МААМ-картинки

Конспект сценария русской ярмарки «Чудо чудное! Диво дивное!»

МАРИНА ФОКИНА
Конспект сценария русской ярмарки «Чудо чудное! Диво дивное!»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №12 «Сказка»

городского округа город Фролово

Тема:

«Чудо чудное! Диво дивное

Конспект сценария русской ярмарки

Составила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Фокина Марина Анатольевна

Фролово 2016

Образовательная область: познавательное развитие.

Форма проведения: русская ярмарка.

Публикация «Конспект сценария русской ярмарки „Чудо чудное! Диво дивное!“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид: интегрированное.

Возраст детей:подготовительная группа 6/7 лет.

Формы организованной образовательной деятельности: продуктивная, игровая, двигательная.

Форма организации: группа.

Цели:приобщатьдетей к народной культуре через ознакомление с народными игрушками;учить изготавливать традиционную народную куклу - кувадку.

Задачи:

Образовательные:

• систематизировать знания детей о разнообразии русских народных игрушек,их истории и значении;

• учить различать характерные особенности народных промыслов (материал, роспись);

• познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к ее созданию, подвести к пониманию ее назначения.

Развивающие:

• развивать в детях познавательную активность, умение делать умозаключения;

• развивать память, внимание, воображение, образное мышление, тактильное восприятие;

совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание;

• способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

Воспитательные:

• воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к народным игрушкам;

• содействовать росту уважения к культурному наследию своих предков;

• прививать любовь к русскому народному фольклору;

• формировать потребность и желание самостоятельно делать игрушки.

Словарь новых слов: ярмарка, Каргопольская, Абашевская, молва, кувадка, промысел, тальяночка.

Предварительная работа:

• проведение серий занятий по знакомству с конкретной народной игрушкой;

• подбор литературы о народной культуре, быте, традициях русского народа;

• экскурсия в городской ДК в народную студию «Чудесные фантазии»;

• беседы о старинных игрушках «Куклы наших бабушек», «Моя любимая игрушка»;

• создание мультимедийной презентации, подбор слайдов.

Информационно-технологические ресурсы:

• компьютер;

• мультимедиа проектор;

• презентация Power Point «Чудо чудное! Диво дивное

Музыкальное оформление:

• запись русской народной музыки;

• запись русской народной песни «Карабейники»;

• запись русской народной мелодии «Камаринская»;

• запись русской народной мелодии «Калинка»;

• запись народных наигрышей.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Слайд 1

Русская ярмарка

«Чудо чудное! Диво дивное

Ведущий: Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет!

- Ребята, о каких мастерах-умельцах на весь мир идет молва?

Дети:

- О людях, которые мастерят своими руками!

Ведущий:

- Правильно, земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому и изделия получались яркими и красивыми. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани,и по сей день вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими. Назовите, какие народные промыслы вам знакомы?

Дети:

- Городецкая, хохломская роспись, дымковская игрушка.

Ведущий:

- Молодцы, как много вы знаете народных промыслов. Сейчас о них можно узнать из книг, кинофильмов, а как же узнавали о мастерах и их работах в давние времена, когда не было книг и телевизоров? Как вы думаете? (Дети высказывают свои мысли.)

Слайд 2

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ!

Тебя ярмарка зовет!

Звучит русская народная песня «Карабейники»

Выходят дети-зазывалы, все в русских народных костюмах, в руках у них игрушки (глиняные, деревянные, тряпичные куклы)

1-й зазывала.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары!

Пышут жаром самовары!

2-й зазывала.

Мы ребята удалые!

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовем!

Мы игрушки продаем!

3-й зазывала.

А, ну, честной народ!

Подходи, посмелей,

Покупай товар, не робей!

4-й зазывала.

Здесь игрушки знатные,

Складные да ладные!

Всегда повсюду славятся.

Они и вам понравятся!

Гости, не зевайте!

Кто что хочет – выбирайте!

5-й зазывала.

Чудо чудное!

Диво дивное, а не товар!

Не ходи никуда, а подходи вот сюда!

Гляди, не моргай, рот не разевай,

Ворон не считай, товар покупай!

Ведущий:

- Угадали?

Дети:

- Да. На ярмарке.

Ведущий:

- Конечно, на ярмарке! Ярмарка - это место, где можно купить и продать разнообразный товар. Вот так издавна на Руси, на ярмарке предлагали свой товар народные умельцы. Везли мастера свои изделия на ярмарку из разных уголков нашей большой Родины. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Ребята, а вы желаете побывать на ярмарке народных игрушек?

Дети:

- Да.

Ведущий:

- Приглашаюсовершить экскурсию по самым ярким и известным местам народных промыслов. Итак, мы отправляемся на русскую ярмарку : «Чудо чудное! Диво дивное, в страну глиняных игрушек!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается!

Звучитрусская народная музыка.

Слайд 3.

«Дымковская игрушка»

Ведущий: Есть в России уголок, где из труб идёт дымок.

Кто хоть раз попал туда - не забудет никогда.

Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой,

И свистулькой звонкой, с голосочком тонким.

Ведущий:

- Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается простой и ясной пластической формой, яркой росписью по белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка. Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах.

Дымковских игрушек сверкающий ряд.

Выходит на свет показать свой наряд.

Слайд 4.

«Индюк»

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

Да алеет гребешок.

Слайд 5.

«Олень»

У этого оленя золотые рога.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Слайд 6.

«Конь и барашек»

За оленем кони, кони

Вновь за тридевять земель

И пестреет от погони

Глиняная карусель.

Что за конь! Только тронь –

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

Барашек-свисток.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Слайд 7.

«Яша и Егорка»

Яша – дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У свинки.

Бока крутые

Рога завитые

Копыта с оборкой

На спине Егорка.

Слайд 8.

«Дымковские барышни»

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком

Щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком,

Весь народ на ярмарке.

Звучит русская народная музыка.

Слайд 9-11.

«Филимоновская игрушка»

Ведущий. Ой, свистулечка какая, - Подожди минуточку,

Утка полосатая! Ты откуда, уточка?

Необычная, смешная, Уточка свистит моя:

И чуть-чуть пузатая! - Филимоновская я!

- Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, который сформировался в Тульской области. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.).

Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекают к себе внимание. Необычные яркие игрушки, украшены геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета.

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные.

Всем по нраву

Глиняные забавы!

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Звучит русская народная музыка.

Слайд 12.

«Каргопольская игрушка»

Ведущий:

- Каргопольская игрушка –это настоящая глиняная сказка! Традиционные потешные фигурки, созданные мастерами с добродушным озорством, по сей день продолжают нравиться детям. Характерными чертами каргопольской игрушки являются ее небольшие размеры.

Каргопольские барышни,

Всех на свете краше,

А весельчаки – гуляки –

Кавалеры наши.

Слайд 13.

«Свистулька-утушка»

Ведущий:

- Свистульки-утушки на Каргополье были самыми распространенными и любимыми детворой игрушками. Лепили их к шумным ярмаркам.

- Утушка моховая,

Где, ты, ночь ночевала?

- Там, там, там за болотом,

У Кузьмы – Демьяна…

Где утка шла,

Тут рожь густа,

Околосиста да обмолотиста…

Слайд 14.

Ведущий:

- Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице. «Хозяюшко леса» — медведь весело играет на гармони.

«Медведь с гармонью»

Поляночкой

Идёт медведь с тальяночкой,

Он идёт, гармошку «рвёт»

Баску песенку поёт.

Слайд 15.

«Полкан»

Каргопольская игрушка

Ей не налюбуешься.

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется.

Ведущий:

- Образ Полкана — один из самых интересных в каргопольской игрушке. Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от злых сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой бородой, а туловище как у коня, на ногах копыта. На груди Полкана – лучистое солнышко.

Звучит русская народная музыка.

Слайд 16-17.

«Абашевская игрушка»

Ведущий:

- Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных, часто принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей.

Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Абашевские игрушки лепили только мужчины, передавая свое мастерство от отца к сыну.

Чудо звери, чудо – птицы,

Скачут, прыгают, поют,

Рядом барыни неспешно,

Словно с ярмарки идут.

Разминаем, греем, лепим.

И из-под волшебных рук.

Птица - модница возникла,

Рядом с ней запел петух.

Ведущий:

- Мы закончили экскурсиюпо глиняным игрушкам.

Приглашаю детвору

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши будут красные.

До того прекрасные.

Проводится русская народная игра «Сиди, сиди, Яша».

Дети ходят, взявшись за руки, вокруг сидящего в центре ребенка, и поют:

Сиди, сиди, Яша, Ты забава наша.

Погрызи орехи,Для своей потехи.

«Яша» делает вид, будто грызет орехи. При последнем слове дети останавливаются и хлопают в ладоши, а «Яша» с закрытыми глазами (завязанными в начале кона) кружится.

Свои руки наложи,

Имя правильно скажи.

По окончании песни «Яша» с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, то есть «Яшей», и игра продолжается.

Ведущий. А теперь мы едем дальше,

Нужно много нам успеть,

Надо, чтоб увидел каждый.

Чудеса, каких не счесть.

Ведущий:

- Продолжаем наше путешествие, и мы отправляемся в страну деревянных игрушек.

Звучит русская народная музыка.

Слайд 18.

«Богородская игрушка»

Ведущий. Богородская игрушка –

Деревянная зверушка.

Мишка, зайка, петушок –

полюбуйся-ка, дружок!

Ведущий:

- Забавные деревянные игрушки, которые вырезали в селе Богородском, назывались - «потешки». Самым популярным персонажем из мира животных был медведь. Резчики по дереву делали фигурки по русским народным сказкам - «Вершки и корешки», «Маша и медведь». А символом их искусства стала игрушка «Мужик и медведь», или как ее еще называют, «Кузнецы», где персонажи поочередно ударяют молотом по наковальне.

Слайды 19-20

Мастера взялись за дело –

Вырежут из липы белой

Или мишку-кузнеца,

Или в пляске удальца!

Под ноги ложится стружка.

Вот и курочки-подружки

Весело зерно клюют –

С ними радость и уют.

Раздается громкий звук -

Кузнецы стучат ТУК-ТУК!

Пусть под звуки перестука,

Прочь уйду печаль и скука!

Зайка-зайчушко,

Беленькое ушко,

В огород пошёл,

Там морковку нашёл.

И за хвост морковку,

Тянет очень ловко.

Заинька ловко,

Тянет морковку.

Заинька старается,

Морковка упирается.

Звучит русская народная музыка.

Слайд 21.

«Матрешка»

Ведущий.

- Русская деревянная кукла – матрёшка «родилась» очень давно в городе Сергиевом Посаде. Самая первая кукла изображала девочку в сарафане с петухом в руках. А внутри у неё устроились: старшие дочки-помощницы - в фартучке, с серпом, с плошкой, мальчик в косоворотке, девочка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Всего восемь фигурок. Ее доброе и ясное лицо сразу понравилась и взрослым, и детям. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство.

Матрешка– символ любви, дружбы, счастья и благополучия.

Существует три вида матрё шек: сергиево-посадская, семёновская и полхов-майданская.

Слайд 22.

«Сергиево-Посадская матрешка»

Ведущий:

- На сергиево-посадской матрешке мы видим платок, кофту, сарафан, фартук. Декоративная роспись очень скромна.

Вот игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся!

Слайд 23.

«Семёновская матрёшка»

Ведущий.

- Семёновскую матрёшку отличают яркие букеты цветов на платке, фартуке.

Очень любят все матрёшки

Разноцветные одежки:

Всегда расписанына диво,

Очень ярко и красиво.

Слайд 24.

«Полхов-Майданская матрёшка»

Ведущий:

- У полхов-майданских кукол нет платка, сарафана и фартука. Вместо этого – овал лица и яркие цветы в темном контуре. Сколько кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрёшками зовут!

Ведущий.

- Мы совершили с вами путешествие в мир глиняных и деревянных игрушек. Вам понравилось?

Дети:

- Да.

Ведущий:

- На ярмарке не только торговали, но и веселились. На ярмарке веселье, приглашаем покататься на карусели.

Игра с пением «Карусель» под русскую народную мелодию «Калинка».

Ведущий:

- Дети, отгадайте загадку.

Волосы льняные

В них ленточки цветные.

С лоскутков ее скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она?

Дети:

- Кукла.

Слайд 25.

Тряпичные куклы»

Ведущий (показывает детям куклу) :

- Правильно, этотряпичная кукла. Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Тряпочная кукла - игрушка не простая, а заветная, потому, что искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки. Давайте вспомним с вами, в какие куклы играли ваши прабабушки.

Показ слайдов с изображением знакомых детям кукол.

Слайды 26-30

Ведущий. Делали кукол из тряпок, глины, дерева, бересты, соломы, кости, ниток, лыка, мочала, даже обычное полено могли нарядить куклой.

Самые первые куклы делались из золы. Такая кукла называлась Баба - женское божество. Она была оберегом дома, очага.

Кукла - «стригушка». Когда женщина уходила в поле, она брала с собой ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы или соломы.

Для того чтобы в доме было сытно и богато, хозяйка дома делала куклу «зерновушку».

Делали ее после сбора урожая. В основу куклы входил мешочек с зернами, собранными с поля.

Куколку – пеленашку, мама делала доченьке, когда та ещё в колыбельке качалась.

Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку.

Ведущий:

- Молодцы, ребята, всех куколок вспомнили.

Чтоб было всё в жизни сладко да гладко,

Поможет нам в этом кукла Кувадка.

Ведущий:

- Кувадка – это самая первая кукла-оберег, сделанная мамой для малыша, а потому самая ценная и действенная. Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно и обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок. Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке.

Сегодня мы с вами поучимся делать куколку-кувадку. Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь». Поэтому я попрошу, чтобы мальчики помогли девочкам в изготовлении куклы.

Ведущий показывает, как надо мастерить куклу –кувадку.

Работа детей.

Во время работы звучат народные наигрыши.

Слайд 31.

Схема изготовления куклы Кувадки.

1. 2. 3 2. 5 3. 4. 5.

2. 3.

1-й зазывала. Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведем наш хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою.

2-й зазывала. Раз, два, три, четыре,

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись.

Звучит плясовая мелодия.

Дети пляшут, показывают друг другу куклы.

Подведение итога.

Ведущий.

- А ну-ка правду скажите, ничего не утаите.

- Что вам больше всего понравилось на русской ярмарке?

- Что нового узнали? (Дети высказывают свои впечатления)

Слайд 32.

3 зазывала. Вот и солнце закатилось -

Наша ярмарка закрылась!

4 зазывала. Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Звучит русская народная мелодия «Камаринская».

Зазывалы и дети покидают русскую ярмарку.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пьеса для детского спектакля «Чудо-богатыри земли русской»Пьеса для детского спектакля «Чудо-богатыри земли русской» Захотелось нам к празднику 23 февраля поставить спектакль про русских богатырей. Подходящей детской пьесы не нашлось, поэтому пришлось составлять.

«Чудо-чудное, диво-дивное». Мастер-класс (Художественно-эстетическое развитие)«Чудо-чудное, диво-дивное». Мастер-класс (Художественно-эстетическое развитие) " Пятнистая спинка, На головке усики, Повисла на травинке, Как на нитке бусинка. " Дулепина Ю. Накануне Международного женского дня,.

Фотоотчет с литературного бала «Я помню чудное мгновенье»Фотоотчет с литературного бала «Я помню чудное мгновенье» «Я помню чудное мгновенье…» Фотоотчет с литературного бала Вот и старшая группа позади. Мы активно готовимся в школу. Тогда мы с детьми.

Чудо  чудное, диво  дивное, или опять о кукурузе Предлагаю Вашему вниманию стихотворение, которое опять относится к кукурузной теме. Раз, два, три, четыре Мы кукурузу посадили: Зерна в.

Чудо земли русской Спасо-Преображенский мужской монастырь в МуромеЧудо земли русской Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме Чудо земли русской – Спасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома Спешу рассказать о своей поездке в Спасо-Преображенский мужской.

Фотоотчет «Сказочное путешествие «Диво-дивное — сказка русская»Фотоотчет «Сказочное путешествие «Диво-дивное — сказка русская» Уважаемые коллеги! Наш детский принимает участие в конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению. Организован.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект сценария праздника «Сказка за сказкой» в подготовительной к школе группе Цель: Создать эмоционально-положительную обстановку и формировать доброжелательные взаимоотношения, радостное настроение у детей, активизировать.

Конспект сценария спектакля «Курочка-Пеструшка» для детей средней группы Конспект сценария спектакля "Курочка-Пеструшка" для детей средней группы Программное содержание: -продолжать работу по воспитанию звуковой.

Конспект сценария в старшей группе «Мама милая моя»Конспект сценария в старшей группе «Мама милая моя» Ведущий- Дорогие наши мамы! Мы приветствуем вас и хотим порадовать своим выступлениями. Слово «мама - одно из самих древних на Земле и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект сценария русской ярмарки «Чудо чудное! Диво дивное!»
Опубликовано: 1 мая 2020 в 15:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД