Ирина Ковтун
Конспект тематической организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Мама — первое слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование патриотических чувств, любви к маме и Родине средствами музыкальной деятельности.
Задачи.
Обучающие:
Продолжать знакомство с пьесой П. И. Чайковского «Мама».
Расширять, обогащать словарь эмоционально-образного содержания музыки. Учить детей различать жанры в музыке.
Закреплять:
• Понятия «Ритм», «Динамика», «Дирижер», «Вокальная музыка»;
• Навыки игры на музыкальных инструментах.
Развивающие:
Публикация «Конспект тематической организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы „Мама — первое слово“» размещена в разделах
Развивать музыкально-творческие способности детей через основные виды музыкальной деятельности.
Развивать ритмический, звуковысотный, динамический слух, цветовое восприятие музыкального материала, а также умение поочередно «выключать звук».
Воспитательные:
Воспитывать:
• Внимательное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее.
• Любовь и гордость за свою Родину и родной край.
• Любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы:
ИКТ-технология, «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой.
Наглядные методы (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, аудио – визуальный, элементы музыкотерапии.
Словесный метод (поэтическое слово, пояснение, беседа)
Практические: метод моделирования звуковых отношений.
Игровые методы и приемы (игровая мотивация). Рефлексия.
Предварительная работа: беседа с детьми о том, что, Родина и мама, неразделимые и главные понятия для каждого человека, гражданина своей страны. Разучивание с детьми пословиц стихотворений, песен и танцев о маме и Родине. Знакомство с пьесой «Мама» П. Чайковского (1 занятие, с игрой «Бутерброд».
Средства обучения:
Наглядный материал:
Музыкально-дидактическая игра «Бусы для мамы», цветные карточки, бусинки с изображением цифр, графическое изображение попевки «Милая мама», комплект карточек с изображением детей для рефлексии.
Мультимедиа материал: презентация к разделу «Слушание музыки», «Мама» П. Чайковского.
Видеоролики: «Козлята и волк», «Козлята благодарят детей».
Атрибуты: шары в форме сердца, палочка волшебная, указка, стрелочки-указатели, сердечки из картона, конфеты.
Оформление центральной стены музыкального зала, имитация полянок.
Музыкальные инструменты: металлофон, ложки, шуршунчики, барабаны, бубенчики.
Оборудование:
Ноутбук (2, мультимедийная установка, баян, столы, мольберт (2).
Персонаж: Коза.
Нотный материал:
«Наш край» муз. Д. Кабалевского.
«Милая мама» распевка из сборника Т. Бырченко «С песенкой по лесенке».
Фонозаписи:
«Мама-первое слово» Муз. Б. Жерар,
«Мама» Муз. П. Чайковского,
«Мамочка милая, мама моя» Музыка В. Канищева.
«Мама дорогая» Муз. Н. Тимофеевой,
Фоновая музыка.
Ход ООД:
Дети заходят под музыку «Мама-первое слово» в зал и садятся.
Муз. рук. : Добрый день, мои дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о самых дорогих, самых родных, самых ласковых и нежных – наших мамах! И пусть они сейчас не в этом зале, но наше душевное тепло, безмерная любовь, признательность, восхищения дойдут до них, несмотря на расстояния. Нашим умным, добрым, радушным, щедрым, всем, кому имя – мама, посвящается это мероприятие.
Дети рассказывают стихи о маме.
На экране появляется заставка «Звонок скайпа».
Муз. рук. : Кто же звонит мне в скайп?
Видео. На экране появляется мультипликация с козлятами.
Здравствуйте, ребята, детского сада «Малышок». Помогите нам, пожалуйста. У нас случилась беда!
Муз. рук. : Что за беда такая?
У нас пропала мама (плачут). Это злой волк её спрятал и, наверно, хочет съесть (плачут). Мы её везде искали и там, и там, но её нигде нет. Может, вы нам поможете?
Муз. рук. : Дорогие ребята, вы согласны помочь бедным козлятам найти маму - козу?
Ответ детей : Да, согласны.
Опять слышится звук скайпа, на экране появляется волк.
Волк. : Вашу маму я отдам, если только сможете растопить моё злое сердце. Соберите как можно больше сердец, и я верну её.
Вед. А где же нам найти эти сердечки?
Волк: Ступайте по красным стрелочкам от полянки к полянке, выполните различные задания и получите сердечки.
Муз. рук. : Ребята, отправляемся с вами в путь - дорогу по стрелочкам.
Дети двигаются под музыку к полянке «Загадочная».
Муз. рук. : Художник нарисовал картину на мольберте, попробуйте отгадать, кого он изобразил, послушав отрывок музыкального произведения (Слайд презентации).
Дети слушают отрывок из пьесы «Мама» П. Чайковского.
Ответ детей : Маму.
Муз. рук. : Как звучала эта музыка?
Ответ детей : Спокойно, ласково, нежно, напевно, похожа на неторопливую речь.
Муз. рук. : А теперь пусть экран нам покажет отгадку, скажем волшебные слова и проверим правильный ответ.
«Раз, два, три, нам картину покажи!»
(Картина открывается на экране, на картине изображение матери с ребенком).
-Пьесу, которую мы прослушали, называется «Мама», сочинил известный композитор. Посмотрите на портрет – вспомните и назовите фамилию, имя, отчество композитора?
Показ портрета на экране (слайд)
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель: Верно, ребята.
Вопросы детям:
• Вокальная или инструментальная музыка? (Инструментальная).
• Какой инструмент звучит? (Фортепиано).
• Какой жанр напоминает эта пьеса и почему? (Колыбельную песню, музыка спокойная ласковая, убаюкивающая).
Послушать пьесу от начала до конца (Видео - мультимедиа). Вопрос перед прослушиванием:
• Если б вы были художники, то какие бы цвета подобрали к пьесе «Мама» и почему?
После прослушивания.
Муз. рук. : А, сейчас мы поиграем в игру «Музыкальная палитра» Посмотрите, у меня есть цветные листы бумаги (педагог показывает листы бумаги ярких и нежных тонов – 10-12 цветов).
Нужно подобрать цвета к пьесе «Мама».
И я приглашаю подойти к столику (имена детей).
Дети встают со стульчиков, подходят к столу, выбирают цветные листы.
Предположительно, что дети выберут листы светлых тонов
.Муз. рук. : Ребята, какие цвета вы выбрали: светлые или темные? Почему светлые?
Дети: Потому что музыка добрая, нежная, ласковая.
Муз. рук. : Ребята, смотрите, первое сердечко мы уже заработали. Двигаемся дальше к полянке «Оркестровой».
Дети и музыкальный руководитель двигаются под музыку к «полянке».
Муз. рук. : Ребята, смотрите сколько музыкальных инструментов!
На полянке «Оркестровой» имеется схема игры на металлофоне одной попевки, догадались какой?
Ответ детей : «Милая мама» - эту попевку нужно сыграть на металлофоне.
Вызванный ребенок исполняет попевку на металлофоне, другие дети ее поют.
Муз. рук. : Вы обратили внимание, что на полянке много шумовых инструментов. Мы возьмем инструменты в руки и соорудим для мамочки нашей очень вкусный музыкальный бутерброд.
Ложки – хлеб.
Шуршунчики – масло.
Барабаны - икра.
Бубенчики – зелень.
Все инструменты играют, мама будет съедать поочередно очень вкусные слои (снимать слой за слоем). А инструменты, которые изображают тот или иной слой будут замолкать. Я буду руководить вашим оркестром. Кто я?
Ответ детей : Дирижер.
Муз. рук. :
Очень вкусный получился бутерброд, можно конечно и компот сварить из звуков для мамы, но надо знать, сколько туда их класть мало или много? Как называется сила звука в музыке?
Ответ детей : Динамика!
Музыкальный руководитель проговаривает компоненты, которые нужно положить в компот (вода, сахар, сливы и др.) Показывает руками, жестами динамику от фортиссимо до пиано, дети должны изобразить изменения в музыке силой звучания инструментов.
За выполненные задания на полянке «Оркестровой» дети получают сердечко.
Муз. рук. : Следуем дальше на полянку «Вокальная».
А что мы будем на ней делать?
Ответ детей : Петь песни.
Муз. рук. : На полянке «Вокальной» мы конечно же будем петь песни про ту, которую любим больше всех.
Дети исполняют песню:
«Мамочка милая, мама моя» муз. В. Канищева
Муз. рук. : Любовь к матери, семье, родному дому, перерастает в любовь к Родине, ее культуре и традициям. Послушайте стихотворение «Мама и Родина» А. Старикова.
Дети:
Мама и Родина очень похожи:
мама - красивая, Родина - тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
напоминают луч солнца они
Если поёт мама песню, то ей
вторит весёлый и звонкий ручей.
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам!
Муз. рук. «Одна у человека мать – одна и Родина».
Вопросы детям:
Муз. рук. : В какой стране родились? (В России).
В каком округе живем? (В Ханты-Мансийском).
Муз. рук. : Мы живем в нашем суровом, северном краю, но в то же время богатом нефтью, газом и самобытной культурой.
Я предлагаю вам спеть песню «Наш край». Какой композитор ее написал?
Ответ детей : Д. Кабалевский.
Дети исполняют песню «Наш край» Д. Кабалевского.
За песни о любви к маме и Родине, родному краю вы получаете сердечко.
Муз. рук. : Следуем дальше по стрелочкам вместе с (И. О.) воспитателя.
Воспитатель: Мы подошли к полянке «Отвечайка»
Вы должны договорить вторую часть пословицы о маме.
(Пословицы о маме на выбор воспитателей).
Муз. рук. : На полянке «Отвечайка» мы продолжаем дальше давать ответы.
Вспомните красивые слова о вашей маме, и пропойте их на мелодию, которую сами придумаете.
Дети пропевают слова : красивая, нежная, добрая, ласковая и др.
Зарабатывают еще одно сердечко и отправляются под музыку на полянку
«Украшайка».
Муз. рук. : Все мамы очень любят наряжаться в красивые наряды. Старшая и средняя группы уже сделали доброе дело для нас - собрали мамочкам колье из бусинок разного размера.
А мы дети подготовительной группы и для нас задание будет сложнее.
- посмотрите внимательно, какие все бусы разные, они имеют свой особенный, неповторимый, уникальный ритмический рисунок!
Педагог проводит музыкально-дидактическую игру Т. Белан «Бусы для мамы»
Ребята, а что такое ритмический рисунок?
Ответ детей : Чередование длинных и коротких звуков.
Муз. рук. : Большие бусинки мы будем отмечать длинными хлопками, а маленькие - притопами. Исполним ритм по этой картинке.
Музыкальный руководитель выслушивает ответы детей.
Дети получают сердечко за пройденные задания на полянке «Украшайка».
Муз. рук. : Ребята, посмотрите сколько сердечек мы с вами собрали,
наверное, растопим злое сердце волка.
В зал под музыку заходит Коза.
Коза: Здравствуйте, ребята, рада вас видеть.
Муз. рук. Смотри, козочка, сколько сердечек мы собрали!
Коза: Спасибо, ребята, вы так старались растопить злое сердце волка. Пели песни, рассказывали стихи, пословицы, играли на музыкальных инструментах, исполняли различные ритмические рисунки. И ведь волк действительно подобрел и меня отпустил.
У меня есть волшебная палочка, сейчас я совершу волшебство с сердечками, которые вы собрали. Закрывайте глаза.
Звучит волшебная музыка.
Коза: Раз, два, три, в шары сердечки преврати!
Колдует, дети закрывают глаза.
Сердечки превращаются в воздушные шары в форме сердца.
Музыкальный руководитель предлагает детям с ними станцевать танец «Мама дорогая», а козочке посмотреть его.
После танца. Коза дает детям корзинку с угощением на группу (воспитателю).
На экране появляется видео заставка и звук скайпа.
Видео (козлята) :
Мама, мама, мы тебя очень сильно ждем.
Коза: Иду, иду к вам, мои козлятки.
Козлята: Спасибо вам, ребята из детского сада «Малышок»!
Муз. рук. : Как хорошо все то, что хорошо кончается.
Вы помогли сделать доброе дело: собрать сердечки и растопить сердце злого волка благодаря вашей любви к маме, Родине и, конечно же, вашим знаниям и умениям в музыкальной деятельности.
Рефлексия:
Муз. рук. : И я вас попрошу мнение о проведенном мероприятии выразить следующим способом:
Перед каждым из вас три картинки, вы должны поднять соответствующую (вашему состоянию сейчас).
• Картинка «Веселые дети» - у вас все получилось и все понравилось.
• Картинка «Дети думают» - вам понравилось, но не все получилось, испытывали незначительные затруднения;
• Картинка «Грустные дети» - было сложно, многое не получилось, не понравилось.
Муз. рук. :
Вот и подошло к концу наше занятие и нам осталось только сказать всем «До свидания!» Дети прощаются, уходят из зала.
Список литературы:
Тютюнникова Т. Э «Бим! Бам! Бом! : Сто секретов музыки для детей» : СПб: ЛОИРО 2003 г.
Видео: https://www.youtube.com/embed/XCGWI3qcXcE