Ирина Степанова
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка на тему «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнять и расширять знания детей о космосе;
• Активизировать словарь по данной теме;
• Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Коррекционно-развивающие :
• Развивать познавательный интерес детей, внимание, память;
• Развивать интерес к выполнению заданий;
• Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка на тему „Космос“» размещена в разделах
• Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, чтение стихов и рассказов о космосе.
Материалы и оборудование:
зрительная гимнастика, шарики Су-Джок, презентация «Космос», глобус
Ход НОД:
1. Логопед обращается к детям:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними…
Скажите, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное)
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, какой праздник мы отмечали 12 апреля?
Послушайте и отгадайте мою загадку:
Человек сидит в ракете,
Смело в небо он летит.
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
- Правильно, это космонавт. Кто такой космонавт?. Каким должен быть космонавт? (Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым.)
Кто сможет назвать фамилию человека, который первым полетел в космос? СЛАЙД 1
Правильно, это Ю. А, Гагарин. 12 апреля 1961г. он впервые полетел в космос и поэтому 12 апреля стали считать Днём космонавтики.
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог!
- А вы хотели бы стать космонавтами? (да). Тогда я приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где вы пройдёте специальную подготовку!
- Ребята, мы уже сказали, чтобы стать космонавтом нужно быть и смелым и отважным, умным…и конечно же здоровым! Что делают космонавты, чтобы быть здоровыми?
(Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм - делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы.)
Давайте и мы начнем с массажа и разомнем пальцы рук с помощью специальных тренажеров (Су-Джок) .
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
И ладошки согреваем.
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко.
-Кроме хорошего здоровья, космонавты должны быть еще и умными, согласны?
Поэтому я предлагаю вам выполнить следующие задания.
- Итак, 1е задание! На ваших карточках, а они в виде звездного неба, нарисовано много разных букв. Нужно среди них найти буквы, которые обозначают гласные звуки и обвести их в красный круг.
Какие буквы вы обвели красным цветом? (спросить нескольких детей). Как вы догадались, что эти буквы обозначают гласные звуки? (можно спеть, когда их произносим, звук не встречает препятствия).
2-е задание: Кто загадку отгадает, тот со мною поиграет…
Не дойти до них ногами,
Не достать до них руками,
Их не видно ясным днём,
В темноте горят огнём.
- Говорят, что звезды очень трудно считать, давайте проверим это – посчитаем их!
СЛАЙД 2 Д/игра «Веселый счет» Ребята, сколько звезд в этом созвездии?
А здесь? Сколько тут звезд? Молодцы.
В школе будущих космонавтов, как и в обычной школе, бывают перемены. Давайте и мы отдохнем.
Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами»
Вот выходит на парад Дети маршируют по кругу.
Наш космический отряд.
Руки в стороны — к плечам, И. п. — стоя, ноги вместе, руки к плечам.
Дружно мы покажем вам. На счет «раз» — руки в стороны, на счет «два» — вернуться в и. п
На пояс обе руки ставим И. п. — стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
И наклоны выполняем. Наклоны вправо и влево.
Руки за голову — и вот И. п. — стоя, руки за голову, ноги на ширине плеч.
Наклоняемся вперед. Наклоны вперед, держа спину прямо.
Приседаем и встаем И. п. — стоя, руки на поясе. На счет «раз» — присесть,
И ничуть не устаем. руки вперед, на счет «два» — вернуться в и. п.
Раз - прыжок, два - прыжок, Прыжки на обеих ногах вправо-влево,
Ногу ставим на носок.
И опять шагаем, Ходьба по кругу, поднимая и опуская руки.
Руки поднимаем.
-Прежде чем отправиться в полет космонавты отрабатывают свой полет на специальных тренажерах.
Я приглашаю вас в тренажерный зал.
Фонопедические упражнения «Ракета»
Проверяем топливо. Дети произносят «ш-ш-ш.».
Открываем и закрываем люки. Делают glissando вверх и вниз на звук [а].
Проверяем радио. Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах.
Логопед показывает высоту звука рукой.
Включаем двигатель. Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью
Игра «Куда летит самолет?»
В тренажерном зале космонавты отрабатывают свой полет на самолетах.
Посмотрите внимательно на картинки в верхнем ряду. Ребята, куда летит самолет на первой картинке? Как вы это определили?
(нос самолета смотрит вверх) Я предлагаю вам найди стрелку в нижнем ряду, которая показывает «вверх» и поставить на нее желтый квадрат. Молодцы. Остальные квадраты расставьте самостоятельно.
Молодцы, все учебные задания вы выполнили на «отлично».
Слайд 4
-Ребята, я вижу необычные планеты. Как вы думаете, кто живет на этих планетах? Чья это планета?
- Молодцы! Следующее задание – нам нужно вспомнить и расшифровать вот это стихотворение. Давайте хором его расскажем!
СЛАЙД 5
Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт»
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете…
День летит, и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной.
Шар земной – наш дом родной!
Ребята, какую планету мы называем нашим домом? Правильно, Земля. По форме она похожа на шар. Перед вами глобус - модель нашей Земли (показываю глобус). Что обозначено на глобусе синим цветом? А зеленым -?
Кроме Земли какие ещё планеты вы знаете?
СЛАЙД 6 :
Посмотрите, вот они какие, каждая из них движется вокруг солнца по своей орбите, т. е. по своему кругу.
Ребята, вы все справились со всеми заданиями в космической школе, и в будущем, я думаю, из вас получатся настоящие космонавты.
Есть такая примета - если увидишь падающую звезду и загадаешь желание, то она обязательно сбудется.
Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много маленьких звездочек. Я хочу с вами ими поделиться…Загадайте желание и оно обязательно сбудется.