Татьяна Ульман
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Огнедышащие вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: Познакомить с вулканом, как явлением неживой природы, расширять представлени о профессиях.
Развивающие: Формировать интерес к неживой природе, продолжать учить проводить исследовательско-экспериментальную деятельность
Воспитательные: помочь осознать красоту и уникальность природы, закреплять представления о сохранении природы
Предварительная работа:
- Чтение «Сказки о речке и вулкане» А. Бормашева, рассматривание картин с разными вулканами.
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Огнедышащие вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей:
Познание, Чтение художественной литературы, Труд, Социализация, Художественное творчество
Педагогические технологии:
- исследовательская
- игровая
- сотрудничества
- ЭОР
Ход:
Педагог вносит письмо от Знайки, который прислал детям фотографии из своего путешествия по Миру. Дети вместе с педагогом достают фотографии, которые оказываются в разрезанном виде.
Вместе предполагают что же могло случиться с фотографиями. Приходят к выводу, что их наверное, разорвал или разрезал Незнайка, навредил.
Педагог предлагает детям сложить и склеить фотографии. Дети разбиваются на пары или тройки отбирают одинаковые элементы и складывают из них цельное фото. (4-6 фото)
*
Педагог читает загадку, после того как все дети сложили фото.
Я плююсь огнём и лавой,
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан.)
*
Значит Мы сегодня с вами поговорим о вулканах. Какие вулканы вы знаете? (Ответы детей.)
Вулкан – это такая гора, у которой вверху есть отверстие – кратер, которое ведёт в глубину Земли. Наша Земля состоит из верхнего твёрдого слоя, среднего – жидкого и горячего, внутреннего – ядра. (Показ картины.)
*
Есть живые (действующие) вулканы, есть спящие и мёртвые (видео). А ещё вулканы бывают наземные и подводные. Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнём, выбрасывают тучи пепла, изливают водопады расплавленного камня. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы засыпают, лишь изредка покуривают: выдыхают в небо лёгкий дымок. Такие вулканы называют спящими. Вулкан – это как печка, только подземная. В ней всё время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мёртвые вулканы никогда не извергаются, молчат всё время, одеты в ледяные панцири и признаков жизни не подают. (Показ разных вулканов на картинах.)
Воронка на вершине вулкана называется «кратер». Когда вулкан просыпается, в кратер из подземелья поступает расплавленный камень. Огненная пасть кратера выплёвывает раскаленные пепел, газы, песок и камни.
Жидкая огненная каша переполняет чашу кратера и льётся вниз по склонам велкана.
Это извержение вулкана. Послушайте стихотворение С. Белокуровой «Вулкан».
- Захотел вулкан чихнуть –
Поднялось давление.
Через жерло магма в путь
Пустилась в приключение.
Пронеслась по жерлу вверх,
Прорвалась наружу
С шумом, треском из прорех
Разлилась. О, ужас!
- Из вулкана во время извержения, как из пушки, могут вылетать раскалённые камни. Камни бывают разные: маленькие, с орешек, и крупные – с дом, круглые и продолговатые, как груши.
- Лава – это раскалённая огненная жидкая масса, похожая на густую кашу, которая изливается на поверхность Земли при извержении вулкана. (Показ лавы на картинке.)
- Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Раскалённые камни и лава могут сжечь поля, леса и дома людей.
Игра – эксперимент «Извержение вулкана».
- Воспитатель с детьми лепит из пластилина полый вулкан в виде конуса с широким основанием и более узкой вершиной с отверстием. Далее ставит вулкан на блюдце, предварительно туда две столовые ложки питьевой соды. Затем тонкой струйкой вливает в кратер «вулкана» уксус. На глазах у детей вулкан начнёт извергаться (химическая реакция соды и уксуса).
- Вулканы выбрасывают много шлака, песка, камней, из которых делают строительные материалы, а из них строят дома, дороги.
Детям предлагается рассмотреть природные элементы (реальные) – шлак, песок, камень. В ходе обсуждения уточняются их свойства – твердость, мягкость, сыпучесть, цвет, запах.
Игра: «Угадай на ощупь» детям предлагается по очереди с закрытыми глазами на ощупь определить рассмотренный материал из ряда: шлак, камень, песок, крупа, грецкий орех, речной камень, уголь, сахар, соль.
- Вулканический пепел – хорошая подкормка для земли, растений. Печка внутри живого вулкана подогревает подземные ручьи. В некоторых местах такие ручьи пробиваются наружу. Источники эти не только горячие, но и целебные, потому что в них растворены многие минералы.
- Чтобы извержение не застало людей врасплох, на вулканах трудятся учёные – вулканологи, которые изучают огнедышащие горы, наблюдают за вулканами с воздуха – с самолётов и вертолётов; сами поднимаются с рюкзаками к вершинам вулканов. Чуть что не так, они мчатся к огнедышащим больным вулканам – прослушивают их, измеряют температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан будет извергаться.
- В России самые популярные вулканы находятся на Камчатке. (Работа с картой – определение на карте самых высоких гор (по цвету) и популярных вулканов в разных странах.)
Вопросы к детям после беседы.
- Какие бывают вулканы? Что такое кратер? Что такое лава? Почему вулкан – грозное явление? Какую пользу приносят вулканы?
- Дети, давайте сейчас каждый из вас нарисует вулкан: живой, спящий или мёртвый. (Готовые работы вывешиваются на выставке.)