Папки-передвижки

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Антонина Кононова
Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Зимующие птицы

1. «Назови ласково»

Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи

уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Материал. Мяч.

Ход игры. «Ты дружочек не зевай –

Да словечко приласкай»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет слово, например: синица, ребёнок

образовывает слово (синичка) и возвращает мяч воспитателю. И т. д.

2. «Подумай и скажи»

Программные задачи. Закрепить умение детей образовывать имена существительные и

Публикация «Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста „Зимующие птицы“» размещена в разделах

мена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Материал. Мяч.

Ход игры. Воспитатель бросает мяч и говорит:

Острый клюв

Ребёнок отвечает

остренький клювик.

И возвращает мяч воспитателю. И т. д.

(Тонкие лапки – тоненькие лапки длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка толстая шея – толстенькая шейка

Черное крыло – черненькое крылышко короткий хвост- коротенький хвостик

Светлые перья- светленькие перышки.

3. «Один - много»

Программные задачи. Продолжать учить детей образовывать формы множественного

числа существительных.

Материал. Мяч.

Ход игры. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит – одна ворона, ребёнок отвечает –

много ворон и возвращает мяч воспитателю.

(Один воробей – много воробьёв

Одна синица – много синиц

Одна сорока - много сорок и т. д.)

4. «Мы волшебники немного – был один, а станет много»

Программные задачи. Продолжать учить детей образовывать существительные

множественного числа именительного и родительного падежей.

Расширять словарный запас детей.

Материал. Мяч передается детьми по кругу.

Ход игры. Воспитатель бросает мяч и говорит – воробей,

Ребёнок отвечает – воробьи

и передаёт мяч рядом сидящему ребёнку,

ребенок говорит – много воробьёв

и возвращает мяч воспитателю и т. д.

(синица – синицы – синиц ворона – вороны – ворон

Сорока – сороки – сорок и т. д.)

5. «Сосчитай воробьёв»

Программные задачи. Учить согласовывать существительные с числительными.

Материал. Три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи

воробьёв.

Ход игры. Воспитатель предлагает посчитать трёх воробьёв, следя за правильностью

речи. Затем демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь

воробьёв?» Контролирует правильность ответа. (Много воробьёв)

6. «Весёлый счет»

Программные задачи. Закрепить в речи детей согласование существительных с

числительными

Материал. Пособие «Солнышко речистое»

Ход игры. : В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (2,3, 4, 5). На лучи выкладываются картинки с изображением различных птиц. Дети называют, каким будет количество птиц в зависимости от выбранной цифры (одна ворона, один снегирь, три сороки).

7. «Кого не стало?»

Программные задачи. Упражнять детей в употреблении существительных в родительном

падеже.

Материал. Картинки с изображением зимующих птиц.

Ход игры. На доске или столе выкладывает воспитатель 5-6 картинок с изображением

зимующих птиц. Предлагает детям назвать всех изображенных птиц и

запомнить их. Затем просит детей закрыть глаза, в это время воспитатель

убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не

стало. Например. Не стало снегиря.

8. «Скажи наоборот»

Программные задачи. Упражнять детей в подборе слов – антонимов.

Развивать речь, внимание, мышление.

Закрепить в словаре ребёнка слова антонимы.

Материал. Мяч.

Ход игры. «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот»

Клюв толстый - ….клюв тонкий

Хвост длинный - …. хвост короткий.

У синички клюв тонкий, а у дятла….толстый

Воробей маленький, а ворона …большая

У синички хвост маленький, а у сороки – длинный.

Сорока тяжелая, а воробей – легкий. И т. д.

9. «Каких птиц много на дереве?»

Программные задачи. Формировать умение образовывать формы родительного падежа

множественного числа.

Развивать внимание, мышление.

Материал. Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Ход игры. Воспитатель показывает картинки с изображением птиц, а дети отвечают,

каких птиц на дереве много.

- На дереве много …. ворон.

- На дереве много…. дятлов. И т. д.

10. «Где сидит птица?»

Программные задачи. Закрепить формы предложного падежа с предлогом «на»

Развивать внимание, мышление.

Материал. Картинки с изображением птиц и картинки с изображением забора, травы,

дерева, куста, ветки.

Ход игры. На игровом поле в два ряда разложены картинки. В верхнем ряду: дятел, сова,

ворона, синица. В нижнем: дерево, ветка, забор, трава.

Дети сморят на картинки и говорят, кто, где сидит.

- Дятел сидит на дереве.

- Ворона сидит на заборе. И т. д.

11. «Что умеют делать птицы?»

Программные задачи. Упражнять детей в подборе глаголов.

Активизировать глагольный словарь детей.

Материал. Мяч или волшебная палочка.

Ход игры. «Никогда мы не забудем,

Что умеют делать птицы»

- Сорока - …летает, стрекочет, прыгает, клюет…

Воробей, синица, дятел, воробей.

12. «Чья голова, чей клюв, чьё перо?»

Программные задачи. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные

прилагательные.

Расширять словарь за счет притяжательных прилагательных.

Материал. Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Ход игры. «Чья у птицы голова?

Подскажи скорей слова.»

- У вороны - …воронья.

- У воробья - …. воробьиная. и т. д.

- Ворона. Чей клюв?. вороний и т. д.

- Голубь. Крыло чьё?. голубиное и т. д.

13. «Подскажи словечко»

Программные задачи. Учить детей образовывать сложные прилагательные.

Расширять словарный запас.

Материал. Предметные картинки, мяч.

Ход игры. «Есть всего один ответ

Кто-то знает, кто-то нет»

- У сороки белые бока, поэтому ее называют. белобокая.

- У синицы грудка жёлтая, … желтогрудая.

- У дятла длинный клюв, … длинноклювый.

- У снегиря грудка красная,. красногрудый.

- У воробья тонкие лапки, … тонколапый. И т. д.

14. «Птицы на кормушке»

Программные задачи. Закрепить умение детей правильно употреблять в речи предлоги

«в», «на», «за», «из».

Материал. Картина «Птицы на кормушке»

Ход игры. Дети рассматривают картину, называют птиц, а затем рассказывают где

находятся птицы, употребляя предлоги.

15. «Мой, моя, мои?»

Программные задачи. Учить детей согласовывать притяжательные местоимения с

существительными.

Активизировать словарь.

Материал. Предметные картинки.

Ход игры. На фланелеграфе расставлены картинки с изображением зимующих птиц. Дети

подходят к нему, берут картинку и говорят, например:

- Мой дятел.

- Моя синица.

- Мои воробьи. И т. д.

16. «Кто как голос подаёт?»

Программные задачи. Закреплять словообразовательные навыки.

Расширять словарный запас детей.

Материал. Мяч.

Ход игры. «Отвечай, да поскорей

Кто, как голос подаёт?»

Синица – …. тенькает; воробей – ….чирикает

сорока – ….стрекочет, трещит; снегирь – …свистит,

сова – ….ухает и т. д.

17. «Чем угостим?»

Программные задачи. Упражнять детей в употреблении формы творительного падежа

имён существительных

Развивать внимание, мышление, речь.

Ход игры. - Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и

заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

- Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали

вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты

трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать

холод Зимы.

- Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили

птиц.

- Чем можно угостить воробья, снегиря, синицу?

(Воробья – хлебными крошками, снегиря – ягодами, синицу – салом, ворону –

гречкой, сороку – пшеном, свиристель – семенами)

– А сове не хватило угощения. Кто знает, почему?

- Сова – хищная птица, охотится на мышей (грызунов). Она сама себе пищу

добывает.

18. «Будь внимательным»

Программные задачи. Учить детей образовывать приставочные глаголы.

Расширять словарный запас.

Материал. Сюжетные картинки.

Ход игры. Дети рассматривают картинки и говорят, что сделала птичка.

Например.

- Синичка слетела с дерева.

- Воробей улетел.

- Снегирь прилетел

- Голубь отлетел от дерева. И т. д.

Публикации по теме:

Игра по формированию лексико-грамматических категорий «Найди домик»Игра по формированию лексико-грамматических категорий «Найди домик» Формирование лексико-грамматических категорий одна из важных задач для детей с диагнозом ОНР. Добиться положительных результатов удаётся.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей с ОНР в коррекционной группе.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Новый год» Тема: «Новогодний праздник». Цели: Коррекционно-образовательные: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, учить образовывать.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Дикие животные» Тема: «Дикие животные». Цели: Коррекционно-образовательные: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, формировать обобщающее.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космос» Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий (старшая группа). Тема «Космос» Цель: Коррекционно.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Домашние животные» Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема:.

Логопедическая НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР «Транспорт» Цели: - Продолжать учить составлять описательный рассказ по предложенной схеме на тему “Транспорт”. - Совершенствовать слоговую структуру.

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Одежда» и по автоматизации звуков [С], [С’]» у детей с ОНР ЦЕЛЬ: закреплять и расширять знания детей по лексической теме: «Одежда». Закрепить произношение звуков: С, Сь. ЗАДАЧИ: -совершенствовать.

Современный подход к формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР в условиях логопункта В настоящее время довольно много встречается дошкольников с нарушениями лексико-грамматического строя речи. Таким детям трудно усвоить в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
Опубликовано: 5 января 2016 в 18:07
+157Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 106.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД