Папки-передвижки

Конспект урока Орскэ (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе «Монастырь»

Быданова Наталья Андреевна
Конспект урока Орскэ (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе «Монастырь»

Конспект урока ОРСКЭ (модуль ОПК) в 4 классе.

Автор: Быданова Наталья

Андреевна, учитель начальных

классов МОАУ СОШ с УИОП №10

им. К. Э. Циолковского г. Кирова.

Тема: Монастырь.

Цели: 1. Воспитательные: способствовать воспитанию терпения, доброты, заботы о

ближнем посредством знакомства с жизньюмонахов.

2. Образовательные: сформировать общее представление о монастыре, о жизни

монахов.

Публикация «Конспект урока Орскэ (модуль „Основы православной культуры“) в 4 классе „Монастырь“» размещена в разделах

3. Развивающие: продолжить формирование умений работать с текстом,

обобщать, сравнивать.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: презентация, видеофильм о Святом Луке, учебный видеофрагмент о монастыре, книга Н. В. Демидовой «Рассказы о вятских святых».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и мотивация.

(Слайд 2) Давайте повторим материал прошлого урока. Вспомните, пожалуйста, как называется эта икона. (Тайная вечеря) Опишите происходящее в нескольких предложениях). Перед Своим уходом Иисус Христос собрал апостолов за столом. В этот вечер впервые совершилось таинство Причастия.

(Слайд 3) В таинстве Причастия Бог передает людям Свои Тело и Кровь под видом чего? (хлеба и вина).Очень важно понять, что церковные Таинства не священник совершает, а Сам Бог, но - через священника.

III. Изучение нового материала. Осознание и осмысление учебной информации.

( Слайды 4-6: храм) Теперь пора переходить к новому материалу. Посмотрите на слайды и ответьте на вопрос – что вы видите на фотографиях?

А теперь еще два слайда. А что это такое? (Слайд 7-8) Здесь не просто храм, а целый город из церквей, укрытый крепостной стеной.

• Как называется это чудо, кто знает? (монастырь). Запишем тему урока. (Слайд 9)

• Кто живет в монастыре? (монахи) (Слайд 10)

(Слайд 11)

• Сформулируйте цель урока, используя опорные слова (выяснить, что такое монастырь, почему люди уходят жить в монастырь; учиться работать с текстом)

(Слайд 12)

- Давайте рассмотрим фотографию.

• Как называется этот монастырь? (Трифонов)

• В каком городе он находится? (В Кирове).

• В честь кого он так назван? (В честь Трифона вятского чудотворца).

Рассказ ребенка о преподобном Трифоне (по книге Н. В. Демидовой «Рассказы о вятских святых»)

(Слайд 13) На занятиях по ЛВК мы знакомились с отрывками из книги Н. В. Демидовой «Рассказы о вятских святых» в том числе с рассказом о преподобном Трифоне вятском чудотворце. (Слайд 14) Послушайте о нем.

Рассказ ученика

В небольшом селении Архангельской губернии жила семья крестьян Подвизаевых. В 1546 году родился у них младший сын Трофим. Трофим рос тихий, задумчивый, послушный, но больше всего на свете любил он в церковь ходить и слово Господа слушать. Став старше, попросил Трофим у матери благословение и ушел из дома, монастырь искать, грамоте и молитве учиться, силы духовной набираться. Среди Уральских гор в монастыре принял Трофим постриг с именем Трифон, а было ему 22 года. Сразу отличался молодой монах Трифон жизнью строгой и праведной. Без устали трудился, научился свечи делать, просфоры печь, хлеб месить. Приходилось ему и дрова, и воду носить, и за больными ухаживать. Услышал Трифон о Вятской стороне. Людей здесь много, а монастыря ни одного. Много трудностей ждало Трифона в Вятке, прежде чем возник монастырь : и в Москву пешком за разрешением идти, и пожертвования собирать, и людей на строительство увещевать, и самому без устали трудиться. Засиял своими куполами монастырь, преподобный Трифон в Успенском монастыре множество душ спасает, наш город молитвами защищает. Потянулся вятский люд в храм. И первая больница, и первая библиотека, и первая школа в городе были открыты при монастыре. Когда умер Батюшка, похоронили его там, где он завещал: в Успенском соборе Трифонова монастыря. (Слайд 15)

Вопросы по тексту: (Слайд 14 (Трифон)

• Как в миру звали преподобного Трифона? (Трофим Подвизаев)

• Из каких мест он родом? (Из Архангельской губернии).

• Что основал Трифон на Вятке? (Монастырь).

• Где в нашем городе появилась первые школа, больница, библиотека? монастыре).

• Почему Батюшку назвали преподобным? (Подобен Богу).

(Слайд 15)

Главный храм в Трифоновом монастыре – Успенский собор, в который приходят многие люди, чтобы хоть на время уйти из мирской жизни и побыть наедине с Богом. Некоторые приезжают за мудрым советом.

- Давайте послушаем в исполнении мужского хора Данилова монастыря песнопения, благодаря которым души людей наполняются добром, верой и любовью.

ФОНОГРАММА (панорама Успенского собора Трифонова монастыря https://a100video.narod.ru/vr/sus/high.html)

(Слайд 16) За ним храм с голубым куполом – Благовещенский. Слева маленький храм – Трех святых – Петра, Алексия, Ионы. Есть еще Никольская церковь – надвратная. В центре высится что? (колокольня) Зачем она нужна? (колокольный звон на службу приглашает, о праздниках, например, всему городу сообщает)

• Какой праздник отмечали все православные христиане в прошедшее воскресенье? (Пасху) Пасха продолжается всю неделю. Послушаем праздничный пасхальный перезвон.

ФОНОГРАММА ПАСХАЛЬНОГО ПЕРЕЗВОНА

• Где же монахи живут? (справа зеленая крыша келейного корпуса, келья – это комната). В угловой башне с зеленым куполочком - библиотека. Башня в правом верхнем углу слайда – Оружейная. Стены монастыря мощные, крепкие, приспособленные для того, чтобы врага остановить, город защитить. Так что название башни – Оружейная – о чем говорит? (оружие хранили. А когда война не грозила, там другое оружие было – садовое. Рядом внутри монастыря сад, поэтому в башне хранились лопаты, грабли)

(Слайд 17) Храм и монастырь - в чем разница?) Храм Веры, Надежды, Любови и Софии открывается рано утром, туда приходят священнослужители, приходят люди. Когда службы заканчиваются, все расходятся по домам, по другим делам. Вечером храм закрывается. На ночь там остается только сторож.

А вот монастырь – это город, который и по ночам не пустует. Там постоянно живут особые люди - монахи.

(Слайд 18) Кто же такие монахи? В учебнике написано: «Появление монахов – одна из самых удивительных страниц в истории человечества». Почему? Найдем ответ на стр. 80 - читаем 1 и 2 абзацы.

(Слайд 19)

• Как по-другому на Руси называли монаха? (иноком)

• Подберите однокоренные слова (иной)

• А почему иной? (Не такой, как все люди).

(Слайд 20)

А вот почему: когда человек становится монахом, он обещает не для себя жить, не для своего удовольствия, а людям служить. «Люби Отечество, всем помогай, о себе забывай».

• А кто может стать монахом? С. 80 - 3 абзац читаем. (Любой человек, который ощутил в себе призвание быть всегда с Богом).

Жизнь в любом монастыре нелегка.

• Чем занимаются монахи? Читаем на с. 80-81.

• Какое главное правило монашеской жизни вы запомнили? («Трудись и молись»). (Слайд 21)

• Где трудятся монахи? (В храмах, мастерских, больницах, школах, переписывали книги). (Слайды 22, 23 - труд монахов)

Именно монастыри на Руси несли народу образование и культуру.

Жизнь монаха проходит в труде и молитве. (Слайд 24)

• О ком молится монах, если он добровольно порвал связь с миром? (Обо всех людях).

• Какими же качествами обладают монахи? (Искренняя, сильная вера в Бога, доброта, любовь к людям)

• А если кто-то хочет стать монахом, но не знает, выдержит ли, осилит ли этот подвиг? Для этого в монастыре ему предлагают просто пожить, потрудиться. Таких людей называют послушниками.

Чтение отрывка 3 из статьи учебника на с. 81-82 (о послушниках)

• Какие обеты (обещания) дает послушник, становясь монахом? (Слайд 25)

(1. Жить в послушании – обет послушания.

2. Обет безбрачия – жить без семьи в мирском ее понимании. (Кто подарил нам азбуку? Монахи Кирилл и Мефодий. Кто писал русские летописи? Монах Нестор. Если крестьянин имеет семью, детей – есть ли у него время на то, чтобы писать летописи? Вот почему монахи отказываются иметь семью – чтобы успеть всему миру послужить. И второе: для монаха Бог-отец, Богородица – мать, и каждый человек – брат и сестра).

3. Жить без личных вещей – обет нестяжания.

- О нестяжании любопытно прочитать в рубрике «Это интересно» (с. 82)

Особо нужно сказать об одежде (Слайд 26) Послушника в монастыре можно узнать по обычной мирской одежде. Одежда монаха особая.

