Папки-передвижки

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Птицы — наши друзья»

Елена Бутова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Птицы — наши друзья»

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать умения составлять слова сложной слоговой структуры.

- Совершенствовать умения детей использовать выразительные средства языка.

-Расширить и закрепить представление детей о зимующих птицах (внешнем виде, повадках, питании)

- Продолжать развивать умения внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.

- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах

-Развивать логическое мышление, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие, общую моторику, координацию.

-Развивать познавательную активность детей через поисково - исследовательскую деятельность.

Воспитательные:

Формировать заботливое отношение к птицам, стремление беречь их, желание оказывать посильную помощь.

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать по согласованию.

Планируемые результаты:

Принимает активное участие в организации и проведении ОД, умеет формулировать ответы на вопросы педагога, активно и доброжелательно ведет себя в процессе коллективной деятельности.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, презентация к занятию, яблоки для изготовления кормушек, тарелочки с кормом, листочки с рисунками, карандаши, птички на веревочке, карточки для продуктивной деятельности, шапочки птиц, гуашь.

Методические приемы:

Игровые, наглядные, словесный, проблемно- поисковый, практический

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»,

просмотр фильма о зимующих птицах, чтение рассказов и стихотворений о птицах,

изготовление кормушек для птиц, подкормка птиц, слушание голосов птиц, рисование и лепка птиц.

Ход занятия

Введение в занятие : Круг. Упражнение на релаксацию.

-Ребята, прислушайтесь к звукам вокруг нас.

Справа друг и слева друг,

Сделали мы с вами круг.

Дети становятся в круг.

Логопед предлагает закрыть глаза.

Звучит трель разных птиц. Затем сигнал о получении смс.

Организационный момент

Л: Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо. Интересно от кого оно? Кто прочитает его?. (слайд 1)

Кто- то из детей читает письмо (слайд 2)

«Дорогие ребята! В нашу страну Смешарию, долетела весть о том, что вы очень любите птиц и много о них знаете. Хотелось бы проверить, так ли это на самом деле. Если вы правильно выполните все мои задания, то я расскажу о вас всем моим друзьям, и прилечу к вам в гости с подарками. С уважением, Совунья»

Л: Ну, что выполним, все задания Совуньи?

1задание (слайд 3)

Загадка

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой,

Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите,

Дети, кто мы? Назовите?» (зимующие птицы) (слайд 4)

- Правильно. Вот сколько птиц встречает нас на лесной полянке!

2задание

-Ребята, посмотрите,на экране картинки птиц, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами назовем зимующих птиц.

(отмечают птиц : ворона, дятел, голубь, клест, синицу, снегиря, воробья, сову, тетерева, сороку).

Л: А почему вы не назвали ласточку и журавля?

(Правильно, потому что ласточка и журавль птицы перелетные. Перелетные птицы не могут делать запасы на зиму и добывать его зимой. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А когда наступают холода улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края). Слайд 5.

Л: - А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

(Они не боятся морозов и могут найти себе еду даже в самые сильные морозы. Птицы отыскивают насекомых, которые спрятались в коре деревьев, сьедают семена растений, шишки с семенами. А синицы отыскивают запасы которые они сделали еще осенью).

3 задание

Игра «Подбери признак» (слайд 5)

-Подберите слова- признаки к нашим зимующим птицам? Снегирь какой?

Дети: Синица-шустрая, веселая, маленькая, желта я

Воробей- серый, маленький, смешной

Ворона- хитрая, наглая

Снегирь- нарядный, голосистый

Дятел- трудолюбивый, большой, пестрый

Голубь- сизый, важный, смелый

Сорока- пестрая, болтливая.

4 задание

Л: Давайте поиграем, но мы будем не просто играть, а будем составлять сложные слова состоящие из 2 частей. Будьте очень внимательны, соберите все свои знания и силы.

(Логопед указкой показывает на снегиря)

Л: Например, снегирь, у него красная грудь, поэтому его можно назвать красногрудым. Слово красногрудый состоит из 2 частей- красная грудь. Повторите.

(Дети повторяют хором, а затем 2-3 ребенка индивидуально).

Л: А теперь я буду называть части слова, а вы составьте из этих частей одно большое слово.

Как можно назвать снегиря с красной грудью (Красногрудый)

-А как назовем синицу с черной головой? (Черноголовая)

-А клеста с острым клювом (Остроклювый)

-А ворона с черными крыльями (Чернокрылая)

- сорока с длинным хвостом? (Длиннохвостая)

5 задание

Л: Удивительно, как быстро вы справились с этим трудным заданием. А вот вам следующее испытание от Совуньи.

-Какая птица после снегиря? Перед воробьем? Справа от вороны? Внизу под совой? Между совой и клестом? Слева от совы?

6 задание

Л: А сейчас моя волшебная палочка превратит вас в птиц. Возьмите по желанию шапочки.

«Встаньте в круг.

Девочки и мальчики

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц превратитесь»

(Звучит звук металлофона).

Дети надевают шапочки птиц по желанию.

7 задание Физминутка

Л: Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку)

В красных майках снегири.

Распушили перышки, (на первое слово каждой строки- частое потряхивание руками,

Греются на солнышке. На второе – один хлопок по бокам.)

Головой вертят, (по 2 поворота головы в каждую строку.)

Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по группе, взмахивая руками,

За метелью! За метелью! как крыльями).

8 задание

Л: Поиграем в игру «Кто как голос подает?». Ты кто?

На каждый ответ ребенка включаем голос соответствующей птицы.

Д:Я ворона. Я умею каркать.

Я сова. Я умею ухать.

Я синица. Я умею тинькать.

Я голубь. Я умею ворковать.

Я воробей. Я умею чирикать.

Я дятел. Я умею барабанить.

Я клест. Я умею щебетать.

Я снегирь. Я умею свистеть.

(Включаются поочередно голоса птиц).

Л:-«Вокруг себя обернитесь,

В ребят превратись».

(звучит звук металлофона)

9 задание

Игра» Самый внимательный».

Л: А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Слайд 6.

Л:» Посмотрите внимательно на слайд, нужно запомнить как расположены на нем птицы. Подойдите к столам, выложите птиц точно также, как на экране.

(Дети подходят к инд столам и выкладывают птиц. На экране пустое окно.) Слайд 7

Включаем слайд и проверяем правильно ли вы выполнили. Слайд 6

-Молодцы, хорошо сориентировались на лесной полянке.

10 задание

Игра «Догадайся, что за птица (слайды 8,9,10,11)

Л: Птицы спрятались за еловой веточкой. По фрагменту узнайте птицу и докажите, почему вы так решили.

-Это снегирь. (Почему ты так решил (У снегиря красная грудка.)

-Это воробей (Докажи) (Воробья легко узнать по серо - коричневому оперению.)

-Это голубь. (Почему так считаешь (Голубя легко узнать по сизым перышкам.)

-Молодцы, вы отлично справились с этим трудным заданием!

11 задание

Игра «Кто, чем питается?» (слайд 12)

Л: Интересно, чем питается каждая из птиц? А ответ мы найдем с помощью листочка и губки.

Необходимо взять губку обмакнуть ее в гуашь и слева на право проведите по всему листу.

(звучит пение птиц)

Л: Что у тебя получилось? И кого ты этим угостишь? Молодцы, накормили птиц.

12 Задание

Зарядка для глаз» Птичка»

Л: Чтобы глаза ваши отдохнули проведем зарядку с птичками. Руку вытяните вперед, голова не подвижна.

(Логопед раздает каждому ребенку птичку на ниточке)

Птичка вправо полетела,

Птичка влево полетела,

Полетела птичка вниз,

Ой, смотри – не ушибись!

Взмыла птичка за версту,

И уселась на носу!

13 задание

Игра «Какой птицы не стало (слайды 13, 14, 15)

-Птицы решили с вами поиграть в прятки. Догадайтесь, кого не стало?

14 задание

Ребус. слайд 16

Л: По первым буква картинок угадайте название птицы. Всего 2 ребуса.

-Молодцы, были очень внимательными!

14 задание. слайд 12

Пальчиковая гимнастика

Л: А теперь разомнем пальчики.

Сколько птиц в кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному

Шесть щеглов и голубей, пальчику).

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки).

15 задание «Птичья столовая»

Л: Зимующие птицы не боятся морозов, но все-таки им тяжело.

- Как вы думаете, почему зимой трудно живётся птицам?

(Птицам голодно. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, тёплые, перышки птиц защищают от холода, но не от голода) .

- Л: В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. Девять погибают от голода. Сытой птице и сильный мороз не страшен, голодную и небольшой морозец может погубить.

-Как же люди помогают птицам? (делают кормушки, подкармливают)

Слайд 17.

17 задание «Сделай кормушку»

Показ слайда какие бывают кормушки.

-Недавно по телевизору в одной из передач показывали и рассказывали, как сделать кормушку без гвоздей и молотка, и, даже без ножниц. (показ кормушки)

-Хотите научиться делать такие кормушки?

Рассматривание кормушки.

- Из чего она сделана? (из яблока)

- Как вы считаете как она сделана? (взяли яблоко и вставили в него семена подсолнуха, тыквы, арбуза)

(Дети изготавливают кормушки, звучат голоса птиц)

Логопед читает стихи:

«Мы поставим кормушки

Зимним птицам у крыльца

Этим — крошек, этим — корку,

Этим — горсточку пшена.

А кому еще и семя,

И рябиновых кистей.

Поухаживай за всеми,

Покорми своих гостей».

-Когда пойдете на прогулку развесим с вами кормушки у нас на участке!

Придет весна, и пернатые друзья отплатят нам за заботу.

Слайд 18, 19

3 ч Итог

Л: Вот и закончилась наша игра.

_ Мне сегодня понравилось, какие вы были активные, внимательно меня слушали, старательно выполняли задания.

Логопед от имени Совуньи вносит посылку, благодарит ребят за то, что они много знают о птицах, умеют им помогать, раздает угощения.

Публикации по теме:

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей с ОНР в коррекционной группе.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Новый год» Тема: «Новогодний праздник». Цели: Коррекционно-образовательные: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, учить образовывать.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Дикие животные» Тема: «Дикие животные». Цели: Коррекционно-образовательные: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, формировать обобщающее.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «В гостях у Федоры» (старшая группа) Тема: «В гостях у Федоры» Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнять и расширять.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий «Транспорт» Видео Ход занятия 1. Орг. Момент Кондукторам езда везде, С большою сумкой кожаной. Ему всегда, ему весь день В трамваях ездить можно. Большие.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней речевой группе «Домашние животные» Конспект НОД в средней речевой группе по формированию лексико - грамматических категорий по теме: «Домашние животные» Цель: Обобщить и углубить.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней речевой группе «Путешествие к Смешарикам» Конспект НОД в средней речевой группе по формированию лексико – грамматических категорий «Путешествие к Смешарикам». Цели: I. Коррекционно.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космос» Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий (старшая группа). Тема «Космос» Цель: Коррекционно.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Домашние животные» Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Птицы — наши друзья»
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 21:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД