Антонина Орлова
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»
▼ Скачать + Заказать документы
(старшая группа)
Задачи:
– расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего слова «насекомые»;
– уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые» :
– совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов; употребление предлогов : на, в, за, под, над);
– совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов;
– развитие длительного плавного выдоха;
– развитие слухового внимания;
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка „Спасение бабочки“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
– развитие речевого слуха, памяти и мышления;
–формирование навыков доброжелательности, самостоятельности;
– воспитание любви и бережного отношения к природе, насекомым.
Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых; бабочки, вырезанные из цветной бумаги; паутинка и пауки (пластмассовые или бумажные, запись звуков насекомых, настоящий или искусственный цветок в горшке, изображения цветов, мяч, карточки «Четвёртый лишний».
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Полёт бабочек».
Вспомните и назовите какое сейчас время года? (лето) Назовите месяц. (июнь). Что произошло в природе летом? Кого можно увидеть в цветах? (перечисляют). Как назвать их, одним словом? Вы догадались, о ком мы сегодня с вами будем говорить?
Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Каждый возьмите и положите себе на руку. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как правильно дуть? (спокойно, плавно; воздух нужно набрать через нос, а выдыхать через губы вытянутые трубочкой). Чего не надо делать? (надувать щёки, резко выдыхать).
2. Проблемная ситуация
Ребята, скорее подходите к доске. Смотрите, вы так сильно дули, что одна бабочка улетела и попала в паутину. Она сильно запуталась, ей не выбраться. Ещё и пауки окружили бедную бабочку. Что же мы будем делать? Как спасём её? (дети предлагают). Пауки мне шепнули, что они выпустят бабочку если вы выполните их задания. Согласны? Посчитайте, сколько пауков окружили бабочку? (6). Сколько заданий нам предстоит выполнить? (6).
Задание 1 Игры «Звуки на поляне», «С какого звука?»
Все насекомые спрятались и только издают звуки. Послушайте и скажите, чей это голосок? (Дети слушают, называют, кого они услышали: комар, муха, шмель, кузнечик, стрекоза. Логопед выставляет игрушки насекомых, отгаданных детьми).
На полянку прилетели и другие насекомые. Вспомните их названия и определите первый звук в словах. (жук – ж, гусеница –г, пчела –п и другие).
Молодцы ребята, вы справились с первым заданием, и один паучок уползает с паутинки. Но и дугой паучок хочет вам задать вопросы и поиграть.
Скажите, чем похожи все насекомые? Чем они отличаются?
Задание 2. Игра «Где насекомые?».
Все насекомые попрятались. (Логопед берёт игрушки-насекомых и помещает (за, над, под, на, в) по отношению к цветку) Расскажите, где находятся насекомые? (Муравей сидит на листочке, гусеница спряталась за цветком, стрекоза летает над цветком и другие). Аналогично составляются предложения про всех насекомых.
Спасибо, паучку понравилось, как вы играли, и он уполз.
Задание 3. Игра «Разноцветные цветочки».
(На доске четыре изображения цветов.)
Третий паучок хочет, чтобы вы рассадили насекомых по цветам. Посадите на красный цветок тех насекомых, в названиях которых один слог (шмель, жук); на жёлтую - тех, в названиях которых два слога (оса, паук, пчела, комар, муха); на синий - тех, в названиях которых 3 слога (бабочка, стрекоза, муравей, на зелёный - тех, в названиях которых 4 слога (гусеница). Дети выполняют и комментируют задание.
И с этим заданием вы справились, снова паучок уползает с паутины. Но у нас впереди ещё два задания.
Задание 4. Игра «Правильно ли я сказала».
Четвёртый паучок, шепчет мне не понятные предложения. Я вам сейчас их назову, а вы послушайте и скажите, правильно ли я сказала? Исправьте ошибки.
- Бабушка летает около цветка. (бабочка)
- Пила летит и жужжит. (пчела)
- Лук ползёт по ветке. (жук)
- Воробей залез в муравейник. (муравей)
- Самовар укусил Машу. (комар)
- Коса больно ужалила Петю. (оса)
Задание 5. «Закончи предложение» (с мячом)
Ребята, встаньте в круг, поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение».
- Майский жук большой, а божья коровка.. .
- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы.. .
- У жука усы толстые, а у бабочки.. .
- У шмеля спина широкая, а у водомерки.. .
- Муравьи полезные, а мухи.. .
И это паучок освобождает паутину, а мы с вами отдохнём.
Физкультминутка.
Превращение в насекомых. Превратились все в жуков, ос, кузнечиков, стрекоз и т. д
Задание 6. «Кто лишний».
Последний паучок приготовил картинки. Определите, какая картинка в каждом ряду лишняя.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.
Оса, шмель, овод, паук.
Муравейник, муха жук, пчела.
Бабочка, комар, воробей, жук.
Божья коровка, кузнечик, паутина, гусеница.
Итог занятия.
Вот и последний паучок уполз и освободил паутину. Теперь бабочка свободна. (Логопед убирает паутину). Посадим, ребята её на окно, откроем его. Теперь бабочка свободна и может лететь. А вам, большое спасибо за помощь.