Надежда Меморская
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему : «Одежда»
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему „Одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицировать. Закрепить сезонные понятия: зимняя, осенняя - весенняя (демисезонная, летняя, мужская, женская, детская. Закрепить названия частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)
Коррекционные задачи:
1. Активизировать словарь детей по теме «Одежда».
2. Согласование прилагательных с существительными.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.
5. Закрепить образование относительных прилагательных. (хлопок – хлопковый, драп – драповый и др.)
6. Закрепить правильное употребление существительных в роде, падеже, единственном числе.
7. Согласование глаголов с существительными.
8. Работа над предложением. Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам.
9. Согласование числительных с существительными.
10. Развитие связной речи. Составление описательного рассказа (По картинно-графическому плану).
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания. Воспитывать аккуратное отношение к одежде. Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент.
Предшествующая работа:
• Беседы по сюжетным картинкам «Ателье», «Портниха»
• Выполнение артикуляционных упражнений под считалку.
• Работа над антонимами.
• Конструирование одежды.
• Выполнение динамической паузы «Портной»
Ресурсы:
1. Костюм Пеппи
2. Чемодан
3. Лупа
4. Медали
5. Образцы тканей
6. ДВД – плеер с записью артикуляционных упражнений
7. Куклы (мальчик и девочка,
8. шкаф игрушечный,
9. игрушечная одежда,
10. предметные картинки с изображением предметов одежды,
11. сюжетные картинки,
12. картинно-графический план,
13. счетный материал,
14. Дидактическая игра «Подбери заплатку», «Наоборот»
15. Картинки для фокуса
ЛИТЕРАТУРА:
* Куликовская Т. А., Артикуляционная гимнастика в считалках. – М. : «Гном и Д», 2008 – 64 с.
* Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М. :ТЦ Сфера, 2006. – 256 с.
* Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
* Алябьева Е. А., Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
* Кузнецова Е. В., Тихонова И. А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет : Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
* Морозова И. А., Пушкарева М. А., Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 176 с.
* Лапковская В. П., Володькова Н. П., Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 56 с.
Приемы:
- Привлечение родителя воспитанника
- Игровая мотивация «Скоро в школу», «Поможем Пеппи», «Реклама рубашки»;
- речь с движениями «Изобрази портного»
- использование элементов кинезиологии;
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Взрослый предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Пеппи и послушать историю.
-Жила-была девочка. Ее звали Пеппи. Она носила длинные, полосатые чулки, поэтому ее и прозвали – Пеппи-длинный чулок. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Пеппи проснулась и по-думала: - Кого первым увижу, с тем и буду дружить.
Пеппи:
-Привет, ребята! Меня зовут Пеппи – длиииииный чулок. Вы хотите подружиться со мной? Я веселая и очень люблю играть.
Взрослый:
-Дорогая Пеппи, мы тоже любим шутки и веселье, но нам скоро идти в школу. Мы с ребятами должны многое узнать.
Пеппи:
- Я тоже хочу в школу, хочу многое знать.
Взрослый:
-Тогда оставайся с нами.
Пеппи:
-Хорошо, я согласна.
1. БЕСЕДА
Взрослый:
-Ребята, посмотрите на картинки. Давайте их назовем. (Называют картинки)
БЕСЕДА по вопросам:
- Почему назвали одежду одеждой? (От слова ОДЕВАТЬСЯ)
-Для чего она нужна?
-Кто шьет одежду? Где?
-Из чего?
-Где хранят одежду?
(Ответы детей)
2. Работа над обобщающими понятиями
Пеппи:
-Ой, какие ребята умные, а я тоже кое-что умею. (Фокус от Пеппи с предметами одежды на разных фонах)
ФОКУС: Пеппи беспорядочно раскладывает на столе 12 карточек. На карточках с белым, синим и зеленым фоном изображены 3 рубашки, 3 платья, 3 свитера, 3 футболки. Дети четко называют каждую картинку: футболка, платье, рубашка, рубашка и т. д. Затем Пеппи небрежно собирает карточки в стопку, делая вид, что складывает их без всякой последовательности. Это, разумеется, не соответствует действительности. Она собирает изображениями вниз: сначала три рубашки на картинках с белым, затем синим и с зеленым фоном и аналогично в той же последовательности остальные картинки. Затем Пеппи раскладывает перевернутые картинки рисунками вниз карточки по одной на три стопки, повторяя вместе с детьми волшебное заклинание:
-Покус-мокус! Посмотрите фокус!
Когда каждая стопочка карточек раскрывается, дети с удивлением обнаруживают: в стопке слева все предметы одежды на белом фоне, справа – на синем, посередине – на зеленом. Теперь собирать карточки следует по 4, т. е. накладывать одну стопочку на другую. Пеппи вместе с детьми повторяют волшебное заклинание и раскладывает карточки на четыре стопки. Раскрывая их, дети удивляются: в стопке слева – все рубашки, справа – свитера и т. д.
Взрослый:
-Пеппи, ты молодец! Здорово фокусы показываешь, а ребята знают, какую одежду можно носить летом, зимой, весной, осенью. (Дети называют предметы одежды)
Закрепление обобщающих понятий: зимняя, летняя, демисезонная, женская, мужская, детская.
3. Д/И «Назови ткань»
Пеппи:
-Молодцы, как много предметов одежды вы знаете. А у меня есть любимая игра: я люблю собирать разные штучки (Открывает чемодан, достает пакет) Я собирала разные кусочки ткани, чтобы сшить своим куклам наряды на Новый год. Но я не знаю, как они называются.
Взрослый:
-Мы с ребятами тебе расскажем. Игра с тканями:
Ситец – ситцевая ткань, шерсть -, кожа -, драп -, вельвет -, джинс - … и др.
4. Д/И «Назови маленький»
Пепи:
-У меня есть волшебное стеклышко. Я предлагаю детям игру-рассматривание под уменьшительным стеклом. (с картинками)
платье – платьице,
блузка – блузочка,
кофта – кофточка,
брюки – брючки и т. д.
5. Игра-считалка (артикуляционная гимнастика) с помощью ДВД – проигрывателя. Дети смотрят на экран и воспроизводят движения.
Пеппи: А давайте с язычками поиграем.
РАЗ – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
ДВА – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.
ТРИ – на губки посмотри, улыбаемся на «три».
На ЧЕТЫРЕ – ротик шире. Барабаним на «четыре».
ПЯТЬ – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
ШЕСТЬ – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
СЕМЬ – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
ВОСЕМЬ – к нам приходит осень. Вырос гриб на счете «восемь»
ДЕВЯТЬ – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
ДЕСЯТЬ – можно поболтать, поболтать и не устать.
6. ИГРА на фонематическое восприятие
Ман-ман-ман – на рубашке есть карман
Ник-ник-ник – и еще есть воротник,
Иц-иц-иц – много ярких пуговиц,
Жет-жет-жет – мы погладили манжет,
Ол-ол-ол – вот и клетчатый подол,
Ва-ва-ва – это мои рукава.
7. Д/И «Скажи наоборот»
Взрослый:
Пеппи такая выдумщица!
Пеппи:
-Да, а еще я люблю игру, где все нужно говорить наоборот. Вот послушайте: Одежда бывает сухая, а наоборот - мокрая.
Широкий – узкий, тонкий – толстый, чистый – грязный, глаженый – мятый,
сухой – мокрый и т. д. Глаголы: завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, одеть – снять и т. д.
8. Практическое задание на развитие зрительного внимания, логики, мелкой моторики пальцев рук «Найди заплатку»
Пеппи:
-Я обожаю заплатки. А вы знаете, что это такое? Если брюки в коленках прохудились, то появляются дырочки. Эти дырочки закрывают маленьким кусочком ткани и пришивают – это и есть заплатка. О, сколько здесь дырочек, давайте найдем нужную заплатку.
(Выполнение детьми задания)
-Молодцы, ну все в меня! Умеете подбирать заплатки.
Взрослый:
-Ребята, давайте посмотрим, чему же научилась Пеппи. Подойдите сюда (Подводит детей к игрушечному домику кукол)
9. Р/И «Закончи предложение»
Взрослый:
-Пеппи, ответь: Это драповое пальто, а в шкафу висят пять?
Пеппи:
-Пять драповых пальтов. (Дети исправляют) Пять драповых пальто.
(Аналогично продолжают игру дети)
-Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять желтых рубашек.
-Это нарядное платье, а в шкафу лежат пять нарядных платьев.
-Это кожаный плащ, а в шкафу висят пять кожаных плащей.
Это шерстяные носки, а в шкафу лежат пять пар шерстяных носков.
10. Динамическая пауза с элементами кинезиологии
Пеппи:
-Мы с друзьями любим всех изображать. Давайте, изобразим портного.
(Дети выполняют движения в соответствие с текстом)
Вот портной наш шить устал,
Из-за стола он быстро встал,
Расправил плечи, потянулся,
Потом он низенько нагнулся.
Затем на цыпочки поднялся,
Поприседал, потом размялся.
К работе можно приступать,
Теперь нам долго не устать.
11. «Придумай рекламу для одежды» Пеппи:
-Мой друг, старый портной, недавно сшил рубашку, но не может продать ее, ведь никто не знает, какая она замечательная. Давайте придумаем рекламу.
Составление описательного рассказа по плану.
- Что это?
- Это одежда, обувь или головной убор?
- Из каких частей состоит?
- Из какого материала сделана?
- В какое время года носят?
- Кто надевает?
(Дети получают конверты с картинками плана описательного рассказа. Каждый ребенок составляет предложение в соответствии со своей картинкой)
Взрослый:
-Пусть теперь Артем прорекламирует рубашку с начала до конца. (Затем двое-трое детей пересказывают текст полностью)
Пеппи:
- Спасибо вам, ребята, за вашу рекламу. Я надеюсь, что рубашку купят.
12. Итог занятия. (Звонок из чемодана)
Пеппи: Мне пора, у меня срочное дело. Спасибо, я узнала много интересного вместе с вами. А вы хорошо готовитесь к школе. Я хочу всем подарить медали за хорошую учебу. До свидания!
Взрослый: До свидания, Пеппи, приходи к нам еще! И вы ребята, молодцы, показали хорошие знания.