Конспект урока по изобразительной деятельности «Осенний калейдоскоп». 4 класс

Оксана Верютина
Конспект урока по изобразительной деятельности «Осенний калейдоскоп». 4 класс

Тема: «Осенний калейдоскоп

».

Тип занятия – комбинированный

Цель: Обобщить знания младших школьников о жанрах изоискусства

(портрет, натюрморт) через их объединение в творческом задании при

работе с папье – маше и природным материалом.

Задачи:

- Закрепить знания младших школьников по жанрам изоискусства, через

знакомство с репродукциями картин известных художников (Людмилы

Архиповой, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева, Сергея Смирнова,

Джузеппе Арчимбольдо, с фотоработами Клауса Энрике;

- развивать зрительное восприятие, творческое мышление, фантазию,

умение воплощать свой замысел в работе;

- воспитывать духовно-нравственные качества личности младших

школьников через приобщение их к традициям своего народа, изучение

изодеятельности художника, формирование эстетического вкуса.

Оборудование: для учеников – лист А4 (цветной картон, формы из папье-маше, осенние листья (гербарий, краски (гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки, клей ПВА; фартук, нарукавники.

для учителя – ТСО – презентация из репродукций картин в жанре пейзаж, натюрморт, портрет; элементы костюмов сказочных героев (корона осени, осенние листья, колпаки ярмарочных зазывал, плакат «Осенний калейдоскоп».

Сценарий занятия:

I.Организационно - мотивационный этап. (1-2 мин)

1. Приветствие. Проверка готовности младших школьников.

2. Чтение загадки:

- Ребята, отгадайте загадку и узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

Читает ученица:

«Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек.

Я - ….? (осень) (ученица - "Осень" появляется перед ребятами).

- Правильно угадали, молодцы!

- Многие поэты, музыканты посвятили мне свои произведения, но запечатлеть мой образ на века может только творчество кого? (художников)

- Да, вы правильно заметили.

Учитель:

- Осень, мы рады тебе! Полюбуйся вместе с нами на работу известного художника, который посвятил её тебе.

- А вы, друзья мои, попробуйте вспомнить как называется это произведение?

II. Поисковый этап. (15 мин)

1. ТСО - работа по слайду № 1 презентации : звучит музыка Вивальди при появлении картины И. Левитана «Золотая осень».

- Какое настроение вызывает такая красота осени и почему?

(Своими золотыми, тёплыми красками образ осени

вызывает восхищение, радостное настроение)

- Да, вы правы, у меня тоже возникло такое настроение.

- Ребята, вы вспомнили название этого произведения?

(Осенний пейзаж, «Золотая осень» И. Левитана)

- Молодцы, правильно ответили! Что такое пейзаж? (Это изображение природы.)

2. Закрепление значения понятия «Натюрморт».

- Ребята, осенью природа меняет свой наряд на золотой.

А что же ещё происходит осенью? Послушайте стихотворение и ответьте на этот вопрос.

/ чтение стих. Т. Боковой «Праздник Урожая» 2-мя подготовленными учениками /

1-й ученик:

«Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды.

Приготовила природа

Всевозможные плоды».

2-й ученик:

«На полях идёт уборка -

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зёрна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчёлы мёд.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладёт.

Уродился урожай -

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!»

- Молодцы, ребята! Выразительно рассказали!

- Так что же ещё, происходит осенью? (сбор урожая)

- Правильно! Именно так и называется это стихотворение : «Праздник урожая», Татьяны Боковой.

/ТСО – работа по слайду №2 с изображением натюрморта «Натюрморт с фруктами и фиалками». Архипова Людмила. /

- Ребята, посмотрите на работу художника Людмилы Архиповой.

Скажите, какие чувства она вызывает у вас и почему?

(Радостное, потому написана яркими, тёплыми красками;

вкусное, потому что изображены спелые, сочные плоды)

- Вспомните, как называют картины с похожими сюжетами? (натюрморт)

- А что такое натюрморт? …это изображение предметов неживой природы)

- Как бы вы назвали этот натюрморт? («Натюрморт с фруктами»)

- Друзья мои, вы – молодцы!

Почти правильно угадали – это «Натюрморт с фруктами и фиалками».

3. Краткая беседа о традициях своего народа.

/ ТСО – работа по слайду № 3 - изображение ярмарки Бориса Кустодиева «Ярмарка» с музыкальным сопровождением русской народной песни «Барыня» /

- Осенью, дети, люди не только занимались сбором урожая, но и веселились.

/Выбегают ярмарочные зазывалы – «торговцы» и хором говорят…:

«Мы – ребята удалые!

Мы – ребята озорные!

Веселимся и поём!

Всех на ярмарку зовём!»

/ Физминутка: движения под музыку проводят торговцы /

- Ярмарка? Что это такое? Когда она появилась? – об этом нам сейчас расскажет…

(делает сообщение подготовленный ученик)

/ТСО - Просмотр слайда № 4 – «Ярмарка» Сергея Смирнова

/Краткое сообщение о ярмарке/

Ярмарка – значит торговля. В старой России ежегодно устраивали до 3000 ярмарок. Первые ярмарки появлялись на пересечении торговых дорог, трудно было пройти мимо, ведь это ярмарка! На ней продавали разные товары: плодовый урожай для запасов на зиму, сладости, предметы быта, орудия труда, домашний скот и другое.

На ярмарке люди не только продавали и покупали товары, но и общались, делились своим мастерством.

Одной из самых известных на Руси ярмарок была Курская Коренная, которая славилась большим количеством товаров, урожаем. Одним из символов урожая Курского края стало яблоко – «Антоновка». Вячеслав Клыков, скульптор-земляк в нашем городе установил скульптуру, посвящённую ежегодным большим урожаям этого вкусного яблока.

