Светлана Дорофеева
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Проводы зимы. Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста
«Проводы зимы. Масленица»
Цель: Создание условий для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
1. Образовательные:
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством и элементами культуры.
Дать представление о значении каждого дня Масленицы.
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста „Проводы зимы, Масленица“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Рассказать о символе Масленицы.
2. Развивающие:
Развивать творчество и познавательные способности детей с учётом их психологических и возрастных особенностей.
Развивать любознательность и кругозор детей.
Развивать слуховое восприятие, внимание, память, образную речь.
Развивать чувство ритма, координацию движений.
3. Воспитательные :
Воспитывать интерес к русской народной культуре.
Воспитывать уважение к истории русского народа.
Материалы и оборудование:
• Русские народные костюмы для детей и воспитателя.
• Русские народные инструменты – ложки.
• Аудиозаписи: Русская народная музыка.
• Видео презентация.
• Мольберты.
• Картинки (посуда, продукты).
• Нитяные куклы.
• Ленты, лоскутки ткани.
Предварительная работа:
Знакомство детей с русскими народными праздниками и традициями, Разучивание пословиц и поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок. Проведение русских народных игр и хороводов. Обогащение словаря детей: Сани, балаган, шут, скоморох, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки. Изготовление нитяных кукол. Логоритмические упражнения.
Методические приё мы:
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы и ИКТ. Похвала.
Технология: Личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка, детей встречает хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, добры молодцы, да красны девицы! Гости в дом, хозяйке радость!
Дети встают полукругом, здороваются с хозяйкой и гостями.
Хозяйка: Присаживайтесь, гости дорогие!
Я расскажу, зачем вас сегодня пригласила. Долго зима длилась, настала пора её проводить, да весну встретить, а чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы.
А вы знаете, как называется этот праздник?
Предполагаемые ответы детей (ПОД) : Масленица.
Хозяйка: Правильно. Вот и нам пришла пора зиму провожать, а что бы праздник получился весёлым, мне нужна ваша помощь, поможете мне?
ПОД: Конечно, поможем.
Хозяйка: А какие зимние месяцы вы знаете?
ПОД: Декабрь, январь, февраль.
Хозяйка: А какие весенние месяцы вы знаете?
ПОД: Март, апрель, май.
Хозяйка: Молодцы ребята! Масленица-это праздник встречи весны и солнца и отмечали его в конце февраля, начале марта.
Праздник всегда был шумным, весёлым с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горок, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное — это блины! Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях, распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи смешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!
На экране: Русские народные гуляния, Масленица.
Хозяйка: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем?»
Игра: «Что за чем, и перед чем?»
Хозяйка: Какой день наступает после понедельника?
ПОД: - Вторник.
Хозяйка: Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? А какой день недели наступает перед пятницей?
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались люди каждый день на масленичной неделе!
На экране: Первый день Масленицы
Хозяйка: Первый день - Понедельник – встреча.
В гости все к друзьям идут, песни звонкие поют.
Хозяйка: Я вас тоже приглашаю в хоровод. Вы за руки скорее возьмитесь, да в хоровод со мною становитесь!
Хоровод «А мы масленицу дожидались».
Хозяйка: Молодцы вы добры молодцы, да красны девицы, присаживайтесь.
На экране: Второй день масленицы.
Хозяйка: Второй день - вторник – все вокруг играют, Заигрышем называют.
Вот и нам пришла пора поиграть, да весёлые задачки решать. А чтобы было удобнее считать, ваши пальчики вам будут помогать.
1. Решила бабушка блины испечь
Поставила тесто, да затопила печь.
Два блина для внучки, два блина для деда, два для себя и два для соседа.
У ребят скорее спросим: сколько блинов получилось?
2. Шесть веселых медвежат,
К нам на Масленку спешат,
Но один из них устал и домой поковылял.
Ребята пусть ответ найдут: сколько мишек к нам придут?
3. Пять блинов лежало в миске.
Два блина взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
4. Я на Масленке бывала,
Чего там только не видала!
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Хозяйка: Молодцы!
На экране: Третий день Масленицы.
Хозяйка: Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
А вы, друзья, блины любите?
ПОД: Любим.
Хозяйка: И я их очень люблю, только вот беда, совсем я забыла, что мне нужно взять, чтобы их приготовить. Помогите мне с этой бедой справиться.
Дети подходят к столам, на которых разложены картинки с изображением предметов посуды и продуктов. Хозяйка предлагает детям разделиться на две команды. Первая команда (мальчики) будет выбирать картинки, на которых изображены предметы посуды, необходимые для приготовления блинов, и прикреплять их на мольберт. Вторая команда (девочки) выбирает картинки, на которых изображены продукты, необходимые для приготовления блинов, и прикреплять их на второй мольберт.
Хозяйка: Спасибо, ребята, помогли с моей бедой справиться. Присаживайтесь, пожалуйста.
Хозяйка подходит к первому мольберту.
Хозяйка: Ребята, давайте посмотрим, какие же предметы мне нужно взять, чтобы блины приготовить.
ПОД: Миска, венчик, сковорода, поварёшка, лопатка.
Хозяйка: Как назвать эти предметы, одним словом?
ПОД: Посуда.
Хозяйка: Молодцы ребята! Но одной посуды мало, что же, мне ещё нужно взять, чтобы блины приготовить?
Хозяйка подходит ко второму мольберту. Обращает внимание детей на картинки, на которых изображены продукты, просит назвать их.
ПОД: Мука, молоко, яйца, масло, соль, сахар.
Хозяйка: Спасибо, вам ребята! Помогли мне вспомнить. Теперь блины у меня получатся вкусные, да ароматные!
К блинам принято подавать вкусный и ароматный напиток, а какой, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Он горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет.
Силы новые даёт и друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!
Всем гостям ты наливай ароматный, вкусный (Чай)
Конечно, это чай.
На экране: Четвёртый день Масленицы.
Хозяйка: А четверг – Разгуляй, хочешь, пой, хочешь, играй. А не засиделись ли, наши добры - молодцы? Приглашаю вас, на ложках поиграть!
Выходи, не зевай,
Ложки вот не забывай!
Сегодня, я предлагаю вам самим попробовать музыку сочинить. Мы с девочками заклички вам прочтём, а вы попробуете на ложках ритм простучать, послушайте.
Хозяйка читает закличку, предлагает девочкам повторить её вместе, а мальчикам простучать ритм на ложках.
1. Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
2. Ой, Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, калачами,
Да румяными блинами!
Хозяйка: Ну, до чего же хорошо у вас получилось, молодцы вы ребята! Спасибо вам, порадовали нас! Присаживайтесь.
На экране: Пятый день Масленицы.
Хозяйка: В пятницу и субботу по гостям идти охота.
Вся родня собирается,
С гор катается,
Блинами объедается.
Ой, ребята, а у нас неприятности. Посмотрите, художник что-то перепутал.
Что неправильно изображено на картине? Посмотрите на экран и вспомните поговорки и произнесите их правильно.
Дед в печи, дрова на печи.
ПОД: Дед на печи, дрова в печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
ПОД: На столе лепёшки, под столом сапожки.
Хозяйка: Молодцы!
Ребята, а вы помните правила поведения, которые нужно соблюдать за столом?
ПОД: Не разговаривать во время еды, держать ложку правильно, жевать с закрытым ртом и т. д.
Хозяйка: А сейчас я вам задам трудную задачу. Сейчас мы с вами еще раз повторим правила поведения, а вы меня поправите, если я что-то скажу неправильно.
Вот уж гости собираются и хозяйкой восхищаются,
Хозяйке гости говорят:
Очень водный, ваш наряд!
Как правильно?
К столу мы гостя пригласили,
На стол его мы усадили.
Как правильно?
Жду угощения, тихо сижу,
Ножку пока что на стол положу.
Как правильно?
Я, друзья, когда зеваю,
Рот мукою прикрываю.
Как правильно?
За угощение хозяйке много теплых слов.
Вручили мы ей за всё буфет цветов.
На экране: Седьмой день Масленицы.
Хозяйка: А седьмой день – Воскресенье,
Все друг у друга просят прощенья,
Ведь на Масленицу нужно,
Укреплять любовью дружбу.
А вы, ребята, какие волшебные слова прощения знаете?
ПОД: Извините, простите, пожалуйста, я виноват, я больше не буду.
Хозяйка: Давайте и мы попросим, друг у друга прощения и обнимемся.
Молодцы!
Ребята, а вы знаете, что в старину, была ещё одна очень хорошая традиция, люди ходили, друг к другу в гости и обменивались подарками, да добрыми пожеланиями. Вот и я вам предлагаю сделать подарки для своих друзей. Садитесь за столы. Перед вами лежат нитяные куклы, которые мы с вами уже сделали. Я вам предлагаю их украсить. Посмотрите, что я для этого приготовила?
ПОД: Ленты, лоскутки ткани.
Хозяйка: Приступаем к работе. А под музыку и работать веселей.
Дети наряжают кукол.
Хозяйка: Молодцы ребята, очень красивые куклы у вас получились, теперь вы можете обменяться ими с друзьями, и не забывайте сказать друг другу добрые пожелания.
Дети обмениваются куклами и пожеланиями.
Хозяйка: Спасибо вам ребята, помогли мне зиму проводить, да праздник встретить.
А как называется этот праздник?
Сколько дней продолжается Масленица?
Что является символом Масленицы?
Теперь и вы готовы Масленицу встречать, не забудьте родителям рассказать, да блинами дома полакомится. А сейчас вам пора в группу возвращаться. До свидания!
Звучит русская народная музыка, дети прощаются с Хозяйкой и гостями и выходят из зала.