Получи документы

Конспект урока «Изучение выразительных средств художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя»

Махрова Любовь
Конспект урока «Изучение выразительных средств художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя»

Класс: 9 «а»

Предмет: русский язык

Учебник: Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на элект. носит. В 2 Ч. / Ч. 1 [В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной – М. : Просвещение, 2016. – 383 с.

Тема: Лингвистический аспект изучения художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

Тип урока : комбинированный

Вид урока : урок формирования и совершенствования знаний

Публикация «Конспект урока „Изучение выразительных средств художественного текста поэмы „Мертвые души“ Н, В, Гоголя“» размещена в разделах

Цель урока : определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке (на примере анализа художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя).

Задачи:

Образовательные:

-повторить теоретический материал, определение сравнения;

- проанализировать художественный текст поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя, определить способы выражения сравнения;

- выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения;

- подготовка к сдаче ГИА.

Развивающие:

- продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;

- развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

- формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Используемые методы и приемы: слово учителя, беседа по вопросам, работа с учебником, индивидуальный опрос учащихся, наглядно-иллюстративный материал.

Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, работа с лингвистической и психологической терминологией, работа со словарем, беседа.

Оборудование: текст поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя, малый академический словарь, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«Все в мире мы узнаем не иначе,

как через сравнение…»

К. Д. Ушинский

I. Мотивационно-ориентировочный этап

1. Организационный момент. Проверяется готовность школьников к уроку. Осуществление подготовки к ГИА является неотъемлемой частью продвинутого курса русского языка 9-го класса. Сегодня на уроке мы снова будем ссылаться на слова К. Д. Ушинского, которые станут воплощением урока, на котором мы закрепляем способность анализировать литературный текст, работать со сравнениями и применять теоретические знания при выполнении различных задач.

Определим предмет исследования со ссылкой на структуру урока. Для того, чтобы правильно проанализировать текст, вам необходимо знать, какие языковые инструменты выражают текст и создают общую выразительность языка. Ученики 9 класса должны уметь анализировать языковые характеристики исходного текста, правильно классифицировать изобразительные средства языка и определять их функцию в тексте.

Троп – использование слова в переносном смысле для характеристики каждого явления с помощью вторичного смыслового затенения, присущего этому слову. Путь основан на сравнении двух концепций, близких во всех отношениях.

Вопрос от учителя: «Тропами являются…»

Школьники отвечают: эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, перифраз, олицетворение, сравнение.

II. Операционно-деятельностный этап

1. Введение в тему. Николай Васильевич Гоголь в течение многих лет работал и накапливал свой языковой материал, не покладая рук шлифовал текст, поднимая его до возможного совершенства. Очень часто в творчестве Гоголя встречается художественный прием – сравнение. Более подробно мы с Вами рассмотрим это на примере поэмы «Мертвые души».

2. Беседа по вопросам:

- Назовите главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

- Какова композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

- Ребята, давайте с Вами вспомним основные способы сравнения, которые встречаются в художественной литературе?

- Как вы думаете, с какой целью Н. В. Гоголь так часто использует сравнения?

3. Синквейн. Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т. д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах.

Синквейн

Средства выразительности

Они

Красивые, живые (необычные)

Украшают, описывают, имитируют

Импользование сравнений в художественном тексте отражает богатство языка, богатство мыслей и внутреннего мира писателя и т. д.

Сокровища речи (тропы) Средства выразительности

Они

Непонятные, разнообразные

Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте

(усложняют, путают, озадачивают)

Богатства великого русского языка неизмеримы

Проблемы

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ГИА? (Обсуждение в группах.)

• Повторить термины;

• Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

• Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

• Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте (поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя).

4. Работа в группах.

Учитель: А сейчас займемся анализом художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя и выясним, какие способы выражение имеет сравнение.

Задание группе № 1

В примерах из художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.

Ответьте на вопросы:

Какой частью речи является это слово?

В форме какого падежа оно стоит?

Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение. (существительным в т. п.). Привести примеры из текста для анализа.

Задание группе № 2

В примерах из художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.

Ответьте на вопросы:

При помощи каких союзов происходит сравнение?

Как в русском языке называются такие синтаксические конструкции?

Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение (сравнительный оборот). Привести примеры из текста для анализа.

5. Работа с учебником.

III. Рефлексивно-оценочный этап

• Подведение итогов урока. Учитель выставляет оценки учащимся.

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение (до 5 стр.) по анализу художественного текста поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» с использованием тропов.

Публикации по теме:

Фотозарисовка «210 лет со дня рождения Н. В. Гоголя»Фотозарисовка «210 лет со дня рождения Н. В. Гоголя» Посвящение Гоголь. Автор И. Ягуза Делать просто репортаж о ежегодном АРТ-салоне в Ростове мне показалось не очень целесообразным. И потому.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества «Волшебные узоры»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества «Волшебные узоры» Уважаемы коллеги и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД "Волшебные узоры" Цель: обобщить и систематизировать знания.

Конспект НОД в средней группе «Игрушки и малыши подружились от души» Цель : Закркплять и уточнять знания детей о предметах ближайшего окружения. Образовательные задачи. Продолжать учить детей называть игрушки,.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Изучение ПДД в ДОУ Очень важно в дошкольном возрасте формировать навыки выполнения правил поведения на улице, дороге. Уличное движение делает дороги всё более.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока по плаванию «Изучение плавания кролем на груди» для 2 класса Конспект урока по плаванию для 2 класса. Тема урока: «Изучение плавания кролем на груди» Цель: 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Развитие.

Конструкт урока в 5 классе «Живописный пейзаж с использованием графических средств» Конструкт урока Тема урока: Живописный пейзаж с использованием графических средств. Класс: 5 Цель: Формировать умения чувствовать и определять.

Макет по сказке А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила»Макет по сказке А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» Актуальность. Сказки А. С. Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. Ребенок берет из сказки А. С. Пушкина ощущение радости жизни, светлую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Изучение выразительных средств художественного текста поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя»
Опубликовано: 2 мая 2020 в 16:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД