита. Какие элементы декоративного узора вы можете использовать? Правильно, сказочные завитки, необычные цветы, косички, веточки и даже птички.

Выполнение детьми работ по рисованию.

А сейчас помогите мне объяснить значение пословиц:

- Грамоте учиться, всегда пригодиться.

- Не красна книжка письмом, а красна умом.

Возьмите свои красочные буквы, подойдите к алфавиту и послушайте стихотворение «Ты эти буквы заучи» С. Я. Маршака.

Я надеюсь, что когда вы пойдете в школу, то все будите прилежными учениками, будите учиться на одни пятерки. А ваша первая книга - Азбука, станет для вас хорошим надежным другом.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности «История появления первых книг» в подготовительной группе Цель: познакомить детей с историей появления первых книг; развивать любознательность и интерес к книгам. Ход: Вся человеческая мудрость.

Планирование НОД по рисованию: «Хохлома»Планирование НОД по рисованию: «Хохлома» «Узор на миске – хохломская роспись».Предварительная работа: Чтение стихов о хохломской росписи. Рассказ об истории создания росписи и мастерах.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Откуда азбука пришла?»
Опубликовано: 24 декабря 2014 в 22:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Конспект занятия для младшей группы по нетрадиционному рисованию «Прогулка в зимний лес»
МДОУ детский сад №21 «Калинка» Конспект занятия для младшей группы ( от 3 до 4 лет) по художественно-эстетическому развитию на тему «Прогулка в зимний лес»...
Игра «Мозаичная скала»
Игра - это одно звено из множества звеньев, которые помогают не только развивать ребенка, но и найти, те тонкие нити сблизиться с ребенком, узнать его...
Фотоотчет «Как мы Яблочный Спас отмечали…»
Уважаемые коллеги! 19 августа большинство детских садов отметили один из самых ярких праздников лета - Яблочный Спас! Наш детский сад "Ивушка" с Цыпка не...