Наталия Внукова
Речевой досуг «Визит Феи осеннего леса» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Повторение и закрепление знаний детей об осенних изменениях в жизни природы.
2. Обогащение словаря, связной речи, грамматического строя, повторение и дифференциация тематической лексики (деревья, их плоды семена; грибы; звери).
3. Активизация воздушной струи, тренировка артикуляционной и мимической мускулатуры, тонкой моторики рук.
4. Развитие аналитических способностей, воображения, внимания.
5. Воспитывать интерес к изменениям в природе, любознательность.
Предварительная работа:
Публикация «Речевой досуг „Визит Феи осеннего леса“ в старшей группе» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2014
1. Изучение темы «Осень» (пособие по развитию речи «По дороге к Азбуке», ч. 1, авторы Р. Н. Бунеева, Т. Р. Кислова).
2. Вырезание и раскрашивание с двух сторон листиков деревьев.
3. Прогулка в осенний лес.
4. Сбор сухих веточек деревьев.
Оснащение:
1. Веточки деревьев (без листиков).
2. Индивидуальные наборы из 3-5 одноименных осенних листочков, заранее раскрашенных детьми и приклеенными к ним полосками клейкой лентой.
3. Длинная веревочка с прищепками.
4. Корзинка для картинок.
5.2-3 вазы.
6. Игрушечный мишка.
7. Картинки и карточки.
Костюмы: костюм Феи осеннего леса.
Ход.
Начало досуга.
Воспитатель демонстративно показывает, как ему жарко в помещении: жалуется детям на жару, обмахивается. В конце просит всех детей собраться вокруг него и подуть. Дети начинают дуть, и воспитатель просит их подуть все сильнее и сильнее. Когда дети дуют изо всех сил, воспитатель поднимается (как бы под воздействием образовавшего ветра) и пятится к двери, балансируя и размахивая руками. Затем удаляется за дверь, где быстро надевает на себя костюм Феи, и в таком виде, так же балансируя и размахивая руками, выбегает к детям. В изумлении останавливается и рассматривает детей и помещение.
Ф. : Ой, куда это занес меня осенний ветер? (В детский сад.) Вы кто? (Дети называют себя.) А я Лесная фея. Будем знакомы! (Воспитатель либо наклоняет голову, либо пожимает руки детям.) Когда я проверяла, все ли в порядке в моем осеннем лесу, на меня внезапно налетел такой сильный ветер, что меня просто сдуло с места и принесло сюда.
Что-то я не пойму, какое у вас тут время года. (Осень.) А что это вы так легко одеты? (Потому что у нас в саду тепло.) Так вы и на улице в этой одежде ходите? (Дети рассказывают об осенней одежде и обуви и объясняют, почему она теплее, чем летняя.) И то верно, осенью надо одеваться теплее. У нас в лесу уже настоящая осенняя погода. А у вас в городе какая погода бывает осенью? (Дети описывают особенности осенней погоды.)
Расскажите мне, что вы делаете в дождливую погоду? (Возможны разные ответы.) А я вот и в солнечную, и в дождливую погоду всегда гуляю. Кто же, если не я, позаботится о моих друзьях – деревьях, птицах и зверюшках? Хотите, я и о вас позабочусь? (Дети выражают согласие.) Тогда для начала я превращу вас в деревья. А вы мне в этом поможете. Без ваших знаний и моего волшебства тут никак не обойтись.
Вы знаете названия трех осенних месяцев? (Дети перечисляют.) Осень бывает такой разной : то теплой, как летом, когда летают паутинки, как называется такая осень? (Ранняя, то, когда листья окрашиваются в разные цвета, такая осень как называется? (Золотая, то сумрачной, хмурой, становится холодно, зима стоит уж на пороге, наступает… (Поздняя осень.)
А что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и птицы, и звери, и деревья.
Вы показали, что много знаете об осени. Теперь моя очередь показать вам волшебство. (Воспитатель раздает детям сухие веточки деревьев.) Вот видите, для этих веточек наступила поздняя осень, потому что листики у них совсем облетели. Но в наших силах вернуть им осенний праздничный наряд и повернуть время назад.
С этими словами воспитатель оглядывает помещение и находит часы.
Повторяйте за мной волшебные слова «крибле – крабле – бумс». (Дети хором повторяют.)
После этого воспитатель несколько раз поворачивает стрелки часов в обратном направлении.
Итак, у нас есть 10 минут, чтобы оживить эти ветки. Срочно приступайте к работе, у нас мало времени!
Украшение веток. Дети «приклеивают» листочки к веточкам, получаются веточки с осенними листиками.
Ура! Вы успели оживить эти веточки. И теперь они ваши, а я могу поиграть с вами в такую же игру, как своими деревьями.
Знакома ли вам, дорогие мои деревца, такая игра «Осенние листья»? Протяните ко мне свои руки – веточки, потрясите ими. Итак, игра начинается.
Мы будем читать стихотворение и ритмично выполнять движения. Старайтесь все вместе попадать в ритм.
«Осенние листья».
Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит:
Шур – шур – шур,
Шур – шур – шур. (Ритмично потирают ладонью о ладонь)
И с деревьев их разносит.
Поиграет. Снова бросит. (Ритмично скрещивают вытянутые вверх)
руки.
Тш – тш – тш,
Тш – тш – тш.
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит. (Делают круговые ритмичные движения
указательными пальцами)
У – у – у, у – у – у.
То к земле прижмет, погладит,
Вдруг на веточку посадит. (Ритмично похлопывают ладонями со сменой
положения рук)
Так – так – так, так – так – так.
Соберет большую кучу,
Убежит и сядет в тучу.
Мое волшебство еще не закончилось. Повторяйте за мной еще раз волшебные слова «крибле – крабле – бумс» и я превращу вас в деревья. (Дети повторяют хором.)
С этими словами воспитатель надевает шапочки детям с изображением листочка.
А теперь прошу представиться. (Каждый ребенок представляется названием своего дерева – «Я сосна», «Я рябина» и т. д., читает стихотворение.)
А теперь, когда вы назвали свое древесное имя, поиграем в новую игру: я буду говорить о каком-нибудь из ваших деревьев. Тот, о ком пойдет речь, должен сделать шаг вперед.
– Это дерево считается самым мощным (делает шаг «дуб»).
– Это дерево украшает новогодний праздник (ель).
– Про трусов говорят, что они трясутся, как это дерево (осина).
– У этого дерева самые длинные иголки (сосна).
– У этого дерева красные и горькие ягоды (рябина).
– У этого дерева листья похожи на ладошки (клен).
– У этого дерева белый ствол (береза).
– Это дерево называют «плакучим» (ива).
Стойте, остановитесь! А то вы меня раздавите.
А теперь угадайте, чьи это плоды и семена.
Воспитатель достает из корзины (или коробки) карточки с изображением плодов и семян соответствующих деревьев и демонстрирует их детям по одной, сопровождая вопросами: «Как называется этот плод (эти семена, эти ягоды? Воспитатель восхищается результатом деятельности детей, а затем приглашает их к тому месту, где разложены картинки с изображением лесных зверей.
Ох! Про грибы-то мы забыли? Многие звери остаются зимовать в моем лесу, поэтому я просто обязана побеспокоиться о том, чтобы каждому из них нашелся корм. Грибы – это же одно из главных лакомств лесных обитателей. Идемте, я отведу вас в одно заветное место, где растет множество самых разных грибов. (Воспитатель приглашает детей в ту часть помещения, где «растут» грибы.)
Вот тут надо искать. Кто найдет больше всех грибов, тот будет моим помощником. Только помните, что ядовитые грибы нам не нужны.
Сбор грибов.
В этой зоне спрятаны карточки с изображением грибов (под или за различными предметами мебели и игрушками). На виду лежат только карточки с ядовитыми грибами.
Дети начинают «собирать» грибы. В конце все усаживаются в круг и показывают свои находки. Тут же уточняются названия грибов и их «съедобность», подсчитывается количество найденных грибов. Победитель (или победители) объявляются помощниками Феи и участвуют в подготовке следующего фрагмента досуга.
Я благодарю вас за собранные грибы. Кто из моих лесных обитателей сможет ими полакомиться? (Белки, ежи, кабаны.) Но все они боятся людей и не станут их есть, пока мы рядом. Может вы посоветуете, как нам угостить зверюшек? (Воспитатель принимает задумчивый вид, а дети высказывают различные предложения.) Все ваши предложения заслуживают одобрения, но у меня есть одна вещь, которая окажется нам полезна.
С этими словами воспитатель достает веревочку с прищепками. Она подзывает своего помощника (помощников) и привязывает веревку к спинкам двух стульев. Детям предлагается прицепить карточки с грибами к веревке с помощью прищепок.
Посмотрите, какая красивая и вкусная гирлянда получилась. А где же звери, которые любят полакомиться грибами? (Громко.) Эй, где вы? Ой, разве можно кричать и шуметь в лесу, как вы думаете? (Ответы детей.) Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь. Давайте не будем отпугивать лесных обитателей от гирлянды с грибами и тихонько удалимся отсюда. Пока грибочки сохнут на веревке, их увидит тот, кому они нужны.
Воспитатель (а за ним и дети) на цыпочках направляются в другую часть помещения.
А теперь представьте, что каждый из вас листочек и висит на дереве. Подул ветер, листочки закачались, затрепетали. Ветер оторвал их и понес. Я буду читать стихотворение, а вы кто как хочет, изображайте полет листочков.
Мы – листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
А теперь потопаем по опавшим листьям, пошуршим: шур – шур – шур. Как быстро заканчивается золотая осень и наступает поздняя, с холодными дождями, ветрами, заморозками! Покажите мимикой, какое лицо у золотой осени, а у поздней. Чтобы почувствовать настроение, давайте споем песенку о золотой осени.
Дети исполняют песню.
Засиделась я у вас в гостях! Пора мне домой, в лес. Жаль, что ветра нет. Уж он бы меня мигом доставил. А, знаете, вы сами можете этот ветер вызвать. Для этого подуйте изо всех сил. Три – четыре!
Дети по команде дуют, и воспитатель как бы в замедленной съемке поднимается и пятится задом наперед к двери, балансируя руками. Ближе к выходу обращается к детям постепенно затихающим голосом:
«До свидания, мои друзья! Приходит в лес, там и увидимся!»