Назовем 4 части облачения монахов и прочитаем о них на с. 81 в рубрике «Это интересно» : (Слайд 27)

КЛОБУК – головной убор (наподобие воинского шлема, напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей).

МАНТИЯ – облачение, окутывающее все тело, знак жизни под Божией защитой.

ЧЁТКИ – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.

ПОЯС – сделан из кожи мертвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а забототься надо, прежде всего, о жизни души.

Одежда монаха – воинское облачение. Сами монахи чётки называют «меч веры», а клобук –«шлем веры».

Итак, монах – воин. С кем же он сражается? Читаем на стр. 80 5 абзац.) Оказывается, монах ведет невидимую битву со всяким злом – постоянно! И он побеждает «злобу, подозрения, зависть», он в свой ум не допускает плохие мысли! Не то что плохие дела не делает, плохие слова не говорит – а даже мысли плохие к себе внутрь не пускает! В этом ему помогает постоянная молитва.

Рассказ ребенка о жизни Сергия Радонежского

(Слайд 28)

Всем известно имя святого заступника Руси Сергия Радонежского. Именно Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем. (Слайд 29)

Это сражение произошло на Куликовом поле, у реки Дон, и с тех пор князь стал зваться Донским…

Победа над воинами Мамая не освободила Русь от власти Орды, но избавила от рабской покорности: поняли русские, что можно победить татар и что сила не только в оружии, но и в духовном превосходстве.

Ранее зажатые врагами на узком пятачке в междуречье Оки и Средней Волги, русские двинулись на освоение новых земель. Первыми шли монахи, распространяя веру и язык, за ними шли крестьяне, которые распахивали землю.

При жизни Сергия Радонежского на новых землях было основано 25 новых монастырей, а после смерти его учениками было создано еще 70 обителей, вокруг которых возникали и росли русские города. Крепла Русь, и не было той силы, которая могла бы воспрепятствовать этому. И везде чтили имя святого заступника России – преподобного Сергия Радонежского. Как помнят его и ныне…

Сергий Радонежский является основателем Троице – Сергиевой лавры (Слайд 30) Лавра – слово греческое, означает «уединенное место». В России лавра – это монастырь, наиболее богатый и знаменитый. Прошли годы, деревянный монастырь сгорел, но потом довольно быстро был восстановлен. Первое каменное здание монастыря было воздвигнуто «в похвалу Сергию». (Слайд 31) Большую часть средств на строительство собора дал сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич. Это здание сохранилось до сих пор.

-Полюбуемся этим монастырем (Троице-Сергиева лавра)

Мы говорили, что монахом может стать любой человек, который ощутил в себе призвание быть всегда только с Богом. Это может быть и мужчина, и женщина. Поэтому монастыри бывают мужские и женские. Троице-Сергиева лавра (в г. Сергиев Посад Московской области) и Трифонов монастырь в нашем городе – это мужские монастыри.

Чтобы лучше понять, как живут монахи, я приглашаю вас на экскурсию в монастырь. Сейчас мы увидим видеосюжет, снятый для вас в нашем городе, в женском монастыре.

(Слайд 32) Задание к видеопросмотру: заметить четки на руке монахини;

подумать, как отличить настоятельницу монастыря от простых монахинь?

ВИДЕО ЭКСКУРСИЯ В ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (7 минут)

(Слайд 33)

• Все ли увидели четки? Вот они, мы про них прочитали в рубрике «Это интересно», теперь разглядели. А на другой фотографии уже знакомая нам матушка София.

• Как мы можем узнать, что именно она настоятельница в монастыре? Чем отличается настоятельница от простых монахинь? (на груди крест)

Матушка София управляет жизнью в этом монастыре. Все монахини живут в послушании – делают только то, что она скажет, не то, что самим захочется. Каждый день начинается с молитвы, а потом матушка дела распределяет – кто поет, кто читает, кто еду готовит, кто грядки полет, кто поливает, а кто компьютером «управляет» - потому что у этого монастыря свой сайт тоже сегодня есть…

(Слайд 34) Перед вами кадры истории женского Преображенского монастыря. Он был основан в 17 веке, строился 300 лет. Вот так он выглядел в начале 20 века - 100 лет назад.

(Слайд 35) Но в 20 веке пришли сюда люди, которые монастырь закрыли и начали разрушать. Монахинь выгнали. Снесли золотые купола, разломали прекрасные крылечки, храмы переделали под общежития… Вот таким стал монастырь…

(Слайд 36) А потом пришло время – это уже наше время - когда разрешили монахиням сюда вернуться. И вот они снова здесь живут, молятся, свой монастырь украшают.

(Слайд 37) Снова построили колокольню – и вот на нее уже купол поднимают. Вы поняли, где находится этот монастырь? (рядом с Александровским садом, на берегу реки, за стадионом «Динамо») (Слайд 38)

(Слайд 39) Матушка София рассказала нам, что главный монастырь на Вятке называется как? (Трифонов)

(Слайд 40) В монастыре хранится икона вятских святых. Посмотрите на нее и скажите – среди вятских святых был только один монах или несколько монахов? (несколько)

Вот справа мы видим монаха Матфея Яранского. Еще и сегодня живут в городе Яранске люди, которые помнят этого удивительного святого. Много интересного и необычного рассказывают о нем. В книге «Рассказы о вятских святых» записано несколько историй. Например, на стр. 85: «Рассказывали, как однажды в храм пришел человек, чтобы посмотреть на монаха. Что за невидаль такая? Почему все про него только и говорят? Отец Матфей вышел из алтаря. «Вот он какой, как седая овечка», - подумал тот любопытный человек. А батюшка взглянул на него и вслух сказал: «Я не седая овечка, а иеромонах Матфей». Он просто поражал прозорливостью своей.

Или вот женщина запомнила, как еще в девушках она пошла благословения на замужество просить. Отец Матфей не благословил. Однако молодые обвенчались. Жизнь ее в замужестве очень тяжелой оказалась, а потом муж умер, и осталась она одна с восемью детьми. Всю жизнь маялась, всю жизнь батюшку - прозорливца поминала: кабы послушалась его, не такая бы несчастная стала».

Как вы поняли, что произошло?) Что же такое «прозорливость»?) Прозорливость – это дар Бога монаху. За то, что монах не о себе заботится, а людям и Богу всю жизнь служит, Бог его не оставляет и необыкновенными способностями награждает.

(Слайд 41) Матушка София говорила и про Великорецкий мужской монастырь.

(Слайд 42) Вот монахи этого монастыря. Управляет монастырем отец Тихон. На этой фотографии вы его можете отличить по красной длинной широкой ленте, украшенной золотым шитьем.

(Слайд 43) Монастырей на Руси сотни, но главное правило всюду одинаково – трудись и молись.

IV. Проверка усвоения знаний и умений.

Во все времена, когда людям нужна духовная помощь и поддержка, они спешат в монастыри, к источнику добра, понимания, мудрости, совета.

Проверим, как вы усвоили то, о чем говорили сегодня на уроке.

Дополните начатые предложения:

1. Место, где живут монахи, называется ___ .

2. Человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи, - это ___ .

3. Главное правило монаха : «___».

4. ___ - человек, который живет в монастыре, чтобы лучше присмотреться к себе, но не является монахом.

5. Обещание жить в послушании называется - ___ .

6. В городе Кирове есть монастыри : ___ .

7. Основателем Свято-Успенского Трифонова монастыря является ___ .

8. Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу? ___

___

(Монах ведет невидимую битву со всяким злом – постоянно! И он побеждает злобу, подозрения, зависть).

Бывает, что монахи помогают людям не только в монастырях, но и в миру. Примером такого служения был Святой Лука Слайд 44

Он не только помогал людям советом, но и лечил их тело: делал сложные операции.

ВИДЕО о Святом Луке

V. Рефлексия.

-Чему нам, светским людям, нужно поучиться у монахов?

VI. Домашнее задание:

1. Прочитать в учебнике о Святом Луке.

2. Подготовить рассказ о своей маленькой волевой победе, когда ты проявил силу воли и смог победить лень и другие недостатки (можно пример из худ. лит-ры, кино).

Прикреплённые файлы:

urok-opk-25_rs5ol.pptx | 10693,51 Кб
 
Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

К уроку по основам светской этики и православной культуры «Народы Крыма» Скифы. Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу.

Конспект урока на тему «Предпринимательская деятельность» по дисциплине «Основы предпринимательства» в 9 классе Е. А. Гавриловчук преподаватель ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище» г. Тирасполь Приднестровье/Молдова Конспект урока на тему:.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока по основам православной культуры в 10 классе на тему «Давид. Книга Премудрости Соломона» Тема урока: «Давид. Книга Премудрости Соломона.» Цель: - формирование знаний о жизнедеятельности персонажей Ветхого Завета; - развитие.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Конспект урока с презентацией на тему «Основы фотомастерства» для воспитанников Центра содействия семейному воспитаниюКонспект урока с презентацией на тему «Основы фотомастерства» для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию 1. Организационный момент. Введение в данную тему происходит в форме диалога. Объявляется тема, задачи. Задачи: Познакомить с понятием.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока Орскэ (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе «Монастырь»
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 15:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД