Приложение МААМ

Конспект урока «Изучение выразительных средств художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя»

Махрова Любовь
Конспект урока «Изучение выразительных средств художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя»
▼ Скачать + Заказать документы

Класс: 9 «а»

Предмет: русский язык

Учебник: Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на элект. носит. В 2 Ч. / Ч. 1 [В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной – М. : Просвещение, 2016. – 383 с.

Тема: Лингвистический аспект изучения художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

Тип урока : комбинированный

Вид урока : урок формирования и совершенствования знаний

Публикация «Конспект урока „Изучение выразительных средств художественного текста поэмы „Мертвые души“ Н, В, Гоголя“» размещена в разделах

Цель урока : определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке (на примере анализа художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя).

Задачи:

Образовательные:

-повторить теоретический материал, определение сравнения;

- проанализировать художественный текст поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя, определить способы выражения сравнения;

- выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения;

- подготовка к сдаче ГИА.

Развивающие:

- продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;

- развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

- формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Используемые методы и приемы: слово учителя, беседа по вопросам, работа с учебником, индивидуальный опрос учащихся, наглядно-иллюстративный материал.

Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, работа с лингвистической и психологической терминологией, работа со словарем, беседа.

Оборудование: текст поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя, малый академический словарь, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«Все в мире мы узнаем не иначе,

как через сравнение…»

К. Д. Ушинский

I. Мотивационно-ориентировочный этап

1. Организационный момент. Проверяется готовность школьников к уроку. Осуществление подготовки к ГИА является неотъемлемой частью продвинутого курса русского языка 9-го класса. Сегодня на уроке мы снова будем ссылаться на слова К. Д. Ушинского, которые станут воплощением урока, на котором мы закрепляем способность анализировать литературный текст, работать со сравнениями и применять теоретические знания при выполнении различных задач.

Определим предмет исследования со ссылкой на структуру урока. Для того, чтобы правильно проанализировать текст, вам необходимо знать, какие языковые инструменты выражают текст и создают общую выразительность языка. Ученики 9 класса должны уметь анализировать языковые характеристики исходного текста, правильно классифицировать изобразительные средства языка и определять их функцию в тексте.

Троп – использование слова в переносном смысле для характеристики каждого явления с помощью вторичного смыслового затенения, присущего этому слову. Путь основан на сравнении двух концепций, близких во всех отношениях.

Вопрос от учителя: «Тропами являются…»

Школьники отвечают: эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, перифраз, олицетворение, сравнение.

II. Операционно-деятельностный этап

1. Введение в тему. Николай Васильевич Гоголь в течение многих лет работал и накапливал свой языковой материал, не покладая рук шлифовал текст, поднимая его до возможного совершенства. Очень часто в творчестве Гоголя встречается художественный прием – сравнение. Более подробно мы с Вами рассмотрим это на примере поэмы «Мертвые души».

2. Беседа по вопросам:

- Назовите главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

- Какова композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

- Ребята, давайте с Вами вспомним основные способы сравнения, которые встречаются в художественной литературе?

- Как вы думаете, с какой целью Н. В. Гоголь так часто использует сравнения?

3. Синквейн. Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т. д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах.

Синквейн

Средства выразительности

Они

Красивые, живые (необычные)

Украшают, описывают, имитируют

Импользование сравнений в художественном тексте отражает богатство языка, богатство мыслей и внутреннего мира писателя и т. д.

Сокровища речи (тропы) Средства выразительности

Они

Непонятные, разнообразные

Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте

(усложняют, путают, озадачивают)

Богатства великого русского языка неизмеримы

Проблемы

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ГИА? (Обсуждение в группах.)

• Повторить термины;

• Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

• Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

• Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте (поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя).

4. Работа в группах.

Учитель: А сейчас займемся анализом художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя и выясним, какие способы выражение имеет сравнение.

Задание группе № 1

В примерах из художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.

Ответьте на вопросы:

Какой частью речи является это слово?

В форме какого падежа оно стоит?

Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение. (существительным в т. п.). Привести примеры из текста для анализа.

Задание группе № 2

В примерах из художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.

Ответьте на вопросы:

При помощи каких союзов происходит сравнение?

Как в русском языке называются такие синтаксические конструкции?

Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение (сравнительный оборот). Привести примеры из текста для анализа.

5. Работа с учебником.

III. Рефлексивно-оценочный этап

• Подведение итогов урока. Учитель выставляет оценки учащимся.

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение (до 5 стр.) по анализу художественного текста поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» с использованием тропов.

Публикации по теме:

Фотозарисовка «210 лет со дня рождения Н. В. Гоголя»Фотозарисовка «210 лет со дня рождения Н. В. Гоголя» Посвящение Гоголь. Автор И. Ягуза Делать просто репортаж о ежегодном АРТ-салоне в Ростове мне показалось не очень целесообразным. И потому.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества «Волшебные узоры»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества «Волшебные узоры» Уважаемы коллеги и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД "Волшебные узоры" Цель: обобщить и систематизировать знания.

Конспект НОД в средней группе «Игрушки и малыши подружились от души» Цель : Закркплять и уточнять знания детей о предметах ближайшего окружения. Образовательные задачи. Продолжать учить детей называть игрушки,.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Изучение ПДД в ДОУ Очень важно в дошкольном возрасте формировать навыки выполнения правил поведения на улице, дороге. Уличное движение делает дороги всё более.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока по плаванию «Изучение плавания кролем на груди» для 2 класса Конспект урока по плаванию для 2 класса. Тема урока: «Изучение плавания кролем на груди» Цель: 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Развитие.

Конструкт урока в 5 классе «Живописный пейзаж с использованием графических средств» Конструкт урока Тема урока: Живописный пейзаж с использованием графических средств. Класс: 5 Цель: Формировать умения чувствовать и определять.

Макет по сказке А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила»Макет по сказке А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» Актуальность. Сказки А. С. Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. Ребенок берет из сказки А. С. Пушкина ощущение радости жизни, светлую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Изучение выразительных средств художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя»
Опубликовано: 2 мая 2020 в 16:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока «Изучение выразительных средств художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя»» (включая файлы) размещена пользователем Махрова Любовь (УИ 2319812) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД