Елена Устюжанинова
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие доброжелательных отношений между сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в старшей группе
«Развитие доброжелательных отношений между сверстниками»
Авторы: Устюжанинова Елена Николаевна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 407» г. Перми, Некрасова Наталья Аркадьевна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 407» г. Перми.
Цели:
1. Познакомить родителей с проблемой излишней конфликтности детей, рассказать о её причинах.
Публикация «Конспект родительского собрания в старшей группе „Развитие доброжелательных отношений между сверстниками“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
2. Рассказать о методах и приёмах этой работы дома и в детском саду.
3. Познакомить с рядом игр, направленных на снятие агрессии, объединение детей, вызывании чувства сопереживания.
Родители с детьми заходят в зал, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель. Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Развитие доброжелательных отношений между сверстниками»
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Воспитатель:
Сейчас поиграем. «Секрет» (дети с родителями)
Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, …., кладёт в ладошку и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет.
Предлагаем вашему вниманию сказку, которую покажут ваши дети.
Дети инсценируют «Как гуси с цыплятами подружились»
Игра «Рукавички»
Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствуют количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3-х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички.
Ведущий наблюдает, как организуется совместная деятельность в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
Ход.
Уже в старшем возрасте дети умеют избегать конфликты, а если втупил – решать их через договор, а не через силу. Умеют сдерживать свои отрицательные эмоции – не заплакать и не ударить в ответ на обиду, в этом возрасте начинают формироваться нравственные чувства – сопереживание, сочуствие.
К сожалению, эта проблема имеет место в нашей группе. Дети плохо умеют договариваться между собой, не уступают друг другу и как итог – частые конфликты. И решают они их через силу, драку, жалобы воспитателям, а не умением договариваться и уступать.
Здесь следует отметить, что мы не говорим о том, что норма – это полное отсутствие конфликтов, этого не может быть. Специфика коллектива в детском саду в том, что ребёнок неизбежно находится в обществе 25 человек. Он вынужден так или иначе соотносить большую часть своих действий с действиями остальных детей. Это не всегда даётся легко и приводит к конфликтам. Его интересы и желания неизбежно сталкиваются с интересами и желаниями других. Он не может уединиться и отдохнуть от избыточного общения.
Так вот, мы поговорим об излешней конфликтности, а самое главное о неумении решать конфликты договором, а не силой, уступкой, а не дракой.
Причины:
1. Научно-технический прогресс, который не способствует моральному совершенствованию людей.
2. Телевидение, кино, мультфильмы, что даёт вполне определённые образцы для поведения. Герои доказывают свою правоту кулаками.
3. Литература. Малышам мы ещё читаем сказки, а чем старше становятся дети, тем больше увлечение комиксами, а там всё те же герои из современных мультфильмов.
4. Наш с вами пример – пример взрослых. Как мы ведём себя в жизни – доброжелательно ли относимся к окружающим, пытаемся ли учитывать не только свои интересы, но и чужие, пытаемся ли договориться в конфликте или ругаемся, не слыша друг друга? Какие бы требования мы не предъявляли к детям, если мы сами не придерживаемся их, то пользы нет.
Как же влияет излишняя конфликтность на ребёнка.
Вы, может быть, подумаете, что это хорошо, если ребенок может добиться своего, даже через конфликт, через силу. Значит он лидер, он добивается своей цели и это ему поможет далее в достичь успеха. Придется вас разочаровать. Психологи утверждают, что такие дети в группе, классе непопулярны, ребята к ним не тянутся, избегают их в общении. А популярны как раз дети неконфликтные, доброжелательные, способные к сопереживанию, которые поддерживают других. А именно у популярных детей выше самооценка, больше уверенности в себе, в своих силах. А значит, и больше возможностей в будущем, во взрослой жизни.
А теперь для коллектива.
Излишняя конфликтность может создать нежелательную, а подчас и невыносимую обстановку для отдельных детей, соответствующее эмоционально состояние в коллективе. И детский сад может стать источником скуки, страха, огорчения, а не местом увлекательного общения.
А вот взаимная доброжелательность способствует возникновению спокойной и веселой атмосферы, создает у каждого уверенность в себе, смягчает неизбежное столкновение интересов.
