МААМ-картинки

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы «Печь — всему голова»

Татьяна Соболева
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы «Печь — всему голова»

«Печь – всему голова»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Труд»

Цель: Знакомство детей с традициями русского народа, приобщение к истокам народной культуры.

Задачи:

1Познакомить детей с предметами русского быта, домашней утварью и ее назначением, развивать интерес к традиционной русской кухне.

2 Обогатить словарь детей народными пословицами, новыми словами

(горница, решето, солонка, кринка, скалка)

3 Формирование первичных гендерных представлений у детей.

Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы „Печь — всему голова“» размещена в разделах

4 Развивать память, мышление, любознательность, речевую активность

в процессе совместной деятельности с детьми при рассматривании слайдов.

5 Воспитывать умение дружно и слаженно заниматься общей деятельностью.

Предварительная работа: Посещение краеведческого музея «Невская застава» для знакомства с предметами домашней утвари, Рассматривание

иллюстраций в книгах с изображением предметов старинного быта,

разучивание пословиц и поговорок, рассматривание альбома «Русский костюм», изготовление макета деревянной избы, изготовление фотоальбома «Что мы видели в музее».

Оборудование: Макет русской печи, набор посуды для выпечки сушек

(миска, решето, скалка, кринка, противень, солонка, предметы муляжи

(тесто, мука, мультимедийная установка с игрой «Сначала было так,

Аудио запись русской музыки (народный наигрыш, народные костюмы для детей и воспитателя.

Ход:

Воспитатель, одетая в русский народный костюм, встречает детей в музыкальном зале под веселую народную музыку.

Воспитатель : Здравствуйте детушки милые! Милости прошу, заходите в

зал. Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня так одеты? Что это за костюмы на вас (сарафаны на девочках, порты и косоворотки на мальчиках). А на мне что за костюм?

Правильно, так ходили в старину. И разговор у нас сегодня будет о русской старине.

«Слава нашей стороне,

Слава русской старине,

И про эту старину

Я рассказ сейчас начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.»

Воспитатель : Прежде чем начать рассказ давайте сядем на лавочки.

Красны девицы и добры молодцы, мы собрались здесь, чтобы увидеть какие предметы окружали наших прабабушек и прадедушек. Вы уже знаете, что они жили в деревянных избах, которые строили всем селом, помогая друг другу. А как вы, думаете, какой предмет в избе был самым главным? Конечно же это русская печь. Давайте поближе ее рассмотрим.

Печь – матушку, печь – кормилицу ставили посреди горницы. Вы знаете, что такое горница? (самая главная комната в избе).

Постарайтесь запомнить это слово. (повторить с 2-3 детьми и хором)

О печке говорили: «Печь – всему голова». Что значит голова? (главная).

Сейчас на улице холодно, а у нас в детском саду и дома тепло. Почему? Ведь печки дома нет, что нас греет? (батарея, а раньше батарей не было, что тогда грело и согревало?

Где в горнице еду приготовить; кашу, картошку сварить? Конечно в печи.

Что нужно, чтобы печь растопить? (дрова)

Давайте мы тоже, понарошку, печь затопим. Как это сделать? (положить в печь дрова и поджечь). Попросим мальчиков, нам помочь, они сильные, могут и дрова наколоть, если надо и печь затопить. (Мальчики кладут дрова в печь, а воспитатель потихоньку зажигает внутри фонарик, имитирующий огонь.)

Воспитатель : Печь накормит и обогреет.

А бывало так, нагуляются дети на улице, замерзнут, одежда вся промокнет, где сушить? (на печке). А если человек простудился и заболел, его на печь уложат, и она его лучше всяких горчичников прогреет, простуда и пройдет.

Вот почему говорят: «Печь всему голова, она и кормит и греет, сушит и лечит»

Кто, ребята знает стихотворение о печке? (ребенок читает)

«Ой, ты печка – сударыня,

Помоги нам боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети.

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!»

Воспитатель : Вспомнила я одну поговорку: Красна изба углами, а стол пирогами». А у меня на столе: Ни пирогов, ни кренделей,

Ни калачей, ни ватрушек,

Ни хрустящих сушек.

Давайте мы испечем сушки, вы же мне поможете?

Чтобы испечь угощение надо тесто замесить. Кто знает, из чего тесто замешивают, что в него кладут?

(Дети встают около столов на которых лежат атрибуты для выпечки, наблюдают за процессом замешивания теста, проговаривают названия посуды и помогают раскатывать тесто и лепят сушки.)

Воспитатель : Посмотрите, сколько у меня посуды на столе. Кто вспомнит, как называется расписная посуда из дерева? (хохломская посуда)

Берем большую миску, в нее просеиваем муку через решето, добавим из солонки соль, а из кринки молоко. И теперь замешиваем тесто. Вот какой колобок получился! Но нам колобок не нужен, мы будем печь сушки, поэтому тесто надо раскатать. В этом поможет мне палочка – каталочка, которая зовется скалочкой. Вот она моя помощница.

«Ай, да скалка – рубля не жалко!

Стану печь пироги, скажу:

- Скалка помоги!

Она и поможет».

И вы, ребята, мне помогите, скалочку покатайте! Ну-ка, вспомните, в какой сказке скалочка упоминалась? Лисичка со скалочкой

А кто написал эту сказку? (Русский народ, поэтому эта сказка – русская народная.

Воспитатель : Теперь самое время сушки лепить, тесто нарезаем, катаем колбаски, затем делаем колечки и укладываем на противень. Дети лепят.

Теперь противень ставим в печь и закроем заслонку. Пусть сушки пекутся, а мы поиграем в игру русскую – хороводную.

Воспитатель заводит хоровод и напевает, а дети повторяют движения

«Ай, тата-тата-тата,

Пожалуйте решета.

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

Пирожки-то на дрожжах

Не удержишь на вожжах! Ух, ты!»

(Повторить песенку 2 раза)

Воспитатель : А еще, ребятки, есть у меня для вас забава. Чудесное блюдечко, да наливное яблочко. Проходите к экрану. (Дети встают около мультимедийной установки лицом к экрану, спиной к печке и пока происходит игра помощник воспитателя потихоньку, заменяет поднос в печке на поднос с настоящими сушками).

Воспитатель :

«Катись, катись яблочко

По чудесному блюдечку

Покажи нам вещи старинные

предметы невиданные»

Посмотрите на экран: Это игра- загадка «Сначала было так…», а как стало теперь вам нужно отгадать.

Раньше люди жили в горнице, а сейчас где? В комнатах, правильно ребята.

Вопросы к детям:

Что изображено?

Для чего вещь служила?

Сейчас используют эту вещь?

Чем ее заменяют?

( Картинки для игры: самовар – чайник, печь- плита, лукошко – корзина, лапти- ботинки, сарафан- платье, свечи- люстра.)

Воспитатель : Молодцы ребята! Все справились с игрой. А пока мы играли, наши сушки уже испеклись, наверно? Посмотрим? Открываем заслонку и прихваткой достаем поднос с сушками. Мы их сложим в корзинку, и в группе вы их попробуете, всех угостите. Ну, а теперь до свидания!

Публикации по теме:

Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе «Звёздочка» утро Образовательные области (интеграция обр. областей).

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы «Печь — всему голова»
Опубликовано: 29 октября 2013 в 14:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД