Получи документы

Конспект урока по валянию из шерсти «Бусы»

Любовь Владимировна
Конспект урока по валянию из шерсти «Бусы»

МБУ ДО «Центр детского творчества»

Конспект урока по валянию из шерсти «Бусы»

Разработала: Филичкина Л. В.

педагог дополнительного образования

Занятие познакомит учащихся с историей возникновения валяния войлока и технологией валяния на примере шариков-бусинок.

Не губи ты жизнь бездельем,

Занимайся рукодельем!

Результат – на радость нам,

Публикация «Конспект урока по валянию из шерсти „Бусы“» размещена в разделах

Нашим близким и друзьям!

Цель: Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и технологией валяния на примере валенок.

Задачи: обучающая: изучить стиль русского народного творчества, обучить работе с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.

развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, рукоделию, развитию самостоятельности, способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, уметь анализировать, делать выводы, развивать коммуникативные умения через групповую деятельность.

воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь при выполнении работы, точности.

Методы и приё мы обучения: наглядные, беседа, практическая работа.

Инструменты и принадлежности для работы:

• Компьютер

• Образцы шариков

Шерсть для валяния

• Технологические карты

• Жидкое мыло

• Ведерка для воды

• Полотенце

• Ёмкости для валяния

Ход урока

1. Организационный момент.

• проверка готовности к мероприятию;

• проверка присутствующих;

2. Объявление темы урока.

Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашей творческой мастерской. Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения валяния, выполним небольшие шарики- бусины способом мокрого валяния. Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость вашего творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть.

3. Изучение нового материала.

• Словесно-иллюстрационный рассказ (История валяния)

Войлок – от тюркскогоajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt, в немецком– Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния. Началось же все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н. э. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать. В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа.

В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.

Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере.

Ознакомление учащихся с образцами валяния, выполненных в технике сухого и мокрого валяния.

Существуют два способа валяния : сухое и мокрое. При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти. Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.

Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы.

Материалом для валяния служит непряденая шерсть (тонкорунная) и вязальная шерсть.

Рассказ педагога сопровождается показом образцов пряжи, игл.

Мокрое валяние - это классический способ. Основная хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.

Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды, и объемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь).

• Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при валянии.

4. Изучение санитарно-гигиенических требований и правил охраны труда при валянии

• На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями.

• Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди

• Включать и выключать утюг следует сухими руками.

• Выполнять влажно-тепловую обработку изделия следует стоя на резиновом коврике.

• Необходимо следить за правильным положением терморегулятора.

• Нельзя оставлять включенный утюг без внимания.

• Соблюдать осторожность со специальными иглами для валяния, так как они очень острые.

5. Практическая работа. Изготовление шариков-бусинок.

Задание 1. Подобрать цветовую гамму шерсти, продумать декор будущих бус, зарисовать эскиз.

Задание 2. Наложение слоев войлока, формирование цветовой гаммы и декора.

• В начале работы на пленку кладется шаблон валенков и на него тонким слоем укладывается шерсть основного цвета в двух направлениях: горизонтально и вертикально.

• Затем он поливается мыльной водой, накрывается пленкой и не долго катается руками.

• Не раскрывая пленку, мы переворачиваем ее и после этого открываем. На открытый шаблон выкладывают такой же слой, что и в первый раз. Мылят водой и накрывают пленкой, катают руками и переворачивают.

• Повторить эту двойную операцию три раза.

• На четвертый слой необходимо выложить на пряжу нитки для декора или пряди другого цвета, затем мылят и накрывают пленкой, катая.

• С другой стороны повторить операцию.

• Пятый слой закрепляющий. Он тоньше всех остальных. С помощью него закрепляют нитки или корректируют цветовой рисунок. Края у пятого слоя подгибают на деталь кроме голенища.

• После выкладывания слоев изделие хорошо с усилиями катают до скрепления всех слоев, примерно 20 минут.

Физкультминутка.

Вы хорошо потрудились, теперь дадим нашим глазам и рукам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений.

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Там стена, а там окно, это знаем мы давно.

(руки ставим перед грудью, повороты вправо и влево)

Головой теперь вращаем

Вправо-влево, а потом,

(вращаем головой вправо и влево)

Три-четыре, приседаем,

Ножки разминаем.

(приседания)

Мы размяться все успели,

И на место тихо сели!

Отдохнули. Теперь продолжим работу. Мы скатали все слои и теперь нам необходимо раскрыть пленку и выжать все лишнею мыльную воду.

• Выжимаем валенки и восстанавливаем объемную форму валенка. Лепим как из пластилина.

• Как только мы восстановили форму, мы снова сминаем и убираем излишки воды.

• Затем опять лепим форму. И так до полного высыхания.

• Как только мы получили нужную нам форму валенков, с минимум водой. Мы споласкиваем их под проточной струей, удаляя все мыло.

• И заново лепим форму. Не бойтесь шерсть запоминает форму сразу же и затем ее восстанавливает. Поэтому уделите ей внимание в начале лепки.

• Ваши бусины готовы.

Домашнее задание: Хорошо высушить работу.

6. Физкультминутка.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

И головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко не ленись.

Глаза мы открываем, наконец.

Зарядка окончилась и

Каждый из нас молодец!

Уборка рабочих мест

7. Анализ работы

Педагог: Молодцы, у всех получилась замечательная шарики – бусины, из которых вы сможете собрать на нитку бусы по вашим эскизам.

Подведение итогов – анализ бусинок (оригинальность идеи, аккуратность).

• поощрение обучающихся. Что получилось? Что было сложнее всего?

• Оценка настроения и интереса детей.

Публикации по теме:

Картины из шерстиКартины из шерсти Оцените, пожалуйста, мои картины из шерсти. Увидев картины из шерсти, я очень заинтересовалась, но долгое время не могла осмелиться попробовать.

Конспект НОД по лепке «Бусы» для детей 2–3 летКонспект НОД по лепке «Бусы» для детей 2–3 лет Образовательные направления: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие. Цель:.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Мастер-класс «Пейзаж из шерсти»Мастер-класс «Пейзаж из шерсти» Уважаемые коллеги! Хочу показать вам мои картинки из шерсти и рассказать как я их делаю. В моей коллекции есть не только пейзаж, уголки.

Мастер-класс по сухому валянию декоративной птички из шерсти «Птички-невелички»Мастер-класс по сухому валянию декоративной птички из шерсти «Птички-невелички» Представляю вашему вниманию урок по сухому валянию"Птички-невелички"Этот мастер-класс будет доступен и понятен даже для новичков и в результате.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Картина из шерсти. Мастер-классКартина из шерсти. Мастер-класс Об изготовлении картин из шерсти для валяния я уже писала на сайте Маам, представляла мастер-класс. С 2016 года количество картин прибавлялось.

«Петух». Картина из шерсти«Петух». Картина из шерсти Всем гостям моей странички желаю хорошего воскресного дня и отличной погоды в отличие от нашей слякоти питерской. Все когда-то бывает.

Творческие работы из шерстиТворческие работы из шерсти В настоящее время с каждым годом становится всё популярнее уникальное творчество – фелтинг. Фелтинг – это техника валяния из непрядёной.

«Зимний пейзаж». Картина из шерсти«Зимний пейзаж». Картина из шерсти Приветствую всех гостей моей странички. Я совсем недавно уже рассказывала о живописи шерстью. Сходив на мастер-класс и получив результат,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по валянию из шерсти «Бусы»
Опубликовано: 12 марта 2023 в 22:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД