Голованева Ольга
Конспект родительского собрания «Экология души»
▼ Скачать + Заказать документы
В гармонии с природой и собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души.
(Н. Луконина)
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме развития в детях гармонии души, воспитания в детях чувства любви, доброты, созидания.
Публикация «Конспект родительского собрания „Экология души“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.
2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития в детях доброты, отзывчивости, сострадания.
3. Обсудить вопрос об организации воспитательной среды в семье, способствующей развитию данных качеств у ребенка.
Форма проведения: педагогическая студия.
Участники: воспитатели, родители 25 человек.
Подготовительная работа: подготовка выставки детских рисунков «Мир глазами ребенка», музыкальное сопровождение, материалы для творческой работы.
Оборудование:
-столы расставлены по кругу, на столах заготовки для визитных карточек, фломастеры;
- на отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;
- презентация на мультимедийной доске.
Содержание собрания-студии :
1. Выставка детских работ «Мир глазами ребенка»
2. Вступительное слово. Сообщение темы встречи.
3. Заполнение визитных карточек: «Будем знакомы».
4. Упражнение для родителей «Что способствует и что мешает развитию в ребенке позитивного восприятия окружающего мира».
5. Обсуждение и сравнение работ родителей. Подведение итогов упражнения.
6. Прослушивание аудиозаписи «Мнения детей» :
1. Кто такой добрый человек? Кем ты будешь, когда вырастешь?;
2. Кого из родителей больше любишь, почему? Чем вместе занимаетесь в свободное время?
7. Обсуждения, выводы.
8. Демонстрация наиболее ярких и «говорящих» детских работ.
9. Рефлексия.
Ход мероприятия
I. Выставка детских работ «Мир глазами ребенка».
II. Вступительная часть
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами на нашем собрании-студии. Тема сегодняшней нашей встречи «Экология души». Что это значит? Когда мы говорим об экологии планеты, мы подразумеваем ее состояние, то есть степень ее чистоты и загрязнённости. Такая же «экология» существует и в нашей душе.
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, пение птиц в небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни, музыку окружающего его мира. Сегодня на родительском собрании мы поговорим о том, как сохранить в ребенке гармонию данную ему от природы; подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви, добра и созидания. Прежде, чем приступить к обсуждению, предлагаю познакомиться.
III. «Будем знакомы»
Заполнение визитных карточек
- Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, чтобы вы лучше узнали друг друга, давайте познакомимся. Я предлагаю вам заполнить визитную карточку, на которой напишите своё имя.
IV. Упражнение для родителей.
Если в душе гармония, говорят, что это человек со светлой душой.
«Мозговой штурм»
Какие качества присущи ребенку со светлой душой? (доброта, сострадание, умение сочувствовать, сопереживать, желающий помогать, защищать младших, заботиться о животных, бережно относиться к природе, уважение к старшим).
«Мнение родителей о своем ребенке»
• Как вы считаете, позитивно ли воспринимает мир ваш ребенок, или наоборот, мир кажется им пугающим и враждебным?
• Можно ли сказать, что ваш ребенок бережливый, чуткий, умеющий сопереживать, жалеть, помогать. Или же наоборот, он больше склонен разрушать: стремится сломать, растоптать живое, ударить, бросить, не умеет помогать, жалеть (можно обсудить, можно анонимно проголосовать – клеить стикеры к соответствующему высказыванию).
Подсчитываются голоса, подводим итоги: большинство родителей считают, что дети их относятся позитивно к окружающему его миру и позитивно его воспринимают. Немного, но все же есть такие родители, кто считает, что в ребенке имеются нотки разрушительного.
«Работа по командам»
Что помогает и что мешает воспитанию в ребенке сострадания, доброго отношения ко всему живому (людям, животным, растениям? Попробуем разобраться. Родители делятся на две (четыре) команды. Командам раздают листы ватмана. На одном листе изображен силуэт ребенка, окрашенный в светлые тона («ребенок-созидатель», на другом в темные («ребенок-разрушитель»). Задание родителям : написать всевозможные факторы, которые способствуют развитию в ребенке данных качеств.
Возможные ответы: 1. гармоничные отношения в семье; любовь родителей (принятие, понимание, жалеем, ухаживаем); чтение книг о природе, добрых поступках; прогулки в лес, на природу; ухаживание за птицами (кормить, строить кормушки); беречь природу (не мусорить, не ломать ветки, не ловить редких бабочек, не разорять гнёзда); игры («Дочки-матери», «Пожалей Мишку», пример родителей (сами помогают старшим, не ломают, не мусорят, не употребляют нецензурные слова).
2. в семье агрессия: конфликты, рукоприкладство; когда унижают и бьют родители ребенка; смотрит боевики, играет в войну, убийства на компьютере; не читают родители; не уделяют внимание совместным позитивным играм; когда ребенок предоставлен сам себе.
V. Презентация работ родителей. Обсуждение. Выводы.
Вывод: 1. Все зависит от нас с вами, от родителей, от нашей с вами культуры, методов воспитания и отношения к миру. Дети перенимают поведение близких взрослых. У ребенка нет своего собственного жизненного опыта и он бессознательно впитывает то, что видит, слышит, чувствует от своих родителей. Если ребенок любим, уважаем своими родителями; если с ним проводят время в играх, прогулках, чтении, совместном просмотре позитивных телепередач, фильмов, то такой ребенок гармонично и правильно развивается – у него не будет агрессии, негативизма, враждебности. А если ребенок предоставлен сам себе, болтается на улице и не чувствует от вас поддержки, уважения и любви к себе, наблюдает скандалы родителей и воспитывается ремнем, то у такого ребенка появляется враждебность к окружающему его миру.
VI. Выставка.
Сейчас вы посмотрите рисунки детей – это их восприятие окружающего мира. Обратите внимание на то, какие цвета выбирают дети, какие сюжеты. Попробуйте определить настроение рисунка. Рисунок может многое сказать о восприятии ребенка окружающего мира. Если мир для ребенка враждебный, то рисунки полны злобы или носят агрессивный характер. Если рисунки позитивные, то и мир для них радостный и светлый. Найдите рисунки своих детей и посмотрите на них глазами своего ребенка. Попробуйте почувствовать, что чувствовал ваш ребенок, во время рисования, подумайте, почему именно это он изобразил на рисунке…
Вывод: Как видите рисунки все светлые, теплых или ярких тонов. Сюжеты, которые выбирают дети, тоже позитивные: природа (цветы, голубое небо, деревья, солнце, трава, бабочки); улыбающиеся люди, животные, дома. Нет ни одного агрессивного, темного рисунка, что говорит о том, что дети позитивно воспринимают окружающий мир.
VI. Мнение детей. Прослушивание аудиозаписи ответов детей.
Подумайте над вопросами:
-Много ли времени вы проводите со своими детьми?
-Кого из родителей ребенок больше любит? Почему?
-Как проводите выходные дни? Чем занимаетесь вместе с детьми в свободное время?
-Читаете ли книжки детям, какие это книги?
Сейчас предлагаю послушать аудиозапись ответов детей на данные вопросы.
Вывод: Большинство детей отмечают большую любовь к маме, чем к папе, т. к. мама не ругает, покупает игрушки…Это говорит о том, что 1. с детьми большую часть времени проводит мама (папа занят в выходные он работает – делает мебель, чинит в гараже; мама читает книжки, покупает игрушки); 2. Мама менее строгая, папа жестче в воспитании, более требовательней. С одной стороны это правильно (мама безусловно любит ребенка, у папы любовь условная (т. е. за что то, похвалу надо заслужить). Папа организует, дисциплинирует, побуждает ребенка к достижению определенного результата, а мама жалеет. То есть папа для ребенка толчок к деятельности, мама отдушина. Для гармоничного развития ребенку нужны оба родителя). С другой стороны, если папа требует, то он и давать должен. Если папа от ребенка эмоционально далеко, проблемами его не занимается, в играх не участвует, то требования его будут либо не восприниматься ребенком, либо «делаться из-под палки» и порождать обиду на отца.
На вопрос как проводите выходные вместе были ответы: я у бабушки; мама за компьютером, папа чинит; мама спит, потом варит, папа на работе. То есть времени проводим с детьми не много. Это и понятно – у взрослых свои заботы и дела. Но находить время для ребенка необходимо (читать ему, посмотреть вместе фильм, всем пойти гулять). Совместные дела объединяют, сплачивают семью, а ребенку доставляют огромное удовольствие, чувство принадлежности, счастья от того, что вы все вместе.
Вывод: Если вы находите время для ребенка, участвуете в его жизни, не отгоняете от себя как назойливую муху, когда он просит почитать или поиграть, то вы легко переживете трудности подросткового периода. А будучи взрослым ваш сын или дочь с желанием и заботой будут помогать своим родителям-старикам.
Будьте внимательны к своему ребенку, читайте ему, играйте с ним, рассказывайте…., любите его….Родитель тот принесет гармонию в душу ребенка, который сотрудничает с ребенком, уважает его маленькую личность, направляет его, поправляет, если оступился.
Сейчас любят поговорить о том, что все, мол, определяется генами. Полемика о том, что определяет человеческую личность – генетический материал или среда, идет не одно десятилетие. Но если бы все действительно изначально было задано наследственностью, то было бы необыкновенно легко воспитывать детей: ведь все уже предопределено. Это очень удобная, но безответственная позиция. Ведь если признать, что каждое родительское действие влияет на характер ребенка, то нужно думать, планировать свое поведение и нести за него ответственность. Это неудобно, трудно и требует особой работы.
VII. Эпиграф. Рефлексия.
Родители высказывают свое мнение о мероприятии, заполняют анкету участника.