Анна Чикунова
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы»
Тип НОД: закрепление нового материала.
Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать, расширить словарь детей по теме;
- Закрепить употребление предлогов над, под, на, в, около;
- Закрепить навык согласования притяжательных местоимений с существительными мой, моя;
Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Закрепить навык употребления прилагательных с противоположным значением антонимов, активизация словаря признаков;
- Вводить в речь детей названия сложных прилагательных;
- Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих звукоподражания;
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;
- Совершенствовать сенсорные способности детей;
- Развивать воображение, любознательность;
- Развивать внимание, память, мышление, зрительное,
пространственное восприятие, память.
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Слышна запись голосов птиц. Дети подходят к кормушке (на доске) и внимательно рассматривают птиц собравшихся около кормушки.
- Ребята, рассмотрите птиц, но есть некоторая неточность в этой картине. Будьте внимательны.
(ребята рассматривают и называют птицу, которую зимой нельзя встретить. Называют «лишнюю» птицу - ласточка).
2. Назовите, почему этих птиц называют зимующими?
3. Как радостно около кормушки поют птицы?
Воробей как голос подает? Чик-чирик, значит, он…. чирикает
Голубь - … воркует
Синичка - …. тинькает
Ворона - …. каркает
В лесу филин. Как он голос подает…. ухает
4. Чем питаются зимующие птицы? Каких еще зимующих птиц знаете?
5. Посмотрите, кто прилетел к кормушке? Посмотрите и скажите, какую птицу и где вы видите?
(синица сидит на кормушке, голубь под кормушкой, воробей - в кормушке, воробей – над кормушкой на ветке, ворона около кормушки).
Пальчиковая гимнастика:
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей, -
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам зерна и семена.
А синице дам я сало
Пусть клюет его она.
Дети загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц и корм для них. Собранными в щепотку пальцами имитируют движения.
6. Теперь давайте попробуем из двух слов составить одно.
Игра «Скажи, одним словом»
У сороки белые бока, поэтому её называют (белобокая)
У сороки длинный хвост, поэтому она (длиннохвостая)
У синицы грудка жёлтая, поэтому она (желтогрудая)
У вороны чёрные крылья, поэтому она (чернокрылая)
У дятла красная голова, поэтому он (красноголовый)
У совы большая голова, поэтому она (большеголовая)
У снегиря красная грудка, поэтому он (красногрудый).
7. Ребята, но птицы очень осторожны. Посмотрите, как будто спрятались от нас, но вы будете очень наблюдательны и по контуру найдете каждый свою птицу и скажите, чья это птица.
Дети по контуру каждый находит свою птицу, называя при этом:
это моя длиннохвостая сорока, это мой красноголовый дятел, это моя большеголовая сова, это моя желтогрудая синица,. и т. д.)
8. Координация речи с движением.
Воробей.
Заглянула осень в сад –
(Прячутся за руки и затем выглядывают)
Птицы улетели.
(переплетают большие пальцы, машут кистями рук)
За окном с утра шуршат
(рисуют окно в воздухе, затем движение руками вправо-влево)
Желтые метели.
(плавные движения рук)
Под ногами первый лед
(по очереди поднимают правую и левую ноги)
Крошится, ломается,
(перетирают большими подушечки остальных – «крошат, ломают»)
Воробей в саду вздохнет а запеть –
(поднимают плечи и вздыхают)
Стесняется (опускают голову).
9. Игра «Скажи наоборот»
Сова крупная птица, а воробей - … мелкая
У сороки хвост длинный, а у синички …. короткий
У совы голова большая, а у клеста…. маленькая
Голубь тяжелый, а воробей -… легкий
10. Отгадайте загадки, добавив подходящую по смыслу рифму:
Угадай-ка, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это. (сова).
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!» -
И ставит подпись:. (дятел).
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера. (снегирь).
Окраской - сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это. (ворона).
Верещунья, белобока,
И зовут ее. (сорока).
По мере отгадывания загадок - крупные фотографии птиц на доске.
11. Развитие сенсорного восприятия. Мелкой моторики.
Представьте ребята себя фотографами, посмотрите внимательно на этих птиц, какого цвета у них оперение. Фотографии затем убираются. По памяти теперь составьте сами фото птицы.
Детям раздаются трафареты – контуры птиц и разноцветные хвосты и крылья. Каждый должен заполнить свой трафарет нужными по цвету деталями.
12. У вас получились точные фотографии.
Если вы будете внимательны, то наверняка заметите повадки птиц….
Как мы можем сказать про воробья? Он какой?
Быстрый, шустрый, ловкий, неугомонный. ….
Рассмотрев внимательно ворону, что мы можем сказать про эту птицу?.
Важная, сообразительная, хитрая, умная, проворная, крикливая….
Сова какая? Большая, остроклювая, хищная, ночная….
13. Итог.
Логопед: сколько еще интересного о птицах можно узнать, если внимательно за ними наблюдать. Но впереди птиц ждут трудные испытания.
- Как мы будем им помогать, чтобы они благополучно пережили зиму?
Ответы детей.
- Какое задание стало самым интересным для вас?
- Что получилось лучше?