Папки-передвижки

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «На балу у Золушки» (Обувь)

Надежда Меморская
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «На балу у Золушки» (Обувь)

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) на тему "На балу у Золушки" (Лексическая тема "Обувь")

Образовательные задачи:

Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему „На балу у Золушки“ (Обувь)» размещена в разделах

Уточнить и расширить представления детей об обуви, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где делает обувь. Учить сравнивать, группировать, классифицировать. Закрепить сезонные понятия: зимняя, осенняя - весенняя (демисезонная, летняя, мужская, женская, детская. Закрепить названия частей обуви (каблук, подошва, носок, пятка, голенище, застежка, замок).

Коррекционные задачи:

1. Активизировать словарный запас по теме «Обувь».

2. Закрепить навыки детей в образовании относительных прилагательных ( по сезону: зимняя, летняя, весенняя, осенняя, демисезонная. По принадлежности: детская, женская, мужская. По материалу: пластмассовая молния, железная пряжка, металлическая набойка, замшевые сапоги, кожаные кроссовки, джинсовые кеды, меховая подкладка);

3. Упражнять детей в правильном образовании существительных родительного падежа множественного числа (Чего не хватает? У меня нет валенок);

4. Упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;

5. Согласование числительных с существительными (Пять пар туфель, пять пар сапог и т. д.).

6. Развитие связной речи; умение составлять предложения по мнемокартам и описательный рассказ по предложенному плану-схеме.

7. Развивать память, мышление, внимание, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать интерес к окружающему миру. Развивать наблюдательность. Создавать положительную атмосферу в группе, стимулировать активность детей. Воспитывать умение слышать и слушать друг друга. Воспитывать бережное отношение к обуви.

Словарь:

предметный: обувь (сапоги, туфли, босоножки, валенки, лапти, кроссовки, тапочки и др., части обуви (носок, пятка, голенище, застежка, замок, каблук, подошва, сапожник, обувщик, фабрика, магазин, кожа, мех, дети, мужчины, женщины, зима, весна, лето, осень

глагольный: обуваться, разуваться, смастерить, чистить, ухаживать, мыть, вытирать, сушить, ремонтировать.

словарь признаков: женская, мужская, детская, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, демисезонная, пластмассовая, металлическая, замшевая, железная, меховая, кожаная, джинсовая, тканевая, удобная, модная, красивая, нарядная, праздничная, старая, новая, легкая, тяжелая, грязная, чистая, аккуртаная.

Предшествующая работа:

• Чтение сказок Ш. Перро «Золушка», Ш. Перро «Кот в сапогах», «По щучьему велению», П. И. Чуковский «Чудо-дерево».

• Беседы по сюжетным картинкам «Обувщик», «Сапожник», «Обувная фабрика», «Обувная мастерская».

• Использование ИКТ на логопедическом занятии.

• Работа над согласованием числительных с существительными.

• Конструирование обуви, цифры «пять» из геометрических фигур по образцу.

• Речь с движением под стихотворения «Сапожник», «Мастер, мастер помоги, прохудились сапоги…».

• Выполнение упражнения «Нарядила ножки в новые сапожки…» по «дорожкам для пальчиков».

• использование элементов кинезиологии (кулак – ребро – ладонь,

Методические приемы:

использование игровых мотиваций: «К Золушке на бал», «Поможем Емеле», «Посчитаем обувь», «Наведем порядок», «Смастерим новые сапоги для Кота в сапогах», «Побежали пальчики по дорожке в новой обуви», «Подарим рассказ Золушке»;

Литература:

Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения по развитию речи. Москва: «Айрис-Пресс», 2006.

Л. В. Лопатина. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. Санкт-Петербург: «Союз», 2004.

Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

Н. Г. Комратова. Учимся говорить правильно: учебно-методическое пособие по развитию. Речи детей 3-7 лет. Москва: «ТЦ Сфера», 2006.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва: «Вако», 2005.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением обуви, детская обувь, обувная полка, куклы-игрушки - Емеля, сапожник, Кот в сапогах, Сороконожка; ноутбук, электронная презентация со сказочными героями, запись «Вальс цветов» П. И. Чайковского, карточки для игры «Чего нет?», «Продолжи цепочку», «Дорожки», мнемодорожки для составления предложений, схема составления описательного рассказа об обуви, головоломка с геометрическими фигурами, угощения.

Ход занятия:

I. Организационный момент

По Интернету приходит электронное письмо:

Логопед:

-Ребята, к нам пришло электронное письмо. Всё по правилам, наш адрес, номер садика. Интересно, от кого же это письмо? (читает письмо)

Здравствуйте, ребята!

Дорогие дошколята!

Решила вам письмо прислать,

чтобы всех в гости вас позвать.

Пришло уж время, час настал,

я приглашаю вас на бал.

Но во дворец попасть не просто

детям маленького роста.

Нужно очень много знать,

и все знанья показать!

Как все препятствия пройдёте,

так во дворец вы попадёте.

-Ребята, хотите побывать у Золушки? (Да) Тогда нужно постараться и показать свои знания, а вот и первое задание:

2. Игра «Чего нет?»

Дети рассматривают картинки на электронной презентации, называют, сравнивают со своими картинками и составляют предложения на вопрос «Чего у тебя нет?» :

У меня нет ботинок

У меня нет валенок.

У меня нет кроссовок.

У меня нет сапог.

У меня нет лаптей.

3. Беседа «Ответы на вопросы»

-У нас в гостях Емеля. Его тоже пригласили к Золушке на бал. А что у него на ногах? (Лапти) Из чего они сделаны? (Раньше лапти плели из коры березы или липы). К сожалению, Емелю в лаптях на бал к Золушке не пустят. Подскажем Емеле, где и какую обувь ему нужно купить. Где продают обувь? (Обувь продают в обувном магазине)

-по сезону: Как называется обувь, которую носят зимой? Весной? осенью? Летом? (зимняя, летняя, весенняя, осенняя, демисезонная).

-по принадлежности: Как называется обувь, которую носят дети? Женщины? мужчины? (детская, женская, мужская)

-по материалу. Как называется молния, сделанная из пластмассы? Из железа? Из металла? Из меха? Из замши? Из джинсовой ткани? (пластмассовая молния, железная пряжка, металлическая набойка, замшевые сапоги, кожаные кроссовки, джинсовые кеды, меховая подкладка).

- А кто шьет обувь? (Обувщик, сапожник). А где? (На обувной фабрике)

- Теперь Емеля знает, где и какую обувь ему покупать. Молодцы, справились с заданием.

Рассказ «Почему сапоги скрипят?»

Логопед выставляет Кота в сапогах.

-Ребята, а вы узнаете, кто это? (ответы детей). У Кота в сапогах были старые сапоги. Хозяин ворчал:

- Какие старые! Какие скрипучие!

А Кот каждый день слушал это ворчание и приговаривал:

-Они не скрипят, а жалуются. Им обидно, что они такие старые.

Ребята, а вы знаете, что нужно делать, чтобы сапоги были как новые? ( Ответы детей: надо всегда чистить сапоги, сушить, протирать, мыть, ремонтировать и т. д.).

-Я предлагаю смастерить новую обувь для Кота в сапогах. Ведь его тоже пригласили в гости к Золушке на бал.

-Сначала потренируем наши ручки.

Упражнение с элементами кинезиологии:

«Каблук – замок – подошва»

(«каблук» – ладони на столе сжаты в кулачки, «замок» – ладони на столе поставлены ребром, «подошва» – руки на столе ладонями вниз).

4. Игра «Собери целое из частей»

Логопед:

- Назовите, ребята, из каких частей вы смастерили сапоги. А теперь отдохнем. Только необходимо скрепить части сапог гвоздями. Нам нужна помощь. Угадайте, кто нам поможет, я загадаю загадку:

Я без дела не сижу,

Все стучу, стучу, стучу:

-Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Молоток мой верный друг. (Сапожник)

5. Динамическая пауза «Сапожник» :

-Изобразим работу сапожника. (Речь с движениями)

Мастер, мастер, помоги,

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди.

Мы пойдем сегодня в гости

-Пригласим сапожника к Золушке? (Да)

6. Игра «Посчитай обувь»

Задание следующее - не простое. Соберите цифру «Пять» из геометрических фигур по заданному образцу. Раздаются предметные картинки, и дети согласовывают названия обуви с цифрой пять :

- Скажите об обуви с цифрой пять.

У меня пять пар туфель.

У меня пять пар валенок.

У меня пять пар сапог.

У меня пять пар тапочек.

У меня пять пар кроссовок.

7. Игра на мелкую моторику пальцев рук «Дорожки»

Логопед:

-Ой, кто это? У нее сорок ног – это Сороконожка. (Сороконожка в гостях у ребят). Она тоже приглашена к Золушке и говорит, что мы справились с заданиями, зовет нас с собой, показывая нам дорогу во дворец:

-По волшебной дорожке пойдем и к Золушке на бал попадем!

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте ножки, прямо по дорожке.

8. Игра «Продолжи цепочку»

-О, сколько гостей у Золушки! Посмотрите, сколько здесь обуви! Все гости переобулись и оставили обувь прямо у порога. Давайте расставим обувь по-порядку. Молодцы, навели порядок!

9. Составление описательного рассказа об обуви «Туфли для Золушки»

Логопед:

-Уважаемая Золушка! Мы с ребятами хотим подарить тебе рассказы о туфлях. Послушай! (Дети составляют рассказ-описание о туфлях по цепочке, используя схему описательного рассказа в слайдах на электронной презентации: Что это? Это одежда, обувь или головной убор? Назови части обуви? Из чего сделана обувь? Какого цвета? В какое время года носят? Кто носит).

10. Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам

логопед:

- Друзья подарили Золушке много разноцветных туфель. Какие туфли подарили Золушке друзья? Предлагаю составить предложения по карточкам:

Золушка :

Я печальной не бываю, веселюсь и напеваю.

Хочу спасибо вам сказать и новой встречи с вами ждать.

(Угощения)

10. Итог занятия.

-Побывали мы в гостях у Золушки. Кого мы сегодня встретили? Что вам понравилось делать? (ответы детей).

Логопед:

Мы по сказке походили

Все в ней круто изменили

Вот какие молодцы!

Вот какие удальцы!

Публикации по теме:

Календарно-тематический план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи Календарно-тематический план коррекционной работы на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной.

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Картотека игр на формирование лексико-грамматических средств языка «Животные жарких стран и Севера» ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА Игра «Кто где?» Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка В подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос". Задачи: • Формирование общих речевых навыков: закрепить умение воспроизводить.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языкаКонспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языка Провела учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» Акчурина Ольга АлександровнаТема: «Насекомые»Цель: оздоровительные задачи:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Насекомые» НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: Актуализация словаря в семантическом поле: «Насекомые».

План коррекционной работы по формированию грамматических категорий и развитию связной речи. II-III период обучения Календарно-тематический план коррекционной работы на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной.

Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л» Интеграция образовательных областей: •Речевое развитие •Познавательное развитие •Физическое развитие Технологии: •игровые технологии, направленные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «На балу у Золушки» (Обувь)
Опубликовано: 10 сентября 2016 в 19:59
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД