Папки-передвижки

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Роль семьи в развитии словотворчества старших дошкольников»

Полухина Светлана
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Роль семьи в развитии словотворчества старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль семьи в развитии словотворчества старших дошкольников»

Составила: Полухина Светлана Анатольевна, воспитатель в. категории

Цель: создание условий для развития словотворчества старших дошкольников, формирование педагогической культуры родителей

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию словотворчества, его значение для овладения ребёнком языковой действительности.

Форма проведения: семинар-практикум

Публикация «Конспект родительского собрания в подготовительной группе „Роль семьи в развитии словотворчества старших дошкольников“» размещена в разделах

Участники: воспитатель, родители.

План проведения:

1. Подготовительная работа

2. Вступительная часть

3. Практикум

4. Прослушивание аудиозаписи детских сочинений. Обсуждение.

5. Заключительная часть. Оценка практикума: жёлтая фишка – нужная и важная информация; синяя фишка – да, неплохо, но меня это не интересует; зелёная фишка – зря потраченное время.

Ход мероприятия:

1. Подготовительная работа

Анкетирование и анализ анкет «Словотворчество и старший дошкольник»

Аудиозапись сочинений детей

Изучение методической литературы и подбор игр для практикума

Создание презентации

Подбор литературы и карточек для совместных игр взрослых и детей по развитию словотворчества

2. Вступительная часть

Мы с вами спланировали собрание по речевому развитию наших детей ещё в начале года. О развитии речи говорить можно много, и все её разделы важны. Мы же сегодня остановимся на словотворчестве, как наиболее актуальной теме именно для старших дошкольников.

Словотворчество или самостоятельное словообразование детей по словарю Ожегова это создание новых слов, в основе лежит восприятие художественной литературы, фольклора, устное народное творчество.

Исследователи рассматривают словесное творчество как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни, выражается в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, поговорок, слово новообразований.

Основная цель речевого развития в детском саду : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлений быта, о повседневной жизни, о природе. Узнать название предмета, придумать новое слово из уже знакомого. Мир становится насыщеннее, интереснее, когда мы запоминаем многочисленные его имена.

Так ли уж это важно? Слово не просто обозначает предмет, оно выполняет функцию накопления знаний, именно к слову прилипает масса сведений, слово их систематизирует и сохраняет. Слово – инструмент общения. Хорошо, когда инструментов много.

Так ли уж необходимо словотворчество в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста? От умения составлять простые предложения со знакомыми словами, от простого воспроизведения чистоговорок, пословиц, стихов, сказок переходим к более сложной стороне речи речевому творчеству. Дети экспериментируют со словами, создают новые, ориентируясь на его смысловую и грамматическую сторону. Это является необходимым условием их речевого развития, подлинному овладению богатством родного языка. Так хочется, чтобы ребёнок почувствовал красоту и звучность родного слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить ясно и понятно.

Развитие речи – основа умственного развития детей. Важнейшее средство речевых навыков – это лёгкость перенесения единиц языка (слова, предложения) на новые не встречавшиеся ранее сочетания. Уметь отличать правильные грамматические формы от не правильных. Чувство языка развивается и тогда, когда ребёнок должен комбинировать языковые единицы в высказывании. Изменение речевой ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребёнка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка.

3. Практикум

Чтобы мои высказывания принесли практическую пользу, предлагаю вашему вниманию некоторые игры, в которые можно поиграть с ребёнком в свободное время. Даже, если это время от детского сада до дома. Эти игры не требуют наглядного материала, больших материальных затрат только время и желание общения со своим ребёнком.

1. Для развития речевого слуха, умения сравнивать слова по смысловому логическому значению игра «Найди ошибку» или «Исправь ошибку» : У бабочки крылышки большие, а у стрекозы прозрачные. Попробуйте найти ошибку в этом высказывании. «У стрижа хвост короткий, а у ласточки красная шейка».

2. Отгадывание загадок и сочинение своих собственных. Попробуйте сами, например, придумать загадку по описанию на любой предмет. Объединитесь в небольшие группы. Три минуты на обдумывание хватит?

3. Дети очень любят слушать небылицы и перевёртыши, сочинять их сами. При этом не надо обвинять их в обмане, они просто фантазируют. Вспомните рассказ Носова «Фантазёры»? Подтолкнуть фантазию ребёнка просто. Попробуйте предложить ему (сначала) закончить предложение: Я вчера летал на луну и…. Пусть придумает, что он мог там увидеть.

4. Развитие и обогащение словаря : Игра «Разговор красок». Я белая краска. Я – снег, я – облако…. Попробуйте сами, например, Я жёлтая краска….

5. Ритм речи хорошо можно показать и развить словотворчество в игре «Удивительные птицы» : две птицы удивительных есть в ящике моем. Если хочешь, то с тобой сыграем мы вдвоем. А чтобы мы могли начать, запомнить должен ты, что у не схожих этих птиц похожие хвосты. Поймать таких смешных пичуг весьма не легкий труд, недаром люди умные их рифмами зовут. И вправду, птицы шустрые из ящика большого вдруг начали вытаскивать наверх за словом слово. Одна достала гвоздь, другая сразу – гость и трость. Теперь достану слово кочка, а ты… (бочка, строчка, сорочка, два листочка, точка).

6. Учимся рифмовать слова и сочинять считалки : 1, 2, 3, 4, 5, учись считалки сочинять. Послушайте начало, сочините вторую и третью строчки. Раз это игра, то выигрывает тот, кто придумает интереснее и длиннее считалку. Фразы: 1) аты-баты, шли ребята; 2) аты-баты…; 3) аты-баты….

7. Развивать речевой слух поможет вам игра «Преврати словечко» : можно ли превратить каплю в цаплю? Во что можно превратить майку?

8. Игра «Вычитание букв». Например: слово «Победа». Нам понадобится карандаш и бумага. В основу можно положить отрывок из сказки С. Погореловского «Что случилось с буквой П». Я рассказываю сказку, а вы вычёркиваете буквы.

Нарисовал карандаш лужайку. На ней машину «Победа». И написал наверху крупными буквами: ПОБЕДА. Заглянул на лужайку Ёжик. Понравилась ему буква П. «Поставлю её, - думает. – перед своим домом. Хорошие ворота будут». Взвалил букву на спину и унёс.

Пришёл Медведь хмурый. Жаловаться стал: «Нет у меня сегодня…» Что подсказали медведю буквы? Чего у него нет? «Верно! – рявкнул Медведь. – Эх, мёду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот и обруч для кадки».

Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел :… Какое слово увидел зайчик? «Ой, где беда!» – заметался зайчик. Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она и за рябину упала. А Зайчик умчался в лес.

Прилетел Аист. Вкусное слово увидел : ЕДА. И верно еда: лягушек – сколько хочешь. Приделал аист с букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унёс. Тут баран пришёл. Заблеял обижено:

- Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

А буквы ему:

- ДА.

Разозлился баран. Разбежался, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. Осталась последняя буква А. Стоит одна-одинёшенька.

Что она одна без друзей сказать может? Только плакать горько: а-а-а-а!

Я предлагаю вам слова, из которых уже вы сами сочините свою сказку. И дома сможете поиграть со своим ребёнком. «КОЛЯ, МАЛИНА, ГУСТОЙ, МАЙ, ОВРАГ, МУХА, ПРОК, ХВОЯ, ЯБЕДА, ЯГОДА, УХОД, УЛЕЙ, СПОР, ГУСЫНЯ, ХВОЯ»

9. Развивать умение слышать все звуки в слове, составлять на основе одного слова множество новых поможет игра «Волшебные слова» : если взять большое слово, вынуть буквы раз и два, а потом собрать их снова, выйдут новые слова. Поиграйте раньше с нами, а потом садитесь сами, вот и слово гастроном, вышел важный астроном. Вышел маг и вышел гном, а за ними агроном. Мост построен на реке, гром грохочет в вдалеке, с нижней палубы матрос от причала тянет трос…. А теперь задание вам: слово здоровье составьте из него новые слова (зов, ров, вор, вздор, взор, воз, вред, здоров).

4. Прослушивание аудиозаписи детских сочинений и их обсуждение

5. Подводя итог нашему семинару, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что те игры, которые мы сегодня с вами выучили, вы станете применять в общении с вашими детьми. Результаты тогда по речевому развитию наших детей будут гораздо выше.

Предлагаю оценить наш с вами семинар-практикум. Если вы считаете, что мы плодотворно поработали и получили нужную и важную информацию – положите в тарелочку жёлтую фишку. Если вас информация заинтересовала, но использовать её вы не собираетесь, вам понадобится синяя фишка. А зелёная фишка – зря потраченное время.

Я предлагаю вашему вниманию памятки с играми для детей. Так как на нашем семинаре мы затронули лишь некоторые из них.

Приложение № 1 Анкета

Уважаемые родители!

Для эффективной работы ДОУ по развитию речи старших дошкольников просим Вас ответить на вопросы:

1. Фамилия, имя ребёнка ___

2. Как в целом Вы оцениваете речь вашего ребё нка: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо (нужное подчеркнуть)

3. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребёнка :

Звукопроизношение

Грамматическая сторона речи

Словарный запас

4. Поощряете ли вы экспериментирование – изобретение новых слов, необычных фраз, небылиц:

Всегда

Иногда

Никогда

Иное___

5. Сочиняет ли Ваш ребё нок: короткие стихи, считалки, песенки, загадки, истории – фантазии:

Всегда

Иногда

Никогда

Иное___

6. Компетентны ли Вы в вопросах развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста или Вам необходима помощь педагогов?___

7. Какая форма помощи Вас устроила бы? Консультация, открытое занятие, индивидуальная беседа, наглядная агитация, практикум. (Нужное подчеркнуть)

8. Ваши предложения, пожелания, замечания

___

Спасибо за сотрудничество!

Приложение № 2

Памятка для родителей

Игры для развития словотворчества

«Рисуем картинку словами»

Хочешь быть необыкновенным художником, который рисует не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту стихотворение о зиме. А ты закрой глаза и представь то, о чём я прочту. Потом расскажешь, что у тебя получилось. Но рассказать надо так, чтобы я тоже могла её представить.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится….

(И. Суриков)

Бахрома

На сосне и на берёзе –

Бахрома:

Белой пряжей

Их запутала зима.

И оставила

Распутывать весне

Эту пряжу на берёзе

И сосне

(В Орлов)

«Придумываем сказку»

1 вариант

- Если долго смотреть, как идёт снег, то кажется, что ветер играет какую-то мелодию, которую мы не слышим. А снежинки танцуют под неё то быстрее, то медленнее. Давай придумаем нежную сказку «Танцующие снежинки».

2 вариант

- Предложить ребёнку сочинить сказку «Что снится деревьям зимой». Но сначала рассмотреть зимний пейзаж или прочитать стихотворение.

«Отгадай загадку»

У каждого игрока картинка, перевёрнута изображением вниз. По очереди с ребёнком придумать загадку по картинке и загадать друг другу. Самые интересные загадки, с образными сравнениями, описаниями, красивыми словами запишите. Получится самодельная книга загадок. Можно её украсить иллюстрациями-рисунками.

«Что ты слышишь в слове

- Что ты слышишь в Слове? Что оно может означать? Давай пропоём слово ДОРОГА, простукаем, прохлопаем, прошепчем. Как думаешь, что оно означает? Ответы детей нашей группы : Дорога, это такая твёрдая и ровная поверхность, по ней машины ездят. Если дорога плохая, с ямами, то можно всю машину расколотить. Папа говорил, если дорогу делать зимой, то она очень дорогая.

Банк слов

Совесть, баклуша, благородство, богатсво. Великий, веселить, взрослый, временный. Доверие. Забывать. Измена. Накапливать, настоящий, находить, ничтожество. Обожание. Подсказка, порядок, последний, правда. Слава, смысл, ссорить. Трудно. Убогий, успешно.

Хорошо, если этот банк слов будет постоянно пополняться.

«Коллекция слов»

Вы в детском саду собираете разные коллекции. Хочешь, мы с тобой будем собирать коллекцию-невидимку? Заведём тетрадь и в неё станем заносить разные слова, чтобы не забыть. Где мы их возьмём? Везде. Посмотри вокруг и увидишь, как везде прячутся слова. Надо только их найти. А можно придумать свои, каких ни у кого нет. Слова-небылицы.

Литература:

1. Глебова С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007 – 111 стр.

2. Синицина Е. Игры и упражнения со словами. М. : ИНВЕС, 2000. – 176 с.

3. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений \ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : ВАДОС. 2004. – 287 с.

4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. – М: ВАКО, 2008 – 336 с.

5. Пилипенко О. П. \\Проблема речевого творчества дошкольников в научных исследованиях. \\ Воспитатель. №5 2015 с. 104

6. Харченко В. \\Как тебя зовут, трава? \\ Дошкольное воспитание №9 2015, с. 60

Публикации по теме:

«Как прошел адаптационный период». Конспект родительского собрания в средней группе ПЛАН 1. Знакомство с родителями. 2. Что такое адаптация в детском саду? Отчет об адаптации 3. Выбор родительского комитета. 4. Рабочие вопросы.

Конспект итогового родительского собрания в старшей группе №7 Конспект итогового родительского собрания в старшей группе №7 Цель:подвести итоги образовательной работы за учебный год. Задачи:способствовать.

Конспект итогового родительского собрания в старшей группеКонспект итогового родительского собрания в старшей группе Задачи: 1. Способствовать формированию коллектива группы; 2. Поддерживать дружеские отношения между воспитанниками группы, между родителями.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей с современными.

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Первый раз в детский сад» Конспект родительского собрания в группе раннего возраста Тема:"Первый раз в детский сад" Программное содержание: • познакомить родителей.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовность к школе» Здравствуйте!Уважаемые родители!Рада видеть вас! Наверное, вы согласитесь, что вопрос о готовности ребенка к школе наиболее актуален.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Безопасность детей на дорогах»Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Безопасность детей на дорогах» Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Безопасность детей на дорогах» Цель: Педагогическое просвещение и вовлечение.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Что я знаю о своем ребенке» Сценарий родительского собрания в ДОУ Родительское собрание на тему «Что я знаю о своём ребёнке?» Время проведения: 30 марта 2016г. Форма.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Эрудит» Конспект родительского собрания в старшей группе «Эрудит». Вед: Тысячу разных вопросов задают нам дети, а вам? Всегда ли вы знаете на них.

КВН «Прикоснись к природе сердцем». Конспект родительского собрания в старшей группе Автор – составитель: Неборская И. Н воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко» Пгт. Тяжинский. Кемеровская обл. Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Роль семьи в развитии словотворчества старших дошкольников»
Опубликовано: 23 июня 2016 в 21:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Роль семьи в развитии словотворчества старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Полухина Светлана (УИ 731491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД