Получи документы

Конспект совместной деятельности педагога-психолога и детей старшего дошкольного возраста.

Наталия Борисова
Конспект совместной деятельности педагога-психолога и детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 126» города Чебоксары

Чувашской Республики

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составитель:

педагог-психолог

Борисова Наталия Александровна.

Чебоксары 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Конспект совместной деятельности педагога-психолога и детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Дошкольный возраст является периодом сензитивного формирования психики. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющими ребенку адаптироваться к социальным условиям жизни.

Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Цели:

Тематической основой конспекта является развитие у старших дошкольников коммуникативных способностей, привитие традиций своего народа, закрепление навыков исследования культуры, привитие чувства патриотизма. Активизация творческой активности.

Задачи:

-Расширить кругозор детей.

-Закрепить у детей знания о культуре родного края.

-Помочь детям освоить новые способы коммуникационного взаимодействия.

-Создать предпосылки для благоприятной социализации дошкольников.

-Развивать слуховую память.

-Вызвать положительные эмоции, улучшить настроение детей.

Материалы:

Мероприятие планируется на кануне Нового года и Рождества, все материалы будут соответствовать этим праздничным событиям.

Сказка о традициях своего народа. Сказку психолог может сочинить сам (см. ниже, экран и проектор для слайдов, тексты детских колядок, красивые картинки с новогодней и рождественской тематикой, детские костюмы ряженых, 1 костюм ряженного для взрослого.

Предварительная работа:

Приготовить, по возможности, слайды для сказки. Если подгруппа постоянная (коррекционная) колядки с детьми можно выучить заранее.

Так-как планируется выступать с колядками перед взрослыми, нужно предупредить их о том, чтобы они приготовили угощение для детей. Это занятие можно сделать открытым, пригласить родителей в музыкальный зал.

Сказка, про мальчика и девочку, которые ничего не знали о праздниках.

Россия огромная страна. В ней, живут очень много народов разных национальностей. Наша сказка про одну из таких наций.

На Чувашской земле в одной небольшой деревушке жили мальчик Улып и девочка Эльпи. Мама у них давно умерла от тяжелой болезни. Дети ее совсем не помнили, потому что были еще малютками. И жили они с отцом лесником, очень угрюмым человеком. Домик их стоял на самом краю деревни, рядом с лесом. Отец не очень любил общаться с жителями деревни, почти каждое утро уходил в лес и приходил домой очень поздно, когда уже совсем было темно.

Дети не ходили в детский сад, так как он находился очень далеко, и оставались дома одни. Они уже почти привыкли, что им не с кем играть. Что другие дети не приходят к ним в гости. Боятся угрюмого и строгого отца.

Летом им было немного веселее чаще светило яркое солнышко, из леса доносились приятные ароматы трав, ягод, грибов и хвои. Ребята играли друг с другом недалеко от деревни. А вот, когда приходила зима, становилось совсем скучно. Они почти всегда сидели дома. И совсем не знали чем можно заниматься в холодные зимние дни и вечера. В один из таких зимних вечеров дети также находились дома и умирали от скуки. Эльпи была постарше и решила сходить в сарайчик за дровами. А Улып сидел и смотрел в окно, наблюдая за заходящим солнцем. Совсем ему грустно и скучно стало и он произнес такие слова; «Неужели зимой не бывает никакого веселья и праздников»? И чуть не расплакался от обиды. Но тут он услышал очень странный шорох. А потом кашель у себя за спиной. Обернулся и увидел небольшого старичка. Эльпи как раз вернулась с охапкой дров, испугалась старика и даже вскрикнула, уронив дрова на пол. Но старичок улыбнулся очень доброй улыбкой и сказал:

-Не пугайтесь меня. Я не причиню вам зла.

- Кто ты?- Хором спросили дети.

- Я Старик - Лесовик. Я пришел рассказать вам о праздниках.

- О каких праздниках?

-Эх дети –дети. Я давно за вами наблюдаю. Еще с самого рождения, когда ваша милая- добрая мама была жива. Тогда и ваш отец был очень веселым и жизнерадостным человеком. И все праздники в этом доме с удовольствием справлялись. Зимой бывает очень весело. В начале зимы справляют Новый год и Рождество. В середине Крещение. А в конце зимы Масленицу.

-Ух-ты как много праздников! –воскликнули дети от восторга.

- Сейчас зима только началась и скоро Новый Год и Рождество. Но в древности, когда Чуваши верили нескольким богам, а не одному, как сейчас. Когда зимний день становился совсем короткий, а ночи очень длинными. У нас появилась традиция встречать праздник Сурхури (овечий дух) в эти дни вся печаль отрицается. А в наши дни так еще называют Рождество по чувашски. Основной смысл этого праздника окончание солнечного года. Девушки гадают и все ходят, друг к другу в гости. А потом, следом за этим праздником идет следующий праздник Кшарни. В этот праздник варят традиционное чувашское пиво «кшарнихер сари»(девичье пиво, а по домам ходят ряженые «асл».

-Дедушка а, кто такие ряженные?- спросили дети.

-Я вам лучше покажу – ответил Лесовик.

Тут он три раза топнул ногой,и дети оказались разодетые в интересные костюмы, как на маскараде. Им очень это понравилось. А дедушка сказал теперь нам нужно разучить «колядки».

-Колядки? Что это такое?- удивились дети.

-Это специальные песенки, которые поют ряженые, приходя в гости, а им за это дарят сладости.

-Ух-ты как весело! Мы очень хотим их выучить!

Они выучили чувашские колядки под названием «н савн»(Нова радость, «Акатпр, акатпр»(Сеем, сеем) и еще много других.

И пошли по деревне, веселые песенки напевая. В каждый дом их приглашали, в каждом доме угощали. Кто пряником, кто пирожком, кто конфетой. Другие дети с радостью присоединились к ним. От души повеселились все, и стар и млад. Тут пришла пора домой возвращаться. Немного грустно стало им, но другие дети предложили пойти и к ним в гости и повеселить их угрюмого отца. Обрадовались Улып и Эльпи такому предложению и дружно пошли к ним домой напевая песенку о том, как хорошо в гости ходить.

Тем временем отец Улыпа и Эльпи уж давно домой пришел. Увидел, что детей нет дома, испугался и подумал, что они в лес ушли и там потерялись. Вышел на улицу звал, искал их повсюду, но никто не отзывался. Лесник совсем растерялся и не знал, как дальше быть. Он подумал о том, что слишком суров был с детьми, не обнимал их никогда, а уж ласкового слова и вовсе не дождешься. Хотел уж, было сесть и горевать, как услышал веселые детские голоса на улице. А через минуту в комнату влетела целая гурьба ряженых детишек. Среди них он узнал и своих детей, так легко и хорошо стало ему на душе. Так захотелось ему, тоже веселиться с ними, петь колядки и танцевать. Дети заметили хорошее настроение отца, и они очень этому обрадовались. Как приятно, когда близкие люди радуются вместе с тобой. «Спасибо Старику - Лесовику», - одновременно подумали дети. Потом все дети получили подарки и сладости. И с хорошим настроением разошлись по домам. А Улып, Эльпи и их отец поблагодарили и попрощались со Стариком-Лесовиком. Лесовик пообещал прийти к детям еще раз и рассказать об еще одном зимнем празднике, который отмечают в Чувашии он называется а варни (Масленица). Но это уже другая сказка.

В конце этой сказки можно задать следующие вопросы:

- Как вы думаете, о чем эта сказка?

- Нужно ли помнить традиции своего народа, для чего?

- Какие праздники отмечаются в зимнее время?

- Какие праздники принято отмечать в вашей семье? (Интересно будет спросить у детей, которые представляют другую национальность)

- Почему угрюмый отец детей стал веселым, что повлияло на него?

Форма работы: подгрупповая (5-8 человек)

Ход занятия:

Приветствие. Психолог выступает в роли сказительницы (сказителя). Уже одет в костюм.

Сказительница.

- Здравствуйте, ребята! Меня называют сказительницей, в давние времена сказителями называли людей, которые рассказывали сказки и интересные истории. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы погрузимся в мир праздника и сказок. Узнаем много интересного про наш родной край, про наши праздники и традиции. И сами поиграем в очень интересную, старинную игру. Хотите?

Дети отвечают. Затем встают в круг, держатся за руки.

Сказительница. Включает приятную музыку.

- Для начала, дети, давайте закроем глазки и представим, что мы погружаемся в мир сказки. Слушайте музыку и представляйте.

Дети стоят, некотрое время, в кругу с закрытыми глазами и расслабляются.

Сказительница.

- Очень хорошо. А теперь я хочу спросить. Какой праздник скоро наступит?-

Показывает тематические картинки.

Дети отвечают.

Сказительница.

- Правильно ребята. Новый год (Рождество). А хотите узнать как отмечались эти праздники давным-давно в наших краях?

Дети отвечают.

Сказительница.

- Тогда, для начала, я расскажу вам сказку.

Читает сказку. После прочтения сказки, задаются вопросы. Ведется короткая беседа с детьми.

Сказительница.

- А теперь, ребята. Давайте оденем костюмы ряженых. И попробуем попеть колядки.

Варианты чувашских колядок:

Пурте: -Айтар, Айтар

Ай, сурхури, керкури

Эмер чулса сулетлер,

Щулта лакра пере килет!

(Идемте, идемте пришли Сурхури, мы идем колядовать)

Пурте: -Эй, кишми, кишми

Пирепарса памасаи

Щими тарла парсассан

Парси пултар хамла пек.

(Хозяйка, если не сваришь горох, мало будет овец. Замоченный и жаренный горох символизирует здоровье домашнего скота).

Варианты русских колядок:

Вместе: -Пришла коляда

Накануне Рождества

Дайте коровку,

Масляну головку!

И дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему косу осьмина,

И зерна ему коврига

Из полузерна -пирог

Наделил бы вас Господь

И житьем и бытьем,

И богатством!

И создай вам Господи

Еще лучше благости!

Вместе: -Коляда, Коляда.

Ты подай пирога

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком.

Сказительница.

-Молодцы дети хорошо выучили колядки. Нас ждут ваши родители и воспитатели. Давайте придем к ним колядовать.

Дети с психологом отправляются в группу или в музыкальный зал колядовать перед родителями. Можно взять музыкальные инструменты (дудочки, деревянные ложки, бубны и т.  д.). Родители и воспитатель подключаются к общему веселью, угощают детей.

Прощание.

Сказительница.

-Ребята, мне пора с вами прощаться. Давайте встанем в круг, закроем глазки и вернемся из мира сказки в настоящий. (Включается приятная музыка.)

Публикации по теме:

Экскурсия по городу Чебоксары!Экскурсия по городу Чебоксары! Уважаемые коллеги, как я уже писала, мы с ребятами часто ходим на экскурсии и прогулки за пределы детского сада. На этот раз я хочу рассказать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности педагога-психолога и детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 2 декабря 2014 в 12:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект совместной деятельности педагога-психолога и детей старшего дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Борисова (УИ 280623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД