Марина Фалеева
Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Познакомить детей с основными методами исследовательской деятельности. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности. Формировать умение работать в коллективе. Расширять представления об окружающем, актуализировать имеющиеся знания. Формировать грамматический строй речи. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Публикация «Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Ход занятия.
1. Организационный момент
Дети рассаживаются на ковре в круг. Воспитатель предлагает поиграть в ученых-исследователей. Уточняется, кто такие учёные и чем они занимаются.
2. Выбор предмета исследования.
На ковре раскладываются карточки с изображением мандарина, яблока, стрекозы, жука, воробья, свиристели.
- Сейчас, уважаемые учёные, выберете, что вы сегодня будете исследовать, о чем будете узнавать. (Дети самостоятельно выбирают карточку)
- Тема нашего исследования ЯБЛОКО. Назначим из нашего коллектива ученых руководителей, я предлагаю Кристину и Фаю.
3. Коллективное обсуждение плана исследования.
- Дети, как вы думаете, с чего начинают свое исследование настоящие ученые? (Воспитатель подводит детей к выводу, что сначала нужно подумать самостоятельно)
- Да, нужно подумать самому и выяснить, что ты знаешь уже. (на мольберт помещается карточка-символ)
- Где еще ученые узнают что-то об интересующем их предмете? (дети называют и выкладывают цепочку символов методов исследования на мольберт)
Подумать самостоятельно
Спросить у другого человека
Посмотреть в энциклопедии, других книгах
Узнать из телепередачи
В интернете
Рассмотреть внимательно (понаблюдать)
Провести какой-нибудь опыт (эксперимент)
- Теперь мы наметим план исследования яблока. Уберем с мольберта то, что сейчас мы не сможешь использовать. (дети убирают символы телевизора, интернета).
- Наш план исследования яблока готов.
4. Сбор материала
- Чтобы не забыть о том, что мы подумали или узнали о яблоке нужно делать записи. Для этого у вас есть много маленьких листочков. Вы еще не умеете писать, поэтому вместо букв будете делать значки-рисунки, чтобы вам самим было понятно. Значки можно придумывать самим.
Дети фиксируют свои высказывания о яблоке: это фрукт; растет на яблоне; растет от семечка; бывает маленькое очень и очень большое; яблоко бывает зеленым, желтым, красным, разноцветным; из яблок варят компот и варенье; яблоко можно есть сырым; маленькие яблочки любят клевать птицы – свиристели, снегири, дрозды; птицы едят семена от яблочек только, а остальное выплевывают.
Листая книги, дети находят картинки с яблоками и просят педагога зачитать необходимую информацию, которую дети также фиксируют на карточках: яблоки выращивают в яблоневых садах; цветок яблони имеет пять лепестков; в сказках бывают волшебные яблоки и т. д.
Дети спрашивают о яблоке у повара и повар называет им много блюд, которые можно приготовить из яблок: яблочный суп, запеканка, салат из яблок и моркови, джем яблочный, запеченные яблоки, жареные яблоки и т. п. Повар дает детям яблоко.
Дети рассматривают яблоко (наблюдение) и фиксируют: круглое, имеет палочку (черенок, красно-желтого цвета.
Эксперимент с яблоком.
Яблоко пахнет
Яблоко хорошо катится
Яблоко гладкое
Яблоко можно удобно разделить на части, разрезав ножом
Внутри есть много маленьких коричневых семян, они находятся в серединке
Кожица у яблока тонкая
Когда яблоко разрезать оно сильнее пахнет
Яблоко вкусное, сладкое и немножко кисленькое
5. Подготовка к докладу. Обобщение информации.
- Раскладываем наши карточки с информацией о яблоке. Будем обсуждать, что мы узнали интересного, нового о нашем яблоке. (Воспитатель помогает детям собрать воедино информацию, отбросить лишнее, построить ход доклада)
6. Доклад и ответы на вопросы слушателей.
На детей-руководителей исследования надевают накидки и академические шапочки. Девочки делают доклад. После завершения доклада, другим детям и вошедшим в группу взрослым предлагается задать вопросы к докладчикам.
Поощрить детей, задавших наиболее интересные вопросы. Поздравить докладчиков с успешным окончанием исследования.