Куряне чтут свои традиции, поэтому Коренная ярмарка дошла и до наших дней. С каждым годом она становится всё популярнее.

- Спасибо за интересное сообщение.

- Мы снова продолжаем говорить о творческой работе художников, которые в своих картинах восхищаются красотой трудящегося человека.

/ТСО - слайд№5 – Портрет трудящегося человека

(З. Серебряковой «Жатва», «Крестьянка с квасником»)/

- Дети, скажите какое настроение вызывают картины Зинаиды Серебряковой и почему?

(радостное из-за ярких красок, улыбающихся, лиц женщин – тружениц)

- Вспомните, как называются в изоискусстве картины с таким сюжетом? (портрет)

- Молодцы, не забыли! Ребята, а что такое портрет? (изображение человека)

- Правильно!

III. Практический этап. (20 мин)

1. Сообщение задания, требования к работам учеников:

– Ребята, мы вспомнили с вами сейчас жанры изоискусства – «портрет» и «натюрморт».

Подумайте, как можно объединить эти жанры в нашей работе. Маленькая подсказка вам – обратите внимание, что лежит у вас на столах - это поможет угадать задание на сегодняшнем занятии.

(Мы создадим портреты сказочных осенних героев из фруктов и овощей из папье – маше).

/ ТСО - слайд № 6,7 – Портреты и фотографии сказочных существ из осенних плодов Джузеппе Арчимбольдо и Клауса Энрике)

- Молодцы, вы угадали!

- Посмотрите на работы художников, которые создали такие необыкновенные, интересные образы.

- Перед вами портрет римского монарха Рудольфа II в виде бога Вертумна (римского бога плодородия и растений) Джузеппе Арчимбольдо, итальянского художника.

- Чем интересен такой портрет? (Тем, что создан из овощей и фруктов)

- Клаус Энрике, фотограф из Нью-Йорка, создал ряд оригинальных портретов, изготовленных исключительно из овощей, фруктов и цветов.

ПРОСМОТР слайдов : Ребята, как вы думаете, что помогает художникам создавать такие образы?

(фантазия, основа – лицо человека с его чертами.)

ЗАДАНИЕ:

- Сейчас, дорогие мои, вам нужно создать сказочные осенние образы из папье – маше в виде фруктов и овощей.

Как можно выполнить такое задание, как вы думаете?

(На основу - «голову» наклеить папье – маше (осенние плоды как черты лица – глаза, нос, рот, а осенние листья – использовать вместо волос. Потом раскрасить получившуюся голову подходящими красками в цвет осенних плодов).

- Правильно! Молодцы! Вижу вы уже включили свою фантазию.

2. Самостоятельная работа под наблюдением учителя.

Повтор правил работы с художественными материалами.

- Дети, если у вас возникнут вопросы – поднимите руку. Ваши осенние образы должны быть яркими, выразительными, аккуратными. Придумайте им названия.

IV .РЕФЛЕКСИЯ. (2 мин)

1. Экспресс-выставка, любование работами.

- Ребята, скажите какое настроение вызывают ваши работы у вас? Почему такое?

(Хорошее, потому что мы старались)

- Дети, представьте своих героев.

- Молодцы! Очень интересно.

- Ребята, как вы думаете, где ещё можно использовать такие необыкновенные образы?

(Как маска для сценок в классе, для подарка на праздник)

- Верно!

- Скажите, вам понравилось наше занятие? Чем?

-Спасибо за внимание! Вам, дети – за старание!

2. Беседа с «Осенью».

Осень:

- Ребята – молодцы!

- Вы сегодня танцевали, весело играли, хорошо потрудились!

- В память о нашей сегодняшней встрече хочу вам подарить осенние букетики. Сберегите их! До следующей встречи!

Дети:

- Спасибо,Осень! До встречи!

Публикации по теме:

Пластилинография «Осенний калейдоскоп»Пластилинография «Осенний калейдоскоп» МАСТЕР-КЛАСС Пластилинография «Осенний калейдоскоп» (коллективная работа детей подготовительной к школе группы. разработала воспитатель.

Фотоотчёт «Осенний калейдоскоп»Фотоотчёт «Осенний калейдоскоп» Тихая, тёплая, нежная осень, Листья увядшие всюду разносит. Осень пришла, заалела рябина, Жаром пылает на сопках осина. Кружатся тонкие.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Осенний лес»Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Осенний лес» Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования осенними листьями, уточнить и обобщить знания об осени. Программные задачи: Обучающие:.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Осенний калейдоскоп» Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей у детей в аппликации. Закрепление знаний о поздней осени. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
Автор публикации:
Конспект урока по изобразительной деятельности «Осенний калейдоскоп». 4 класс
Опубликовано: 21 февраля 2019 в 13:57
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Тайна экспертного чемодана раскрыта!»
Без этих специалистов не обходится ни один осмотр места происшествия. Речь идет о сотрудниках экспертно-криминалистического отделения МО МВД России...
Проект с детьми средней группы «Птицы-наши друзья»
Воспитатели группы: Денисова Л. Н, Дайлиденак Н. Е Проект на тему " Птицы- наши друзья". Актуальность. Общение детей с природой -актуальный вопрос...
Консультация на тему «Особенности организации театрального центра в разных возрастных...
Центр театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы...
НОД в старшей группе «Комнатные растения — спутники нашей жизни»
НОД в старшей группе ОО Познание — Мир природы Комнатные растения — спутники нашей жизни Цель: Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях....
Математическая викторина «Умники и Умницы» в старшей группе
Программное содержание: закрепить навыки счета в пределах 10; закрепить названия геометрических фигур( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) ;...