МААМ-картинки

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Огнедышащие вулканы»

Татьяна Ульман
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Огнедышащие вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

Образовательные: Познакомить с вулканом, как явлением неживой природы, расширять представлени о профессиях.

Развивающие: Формировать интерес к неживой природе, продолжать учить проводить исследовательско-экспериментальную деятельность

Воспитательные: помочь осознать красоту и уникальность природы, закреплять представления о сохранении природы

Предварительная работа:

- Чтение «Сказки о речке и вулкане» А. Бормашева, рассматривание картин с разными вулканами.

Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Огнедышащие вулканы“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей:

Познание, Чтение художественной литературы, Труд, Социализация, Художественное творчество

Педагогические технологии:

- исследовательская

- игровая

- сотрудничества

- ЭОР

Ход:

Педагог вносит письмо от Знайки, который прислал детям фотографии из своего путешествия по Миру. Дети вместе с педагогом достают фотографии, которые оказываются в разрезанном виде.

Вместе предполагают что же могло случиться с фотографиями. Приходят к выводу, что их наверное, разорвал или разрезал Незнайка, навредил.

Педагог предлагает детям сложить и склеить фотографии. Дети разбиваются на пары или тройки отбирают одинаковые элементы и складывают из них цельное фото. (4-6 фото)

*

Педагог читает загадку, после того как все дети сложили фото.

Я плююсь огнём и лавой,

Я – опасный великан,

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня? (Вулкан.)

*

Значит Мы сегодня с вами поговорим о вулканах. Какие вулканы вы знаете? (Ответы детей.)

Вулкан – это такая гора, у которой вверху есть отверстие – кратер, которое ведёт в глубину Земли. Наша Земля состоит из верхнего твёрдого слоя, среднего – жидкого и горячего, внутреннего – ядра. (Показ картины.)

*

Есть живые (действующие) вулканы, есть спящие и мёртвые (видео). А ещё вулканы бывают наземные и подводные. Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнём, выбрасывают тучи пепла, изливают водопады расплавленного камня. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы засыпают, лишь изредка покуривают: выдыхают в небо лёгкий дымок. Такие вулканы называют спящими. Вулкан – это как печка, только подземная. В ней всё время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мёртвые вулканы никогда не извергаются, молчат всё время, одеты в ледяные панцири и признаков жизни не подают. (Показ разных вулканов на картинах.)

Воронка на вершине вулкана называется «кратер». Когда вулкан просыпается, в кратер из подземелья поступает расплавленный камень. Огненная пасть кратера выплёвывает раскаленные пепел, газы, песок и камни.

Жидкая огненная каша переполняет чашу кратера и льётся вниз по склонам велкана.

Это извержение вулкана. Послушайте стихотворение С. Белокуровой «Вулкан».

- Захотел вулкан чихнуть –

Поднялось давление.

Через жерло магма в путь

Пустилась в приключение.

Пронеслась по жерлу вверх,

Прорвалась наружу

С шумом, треском из прорех

Разлилась. О, ужас!

- Из вулкана во время извержения, как из пушки, могут вылетать раскалённые камни. Камни бывают разные: маленькие, с орешек, и крупные – с дом, круглые и продолговатые, как груши.

- Лава – это раскалённая огненная жидкая масса, похожая на густую кашу, которая изливается на поверхность Земли при извержении вулкана. (Показ лавы на картинке.)

- Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Раскалённые камни и лава могут сжечь поля, леса и дома людей.

Игра – эксперимент «Извержение вулкана».

- Воспитатель с детьми лепит из пластилина полый вулкан в виде конуса с широким основанием и более узкой вершиной с отверстием. Далее ставит вулкан на блюдце, предварительно туда две столовые ложки питьевой соды. Затем тонкой струйкой вливает в кратер «вулкана» уксус. На глазах у детей вулкан начнёт извергаться (химическая реакция соды и уксуса).

- Вулканы выбрасывают много шлака, песка, камней, из которых делают строительные материалы, а из них строят дома, дороги.

Детям предлагается рассмотреть природные элементы (реальные) – шлак, песок, камень. В ходе обсуждения уточняются их свойства – твердость, мягкость, сыпучесть, цвет, запах.

Игра: «Угадай на ощупь» детям предлагается по очереди с закрытыми глазами на ощупь определить рассмотренный материал из ряда: шлак, камень, песок, крупа, грецкий орех, речной камень, уголь, сахар, соль.

- Вулканический пепел – хорошая подкормка для земли, растений. Печка внутри живого вулкана подогревает подземные ручьи. В некоторых местах такие ручьи пробиваются наружу. Источники эти не только горячие, но и целебные, потому что в них растворены многие минералы.

- Чтобы извержение не застало людей врасплох, на вулканах трудятся учёные – вулканологи, которые изучают огнедышащие горы, наблюдают за вулканами с воздуха – с самолётов и вертолётов; сами поднимаются с рюкзаками к вершинам вулканов. Чуть что не так, они мчатся к огнедышащим больным вулканам – прослушивают их, измеряют температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан будет извергаться.

- В России самые популярные вулканы находятся на Камчатке. (Работа с картой – определение на карте самых высоких гор (по цвету) и популярных вулканов в разных странах.)

Вопросы к детям после беседы.

- Какие бывают вулканы? Что такое кратер? Что такое лава? Почему вулкан – грозное явление? Какую пользу приносят вулканы?

- Дети, давайте сейчас каждый из вас нарисует вулкан: живой, спящий или мёртвый. (Готовые работы вывешиваются на выставке.)

Публикации по теме:

Целевые прогулки в октябре для детей 3–4 лет Целевые прогулки Целевые прогулки 1. Целевая прогулка «Наблюдаем за солнцем». Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Лексические темы. Старшая группа месяц Нед. Лексическая тема IX 1 Вот и лето прошло 2 Детский сад. Игрушки. 3 овощи 4 Фрукты. Ягоды. X 1 Осень. Явления живой и неживой природы.

Автор публикации:
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Огнедышащие вулканы»
Опубликовано: 4 октября 2013 в 19:14
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Огнедышащие вулканы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ульман (УИ 69441) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД