Получи документы

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Домашние животные» (2 фото)

Ольга Бычкова
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Домашние животные»

Тема: «Домашние животные»

Цель: Уточнение и расширение знаний детей о домашних животных. Развитие навыка составления описательного рассказа по картине.

Образовательные задачи:

Публикация «НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе „Домашние животные“» размещена в разделах

Уточнить и систематизировать знания о домашних животных и образе их жизни. Расширить и активизировать словарь по теме «Домашние животные»: домашние животные, детёныш, корова, телёнок, лошадь, жеребёнок, баран, овца, ягнёнок, коза, козлёнок, свинья, поросёнок, кролик, крольчонок, собака, щенок, кошка, котёнок, шерсть, полезный, нужный, скулит, визжит, лает, мычит, грызёт, лакает, охраняет, ржёт, блеет, конура, подворье, сарай, коровник.

Совершенствовать навык рассматривания картины и формировать целостное представление об изображённом на ней. Формировать навык составления рассказа по картине.

Формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в экспрессивной речи (употребление существительных, обозначающих названия детёнышей животных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.)

Совершенствование синтаксической стороны речи (распространение предложений.)

Развивающие задачи:

Развивать связную речь и навыки общения, речевой слух, зрительное внимание.

Развивать творческое воображение, мышление, память, тонкую моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине, инициативность, самостоятельность.

Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: Картина «Собака со щенками», мультимедийное оборудование, ноутбук, схемы для составления рассказа, листы с заданиями «Найди детёныша и накорми» на каждого ребёнка, прищепки – котята, наклейки для коллажа.

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий с изображениями домашних животных воспитанников и сотрудников детского сада. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга», сказки В. Сутеева «Капризная кошка» и рассматривание иллюстраций в детских книгах. Беседа о домашних животных из личного опыта детей после поездки в деревню. Подбор слов-признаков к предметам и объектам. Отгадывание загадок о домашних животных и заучивание стихотворений. Словарная работа по теме, знакомство с новыми словами.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика:

Л. : Здравствуйте, ребята, какой сегодня чудесный день! Я очень рада вас видеть. Давайте дружно улыбнемся, как котик на солнце, изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого сторожевого пса, охраняющего свой дом. А теперь – как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души!

2. Объявление темы: Мы будем говорить о домашних животных, играть, громко и чётко отвечать на вопросы, не будем перебивать друг друга. А ещё мы рассмотрим картину и придумаем по ней интересный рассказ, который потом расскажем своим мамам и папам.

3. Рассматривание картины «Собака со щенками» (сидя полукругом): Мне очень понравилась картина «Собака со щенками». Я принесла её вам. Внимательно рассмотрите всё, что нарисовано на картине, обратите внимание на главное и детали.

o Д/и «Кто самый внимательный?» (целое и его части)

Логопед: Посмотрите на картину и назовите как можно больше предметов, объектов и их частей.

Дети: На картине небо, земля, деревня, трава, лужайка конура (крыша, стены, пол, щенки и собака (голова, морда, зубы, язык, глаза, нос, усы, туловище, шерсть, лапы, когти, хвост, т. д.)

o Д/и «Ищу родственников» (живая и неживая природа)

Логопед: А теперь назовите все объекты на картине, которые относятся к живой

природе, затем предметы, относящиеся к неживой природе.

Дети: Собака, щенки, птицы, бабочка, трава, деревья – живая природа;

Небо, земля – неживая природа.

o Д/и «Кто сумеет похвалить?» Назовите как можно больше красивых слов, которые расскажут нам об объектах на картине.

Логопед: Какая погода?

Дети: Погода тёплая, летняя.

Логопед: Как можно похвалить собаку?

Дети: Собака добрая, заботливая, внимательная.

Логопед: Похвалите щенков. Какие они?

Дети: Щенки весёлые, послушные, шустрые.

Логопед: Какая конура?

Дети: Конура большая, деревянная, удобная.

o Д/упр. «Я слушаю» (назовите объекты, которые могут издавать звук).

Логопед: Всмотритесь в объекты на картине и представьте, какие звуки они могут издавать. Начните свой ответ со слов: «Я слышу, как…»

Дети: Я слышу, как два щенка пищат и визжат, когда играют. Я слышу, как быстро дышит собака, как она грызёт кость. Я слышу, как щенки радостно лают. Я слышу, как где-то шумят и играют дети.

Ребёнок: Я слышу, как мама-собака разговаривает со щенками «Ешьте кашу, подрастайте!»

o Д/упр. «Я чувствую запахи …»

Логопед: Вы оказались на картине и можете почувствовать запахи. Начните свой ответ со слов: «Я чувствую…»

Дети: Пахнет деревней. Дует свежий ветерок. Пахнет шерстью собак, цветами

и травой на лужайке. Я чувствую запах каши. Пахнет деревянной конурой.

o Д/упр. «Я ощущаю руками и лицом…»

Логопед: Вы оказались на лужайке рядом с собакой и щенками. Скажите, что вы чувствуете, когда прикасаетесь к тому, что видите на картине?

Дети: Я глажу руками щенков и собаку. Шёрстка у щенков мягкая и пушистая, а у собаки жёсткая. Язычок у собаки мокрый и тёплый, а нос холодный. Каша в миске тёплая. На улице тепло. В будке у собаки прохладно. Если пройти босиком, то по травке идти приятно, а по земле жёстко.

o Д/упр. «Я пробую всё на вкус»

Логопед: Дети, придумайте интересные ответы на вопрос «Что мне вкусно и невкусно?», если бы вы были щенком или собакой с этой картины.

Ребёнок: Я пятнистый щенок. Для меня самое вкусное – это молоко. Я умею лакать. Я всё время голодный.

Ребёнок: А я собака. Для меня вкусно мясо и косточки. Косточки очень жёсткие, но я могу их разгрызть.

4. Динамическая пауза.

«Очень трудно так сидеть, друг на друга не глядеть. Не пора ли прогуляться и местами поменяться? (Дети быстро встают, прогуливаются и садятся на любой стул. Повторяем 2 раза текст в спокойном темпе.) «Очень трудно так сидеть, друг на друга не глядеть. Не пора ли прогуляться и на месте оказаться?»

5. Рассказ по картине обобщающий (с использованием модели).

Логопед: А теперь на листах бумаги у себя за столами давайте разложим изображение собаки и щенков, конуры и миски так, как они изображены на картине.

Логопед: Где на нашей картине находится небо?

Ребенок: Небо находится наверху.

Логопед. А где находится земля?

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Домашние животные»

Дети: Земля на картине находится внизу. Собака лежит в середине картины. Щенки бегают около неё. Конура находится в верхнем левом углу картины.

Логопед: У каждого из вас получилась картина «Собака со щенками». А теперь расскажите о картине по порядку (по плану-схеме: о собаке – щенках – конуре – еде.)

Ребёнок: Лето. На лужайке во дворе собака со щенками. Собака белая с рыжими пятнами. Щенки пушистые, шустрые. Они живут в большой деревянной конуре. Щенки лают, играют, едят кашу.

Логопед: Вы были внимательными, много интересного мы узнали при знакомстве с картиной «Собака со щенками». Мне очень понравился этот красивый рассказ. Его обязательно надо рассказать родителям. Им тоже будет интересно.

6. Чтение стихотворения (дети стоят в кругу). Сейчас Артём прочитает стихотворение, а вы запомните, а потом назовите всех, о ком говорится в стихотворении.

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросёнком

И коза с козлёнком,

Добрый пёс Трезорка

И корова Зорька,

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Кроликов я травкою

Утром покормлю. (Г. Ладонщиков)

Логопед: О ком это стихотворение?

Дети: Это стихотворение о домашних животных.

Логопед: Перечислите их названия.

Дети: Овцы, барашек, свинья, поросёнок, коза, козлёнок, пёс, корова, кролики, лошадь. (ответы появляются на слайде презентации.)

Логопед: Молодцы!

7. Д/упр. «Кто как голос подаёт?» (животных узнают по голосам в презентации)

Логопед: Как подаёт голос лошадь? Что она делает?

Ребёнок: Лошадь ржёт.

Логопед: Как разговаривает овца с ягнёнком? Что она делает?

Ребёнок: Овца блеет. (Аналогично со всеми названными домашними животными)

Логопед: Молодцы! А теперь поиграем с котятами.

8. Игра с прищепками "Котёнок". Бельевой прищепкой - «котёнок» поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Логопед: Не будем прогонять домашних животных. Они же полезные. Какую пользу они приносят?

«Какую пользу приносят?». (Слайд)

Дети: Корова даёт молоко.

Логопед: Из мяса коров и свиней на мясных заводах делают колбасу, тушёнку.

Дети: Собака охраняет дом хозяина. Кошка ловит мышей.

Логопед: Из шерсти овец и коз делают нитки, вяжут шапки, варежки. Из шкур животных делают обувь и сумки.

Дети: Лошадь перевозит тяжёлые грузы.

8. Д/и «Накорми животных» (по типу «В деревне») (За столами). Логопед: Вспомните, чем человек кормит домашних животных. Чем вы угостили домашних животных?

Дети: Я накормил лошадь сеном, травой. Я угостил кошку молоком. Я угостил собаку мясом, косточками. Я накормил козу травой.

Фото «Домашние животные»

Слайд презентации «Кто что ест?»

Логопед: Ребята, какие вы заботливые! Все животные теперь сытые.

10. Слайды презентации «Почему называются домашними?»

Дети: Человек строит для домашних животных коровники, свинарники, сараи, конуру и ухаживает за домашними животными. Он их кормит, поит, убирает за ними.

11. Итог: Что мы сегодня делали? О ком мы сегодня говорили? Ребята, давайте создадим свою картину. На своём подворье мы разместим домашних животных (коллективное создание коллажа «Домашние животные».)

Логопед: У нас получилось подворье. Кого у нас много на картинке?

Дети: У нас много: коров, свиней, коз, овец, домашних животных.

Логопед: Молодцы! Вы были активными на занятии. Вы много знаете о домашних животных и рассказывали много, подробно, интересно и красиво.

Публикации по теме:

Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с ОНР старшей группы В помощь родителям. Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей ОНР старшей группы.

Картотека игр на формирование лексико-грамматических средств языка «Животные жарких стран и Севера» ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА Игра «Кто где?» Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе «Зима» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 109» Заводского района г. Саратова Конспект.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Мебель для домовенка Кузи» Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о мебели, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где изготавливает.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Одежда» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Осень» Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Осень» Образовательные задачи: 1. Формировать представления об.

ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель» Лексическая тема «Мебель». Тип занятия- закрепление. Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности.

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «На балу у Золушки» (Обувь) Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Домашние животные»
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 21:38
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД