Юлия Анфимова
Конспект развивающей образовательной ситуации «Ветер-чародей» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- закреплять у детей понятие «ветер», причины его возникновения;
- дать знания о необычных способностях ветра;
- учить детей экспериментальным путём создавать ветер в помещении (в ёмкости с песком с помощью трубочки для сока, с помощью фена); моделировать заданную ситуацию;
-закреплять умение подбирать глаголы к слову «ветер», отвечать на вопросы предложениями;
Публикация «Конспект развивающей образовательной ситуации „Ветер-чародей“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
-развивать интерес к теме занятия, связную речь, умение мыслить логически, самостоятельно делать выводы;
- продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого и сверстников.
Материал:
- конверт с письмом с телеканала «Карусель»;
- карта мира с маршрутом путешествия;
- ёмкости с песком и трубочки для коктейля на каждого ребёнка;
- цветок в горшке (напоминающий внешним видом дерево);
- фен;
- аудиозапись «Ветер»;
- карточка с ребусом с зашифрованным словом "скала";
- «проверочная» коробка с картинками: «Скала в Боливии», «Дерево-флаг», «Барханы в Марокко»; флажок.
Ход занятия:
Дети играют в игровом уголке. Воспитатель, обращает внимание детей на конверт, лежащий на подоконнике:
- Дети, чьё это письмо? Кто принёс этот конверт?
В процессе беседы выясняется, что никто из детей этот конверт в группу не приносил.
Воспитатель:
- Интересно! Значит его оставил поздно вечером сторож, когда мы с вами уже ушли по домам. На конверте написано: «Детям подготовительной «А» группы» - значит, это нам! Давайте посмотрим!
Дети садятся на стулья, а воспитатель читает им «письмо» :
Дорогие дети подготовительной группы «А» детского сада «Антошка»!
Это письмо специально для вас!
Пишет вам редакция телеканала «Карусель».
Мы знаем, что вы очень любите участвовать в различных конкурсах. Нам также известно, что это вы победили во Всероссийском конкурсе по изучению правил дорожного движения, который проводила Школа юного пешехода с помощью
ж-ла «Путешествие на зелёный свет». Поэтому наш канал предлагает вам принять участие в исследовательском путешествии, в котором вам надо найти ответы на вопрос: «Что необычного может делать ветер?». Посылаем вам маршрут вашего путешествия и «проверочную коробку». Если на каждом пункте вашего маршрута вы дадите правильный ответ, то коробка должна открыться и подтвердить ваш ответ картинкой. Если же вы ответите неправильно, то коробка не откроется. Не забудьте свои ответы прислать к нам в редакцию. И сделайте это, пожалуйста, как можно скорее, чтобы быть первыми, кто сообщит нам эту познавательную информацию.
Смотрите наш телеканал! До свидания!
Главный редактор телеканала «Карусель».
Воспитатель:
- Вы хотите участвовать в этом путешествии?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Это очень сложное задание: «Узнать и рассказать, что необычного может делать ветер». Что мы с вами уже знаем о ветре? Что такое ветер?
Ответы детей. (Это движение воздуха)
Воспитатель:
- Каким бывает ветер? (по направлению, по силе, по ощущениям?
Ответы детей. (Сильным, слабым, приятным, ласковым, южным, северным, западным, восточным, тихим, прохладным, освежающим, нежным, жарким, холодным, колючим)
Воспитатель:
- Что может делать ветер?
Ответы детей. (Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, освежать, налетать, срывать шапку, обжигать)
Воспитатель:
- Верно: ветер умеет делать многое. Но это обычные знания о ветре. Я думаю. В путешествии мы узнаем ответ на вопрос. Вы готовы отправиться в путь?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Редакция канала «Карусель» прислала нам маршрут нашего путешествия. Прочитайте, куда мы с вами отправимся сначала.
Воспитатель показывает детям карточку с первым пунктом назначения. Дети читают и находят на карте мира предложенную им страну (Марокко).
Воспитатель:
- Покажите мне на карте, где мы сейчас находимся?
Дети показывают и называют своё местоположение – город Северодвинск.
Воспитатель:
- Посмотрите, как далеко находится от нашего города Марокко – на другом континенте – в Африке! Как же нам туда добраться? На чём мы туда сможем попасть?
Ответы детей. (например, на самолёте)
Воспитатель:
- Из чего можно его построить?
Дети предлагают варианты материалов или предметы, «сооружают» средство передвижения, «садятся» на него, «летят».
Воспитатель:
- Внимание, мы прибыли в Марокко! Выходите из самолёта, мы прилетели с вами в пустыню Сахара. Давайте пройдёмся по ней, не зря же мы так долго до неё добирались.
Дети «идут» по пустыне.
Воспитатель:
- Как вы думаете. Почему нам так тяжело идти, что нам всё время мешает под ногами?
Ответы-предположения детей.
Воспитатель:
- Как вы представляете себе пустыню? Что необычного может здесь сделать ветер?
Ответы-предположения детей.
Воспитатель предлагает детям пройти в «лабораторию», где заранее им были приготовлены контейнеры с манкой («песком») и трубочки для сока (на каждого ребёнка).
Воспитатель:
- Представьте, что у каждого из вас – «своя пустыня». Как можно в этой «пустыне» создать ветер?
Ответы-предположения детей.
Воспитатель:
- Возьмите контейнер, в его крышку вставьте до обозначенной отметки пластмассовую трубочку и осторожно подуйте на «песок» (ветер же дует). Сначала подуйте слабо, потом – чуть сильнее.
Дети дуют на «песок».
Воспитатель:
-Что произошло? Что появилось в «пустыне»?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Верно: сначала на «песке» появились «волны», а потом «песок» из одного места стал перемещаться в другое и образовался песчаный холмик. Так с помощью ветра песок путешествует по пустыне. Итак, что же необычного может делать ветер в пустыне?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Давайте проверим ваш ответ с помощью проверочной коробки.
Взрослый открывает коробку и достаёт из неё картинку с барханами. Показывает её детям.
Воспитатель:
- Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно увидеть в настоящей пустыне. Их ещё называют плавающими холмами. Когда ветер дует с разных сторон – появляется много разных холмов – барханов. Значит, действительно, барханы – работа ветра.
Воспитатель:
- Читайте второй пункт нашего путешествия.
Дети читают.
Воспитатель:
- Верно: следующее место нашего путешествия – Боливия. Посмотрите, где она находится.
Дети находят на карте Боливию – страну в Южной Америке.
Воспитатель:
- На чём можно туда добраться из Марокко?
Ответы-предположения детей.
Воспитатель:
- Из чего можно «построить» этот вид транспорта?
Ответы-предположения детей. (Они сооружают «транспорт» и «едут» на нём в Боливию.)
Воспитатель:
- Вот мы и прибыли! Дети, мы снова попали с вами в пустыню! Каким же здесь чудом хочет нас удивить ветер? Послушайте звуки, которые здесь часто можно слышать.
Педагог включает аудиозапись сильного, сурового, шквального ветра.
Воспитатель:
- Вы догадались, что здесь может происходить? Что это за звуки?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Верно! И, оказывается, такие ветра дуют в Боливии очень часто и подолгу. Что же в этой стране необычного может делать такой сильный ветер?
Ответы-предположения детей.
Воспитатель:
-Давайте попробуем открыть нашу проверочную коробку.
Дети пробуют сделать это, но коробка не открывается.
Воспитатель:
- Чтобы открыть нашу коробку, надо разгадать ребус – отгадать слово, которое здесь зашифровано.
Дети разгадывают ребус: узнают, что это слово «скала».
Воспитатель открывает проверочную коробку и достаёт из неё картинку с выточенной ветром скалой:
- Как вы думаете, почему в Боливии можно увидеть такие скалы, почему они такой необычной формы?
Ответы-предположения детей.
Воспитатель:
- Да, там дуют очень сильные ветры, такой силы, что даже скалы не выдерживают их напора и становятся такими, как вы видите на этой картинке. Видите, насколько велика сила ветра, что он даже может обтачивать скалы. Можно назвать эту скалу чудесной работой ветра? Как можно назвать такой ветер?
Ответы детей (Ветрище, ураган).
Воспитатель:
- Какими словами можно о нём рассказать?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Мы нашли с вами ещё одно доказательство того, что ветер может делать необычные вещи. Куда же мы отправимся с вами дальше?
Дети читают название следующего пункта путешествия – Аргентина, придумывают, на чём они туда поедут из Боливии, проанализировав место её положения на карте и «отправляются в путь».
Воспитатель:
- В Аргентине на побережье или высоко в горах растут одинокие деревья, похожие на нашу сосну или на можжевельник. Но в этом месте Аргентины постоянно и в одном направлении дуют сильные ветры. Из-за этого там можно увидеть необычные деревья. Подумайте и скажите мне, как, по-вашему, они выглядят, на что они могут быть похожи?
Ответы-предположения детей.
Воспитатель:
- Как нам это можно доказать? Давайте проведём опыт. Что можно взять в качестве «дерева» (мы же не пойдём на улицу, а в группе деревья не растут?
Дети приходят к выводу, что для этой цели лучше всего подойдёт цветок (у него один стебель – «ствол» и веточки с листьями, похожие на крону дерева).
Воспитатель:
- Как мы будем создавать ветер? Не забывайте, что он должен быть очень сильным и должен долго дуть в одном направлении. Сможете ли вы сами дуть так сильно и долго?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Может быть для этого лучше использовать какой-нибудь прибор? (Взрослый подводит детей к выбору фена).
Воспитатель:
- Я буду направлять «ветер», а вы смотрите, что будет происходить с нашим «деревом».
Проведение эксперимента.
Ответы детей.
Воспитатель:
- Верно: при сильном ветре «ветви» «дерева» наклоняются в одну сторону. Я уже догадалась, о каком предмете идёт речь. А вы?
Ответы детей (Дерево становится похожим на флаг).
Воспитатель:
- Давайте проверим ваш ответ – заглянем в проверочную коробку.
Взрослый достаёт картинку с деревом-флагом, которое можно увидеть в Аргентине и флажок.
Воспитатель:
- Итак, почему деревья на побережье или в горах Аргентины становятся такими?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Верно, эти деревья растут там, где постоянно и в одном направлении дуют сильные ветры. Крона у дерева-флага лучше развита с подветренной стороны, т. к. с другой стороны условия для роста ветвей неблагоприятные (ухудшается водоснабжение и т. д.). Деревья-флаги имеют обычно наклоненные стволы, которые также сильнее развиваются с подветренной стороны. А корневая система разрастается с наветренной стороны, что способствует прочному закреплению дерева на земле, и оно не падает, а растёт, имея такой причудливый вид. Деревья-флаги часто растут поодиночке. Ветер, как будто бы шутя, «причесал» деревья, «подшутил» над ними.
- Вот как много интересного мы узнали с вами о ветре! Нам уже пора возвращаться в детский сад. Покажите на карте, в каком направлении мы должны отправляться.
Дети показывают направление к окончательному пункту прибытия с помощью карты мира. Они решают отправиться в Северодвинск на воздушном шаре.
Воспитатель:
- Пока мы летим в воздухе, расскажите мне, что нового вы узнали, какие необычные дела может делать ветер?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Я записала ваши ответы на видеокамеру. Я отправлю их в редакцию телеканала «Карусель», чтобы его ведущие рассказали о нашем интересном путешествии и познавательных открытиях всем детям с экрана телевизора. А вы расскажете, о том, что видели и узнали своим друзьям.