Теперь давайте рассмотрим, почему дети могут поссориться. (из-за игры)
Если в младшем возрасте конфликты разгораются в основном из-за игрушки, из-за внимания взрослого, то сейчас на сцену выходит сюжетно-ролевая игра и начинает оказывать влияние на взаимоотношения детей.
Чем же она влияет?
1. У ребенка появляется необходимость в живом партнере. Даже самая простая игра предполагает, как минимум участие двух партнеров.
2. Чтобы игра состоялась, была интересной партеры должны более или менее согласовывать свои действия.
— во что будут играть
— распределить роли.
Здесь появляется важное обстоятельство - роль нельзя захватить фактически, как, например, игрушку. В случае несогласия партнер, просто не будет играть. Поэтому, его надо как-то уговорить. И дети начинают овладевать способом оказания психического давления и воздействия друг на друга. Самым примитивным способом является упорное отстаивание своего выбора –«Я буду врачом!”», «Нет, я!» и так до тех пор, пока один не сдастся. Однако скоро они прибегают и к другим способам - обещаниям последующих уступок («В другой раз будешь ты»). Появляются несгибаемые упрямцы, виртуозы психического давления, дети, которые могут быть гибкими- иногда уступают, иногда стоят на своем, а также те, кто почти не способен противостоять давлению сверстников.
3. Но самым важным, что влияет на отношения - развертывание сюжета по ходу игры (предложение новых эпизодов игры и принятие их партнерами). Индивидуальные возможности детей в этом плане весьма различны: одни умеют придумывать увлекательные сюжеты, у других это получается хуже, третьи вообще не владеют этим умением. К хорошо играющим детям тянутся многие дети. У них появляется возможность выбирать себе партнеров и отвергать нежелательных. Плохо играющим детям приходится добиваться того, чтобы их приняли в игру и довольствоваться любым партнером. Так игра становится той силой, которая одних поднимает до уровня “звезд”, а других выталкивает в непопулярные.
Таким образом, взаимоотношения, а следовательно, и конфликты детей вращаются вокруг игры.
Что же мы можем сделать с вами для формирования доброжелательного отношения со сверстниками?
1. Пример взрослых. Дети, как губки. Они перенимают наше поведение моментально. Как ведем себя мы, так будут вести себя и наши дети.
2. Фильтрация информационного потока с телевидения, обсуждение увиденного, характеров и поступков героев (т. е. комментирование поступающей информации)
3. Убедительный показ последствий конкретного соблюдения или нарушения норм по отношению к другим. В его осуществлении помогает художественная литература и обсуждение поступков персонажей.
4. Формирование положительных групповых норм. Это правила поведения и взаимоотношений в группе, которые являются обязательными для всех ее членов. Например: - подчинение результатам считалки, установление в некоторых определенных случаях очередности (качаться на качели, кататься с горки)
Положительные групповые нормы снимают многие поводы для конфликтов.
5. Оценка взрослого. Положительная оценка каждого ребенка перед лицом всей группы способствует тому, что дети оценивают достоинства каждого ребенка и как результат возникновение доброжелательного чувства. Этот прием очень хорош для повышения статуса непопулярных детей. Поступок ребенка, который оценивается не обязательно должен быть подвигом, это может быть уборка игрушек, помощь товарищу, дружная игра, дал кому-то поиграть своей игрушкой и т. д.)
Кроме этого дети очень реагируют на похвалу, стараются повторять или подражать хорошим поступкам.
С вашей стороны - поддержка этого приема: положительные отзывы, характеристики, оценки других детей из группы в беседе со своим ребенком.
6. Совместная деятельность. Известно, что общая работа сплачивает людей. Сознание того, что мы вместе добились какого-то результата вносит элемент взаимной доброжелательности
— эстафеты
— художественные коллективные работы
— уход за грядкой на огороде и т. д.
Это тоже коллективный метод. Но важно, чтобы вы знали об этом, интересовались этой деятельностью детей.
7. Различные игры.
В заключении поиграем ещё в одну игру.
«Да и нет»
Игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на побуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только один голос.
Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто – «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать их очень тихо, постепенно увеличивая их громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, колокольчик, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.
Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.