МААМ-картинки

Конспект этического диалога с учащимися первого класса «Умей прощение просить и прощать»

Марина Гладченко
Конспект этического диалога с учащимися первого класса «Умей прощение просить и прощать»
▼ Скачать + Заказать документы

Марина Гладченко

Конспект этического диалога с учащимися 1 класса на тему "Умей прощение просить и прощать"

Цель - подвести к осознанию необходимости прощения обид в жизненных ситуациях.

Задачи:

1) способствовать воспитанию нравственных чувств;

2) способствовать развитию взаимопонимания между родителями детьми;

3) развивать положительные эмоции, эмпатию, стремление делать добро себе и другим лю-дям;

4) способствовать развитию ассоциативного и логического мышления, аналитических спо-собностей, устной речи учащихся;

Публикация «Конспект этического диалога с учащимися первого класса „Умей прощение просить и прощать“» размещена в разделах

5) расширять кругозор, способствовать формированию внимательного отношения к родно-му языку, традициям русского народа.

Учебные универсальные действия:

• личностные:

- формировать представление о прощении;

- понимание значимости умения прощать и просить прощения;

- оценка своих поступков;

- развитие умения работать в группе;

• регулятивные:

- формирование умения преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

- формирование умения взаимодействовать со сверстниками и родителями во внеучебной деятельности;

- формирование готовности к преодолению трудностей;

- формирование умения планировать и организовывать свою деятельность;

• познавательные:

- развитие любознательности и познавательной инициативы;

- развитие умения выделять главное;

- развитие умения осознанно строить речевой высказывание;

- работа с информацией;

- постановка и решение проблемы;

• коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос;

- умение выполнять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения;

- умение вступать в диалог;

- умение аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли;

- умение слушать собеседника.

Ход занятия

1. Завязка. Выход на проблему.

- Здравствуйте, ребята, родители и гости! Сегодня у нас очередное этическое занятие, прав-да, немного необычное, потому что на нём присутствуют гости. Кроме того, на встречу к нам пришли родители. Спасибо вам, наши замечательные мамы и папы, за то, что вы всегда рядом. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание.

- А начать мне хотелось бы со стихотворения Эдуарда Асадова.

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток…

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестоко брошенный рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

А мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И, мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника,

Отбежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы, подобно девочке-снежинке,

Бросьте в них прощения цветы.

- О чём это стихотворение?

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

- Вы правы, тема сегодняшнего разговора: «Прощение». Ребята, сегодня мы должны с вами узнать, что же такое прощение? Нужно ли прощать обидчика и как это делать?

2. Процесс активного совместного логического размышления над проблемой.

- Какое же определение слову «простить» дают толковые словари?

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля мы чита-ем: «Простить – делать простым от греха, вины, долга; извинить, отпустить кому повин-ность, снять с кого обязательство, освобождать от кары, от взыскания; примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость; миловать».

А в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова написано: «Простить – не по-ставить в вину чего-нибудь, извинить».

- Конечно, «прощение» - слово многозначное, но самое необходимое для нас значение – это примирение сердцем, милование.

Вопросы:

-Когда говорят слово «прости»?

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кого когда-нибудь обижали.

- Поднимите руки те, кто сам хоть раз обидел кого-то.

- Да, каждый человек сыграл обе роли: обиженного и обидевшего.

- Вы можете вспомнить свои обиды? На кого вы обижаетесь? За что?

- Как вы поступали в такой ситуации?

- Расскажите, что вы чувствовали?

- Легко ли простить человека, который вас обидел?

- Легко ли человеку жить с обидой?

- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже долж-ны прощать других. (Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).

Неумение прощать часто приводит к печальным последствиям. На земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга.

Я хочу Вам рассказать об одной странной болезни, которая называется «Бо-лезнь непрощения».

«В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрас-ное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и за-болели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, ко-гда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случа-лось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чеса-лась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.

Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Кро-кодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Беге-мот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь по-меньше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успо-коиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.

Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взле-тело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнал-ся за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.

Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали кома-ров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Кро-кодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.

В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между со-бой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ре-вели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.»

– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за дру-гом? (Разучились прощать)

– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?

– Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?

– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Нач-нет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настрое-нием).

– Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать? (Только самим себе).

– Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).

-Кроме того, я хочу вас познакомить со сказкой А. Нееловой «Тысячецвет», послушайте:

«На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет. Однажды ру-чеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал; «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть».

-Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.

Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето… Тысячецвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полуза-вядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивй тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».

Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть… В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим».

-За что тысячецвет рассердился на ручеек (ответы)

-Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»(ответы)

-А как поступил ручеек (извинился)

-За что ручеек обиделся на цветок? Что он сделал от обиды?

-Когда и почему цветок вспомнил о ручейке (ответы)

-Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга (ответы)

-Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали (ответы)

Нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успокоение самому чело-веку, он отпускает от себя обиды и червячок более не точит. А если червяк сидит и из года в год копает и копает, это, в конечном итоге, даст болезнь.

Вывод: жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело.

-Чтобы не было тяжело, надо научиться просить прощение.

-Давайте посмотрим друг на друга, скажите, среди вас подобная ситуация бывает? Если да, то как вы поступаете? Как вы просите прощение? Покажите.

- Мирись! Мирись! Больше не дерись! -Прости меня, я больше так не буду!

Пожать по-мужски руку, прикоснуться рукой к другому человеку.

Почему при прощении люди подают друг другу руку?

-Существуют правила «Как просить прощение».

Подойти к человеку, с которым вы хотите помириться, назвать его по имени, посмотреть ему в глаза и сказать чётко, чтобы были понятны ваши слова. А главное их надо говорить ис-кренне, т. е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.

-Ребята, чтобы нам не было грустно или обидно, важно научиться понимать и прощать друзей.

Давайте потренируемся и попробуем просить прощение и прощать. Выберите себе па-ру, встаньте лицом друг к другу. Представьте себе, что вы обидели кого-нибудь и хотите по-мириться. Можно попросить прощения самыми добрыми и теплыми словами, пожать руку и обняться.

И если вы простили друга – обязательно улыбнитесь ему, посмотрев прямо в глаза! А еще можно пожать друг другу руки.

3. Физминутка

4. Разбор ситуаций

-Как вы думаете, легко ли просить прощения? Что нужно, чтобы простить человека? Не всегда легко. Нужно проявить смелость, терпение и силу воли.

-Что делать, чтобы не пришлось просить прощение? (Мудрый совет способен предотвра-тить поступок, за который будет стыдно потом. Для того чтобы горечь разочарования не за-кралась в душу, нужно прежде всего не обижать самому).

- Ситуации, в которых мы обижаем или нас обижают, нередки, ведь прожить жизнь, не со-вершая ошибок, невозможно. Давайте проанализируем несколько ситуаций, произошедших с вашими ровесниками, ребята. Вопросы перед вами.

- Между кем произошла ссора?

- Кто прав, кто виноват?

- Какой вы видите выход?

Смотрим и делимся впечатлением.

1) Автор: Марина так ждала свой День рождения. Она пыталась отгадать, что ей пода-рит мама. Наверное, новую шапочку, которая ей была так нужна к куртке, что подарили бабушка с дедушкой.

Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А вот тебе мой подарок! Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку).

Дочка: Мама, а что, шапочка вязаная? Ты её сама что ли вязала? Что, не могла в магазине купить? Она же не модная!

Мама: Дочка, связанные своими руками вещи никогда не выходили из моды. Я так стара-лась! Она идеально подходит к твоей новой куртке!

Дочка: Если тебе нравится, вот и носи её сама! - обиженно сказала Марина и бросила ша-почку.

2) Митя: Завтра у нас соревнования.

Сергей: Ну и что?Я не пойду. Ещё не хватало в воскресенье идти на соревнования.

Митя: Так ты не пойдёшь?

Сергей: Не пойду! И тебе не советую!

Автор: В понедельник Митя узнал, что Сергей не только пошёл на соревнования, но и за-нял там первое место…

3) Таня: Лена, у нас завтра контрольная. Ты мне поможешь?

Лена: Конечно. Давай позанимаемся сегодня. Я ещё раз покажу тебе, как решаются эти задачи.

Таня: Ты не поняла. Лучше передай мне на контрольной готовое решение. Я всё равно ни-когда эти задачи не пойму!

Лена: Нет, Таня! На это не рассчитывай!

Таня: Ах, так! Значит, ты мне больше не подруга!

- Да, такие ситуации нередки.

5. Нравственный выбор.

- Мы так много говорим о прощении сегодня, а ни разу не возник у нас вопрос «а надо ли» и «зачем»… Надо ли прощать? Зачем? Почему люди просят прощения?

- Послушайте, пожалуйста, притчу и подумайте над этим вопросом.

Ученик спросил учителя:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоуменно спросил ученик.

— Нет, — ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картофелинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

— То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешь-ся, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. По-том камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Но об этом грузе очень легко забыть. Я же дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Поэтому каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

- Надо ли прощать? Зачем? Почему люди просят прощения?

- Прощение необходимо и обиженному, и обидчику. Ведь обида и гнев рождают в душе много неприятных чувств, избавиться от которых помогает только одно – прощение.

6. Рефлексия.

- Вспомните, с чего мы с вами начинали наш разговор?

- Действительно, с цветов. С цветов прощения. Так давайте и мы составим наш букет. Ка-ким он будет – решать вам.

Перед вами цветы, бабочки и листочки. Что вы поставите в букет, зависит от того, к какому выводу пришли сегодня. Если вы убеждены, что уметь прощать и просить прощения очень важно, и думаете, что у вас получается не обижать других и не копить обиды в себе, вы возьмёте цветок.

Если вам кажется, что умение прощать делает жизнь ярче, легче и богаче и вы очень стараетесь быть по отношению к другим терпимее и добрее, но пока у вас не всегда получается поступать мудро, вы возьмёте бабочку.

Если же вы сомневаетесь, что умение прощать и просить прощения играет важную роль в жизни, поставите в наш букет листочек.

Публикации по теме:

«Разноцветные Матрёшки». Конспект клубного часа в ГПД первого класса по направлению «Мастерская художника» Цели: 1. Развивать интерес к народным традициям; 2. Развивать художественные способности. Задачи: 1. Познакомить воспитанников с историей.

Конспект мастер-класса для учащихся 5 и 6 класса «Поделки своими руками» Конспект мастер-класса на тему «Поделки своими руками». Подготовила : Надеина Светлана Викторовна учитель технологии высшей категории.

Конспект НОД в подготовительной группе «Умей обождать» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Умей.

Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы»Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы» "Цветок для мамы"Цель: Научить детей создавать цветы из шерстяных ниток Задачи: Обучающие: познакомить детей с техникой выполнения изделий.

Конспект урока по русскому языку для первого класса «Вежливые слова» Тема: «Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Планируемые.

Консультация для родителей «Искусство наказывать и прощать» Искусство наказывать и прощать Уважаемые папы и мамы! Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов.

Музыкальный спектакль для детей 5–7 лет «Не хочу просить прощения!»Музыкальный спектакль для детей 5–7 лет «Не хочу просить прощения!» «Не хочу просить прощения!»Музыкальный спектакль для детей 5-7 лет. 1-Й РЕБ. Мы долго думали, решали, что нашим мамам подарить? Ведь подарок,.

Памятка для родителей младшей группы: «Искусство наказывать и прощать». «Искусство наказывать и прощать» Чаще хвалите ребенка, чем осуждаете, подбадривайте его, а не подмечайте неудачи, вселяйте.

Сценарий игры КВН для детей подготовительной к школе группы и учащихся первого класса «Осенний калейдоскоп» Цель Установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми; совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии.

Конспект занятия психолога с учащимися «Сила воли» Железная воля - стальной характер. Цель: знакомство с понятием воля, сила воли. Задачи: Способствовать развитию силы воли у детей и подростков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект этического диалога с учащимися первого класса «Умей прощение просить и прощать»
Опубликовано: 19 марта 2017 в 15:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект этического диалога с учащимися первого класса «Умей прощение просить и прощать»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гладченко (УИ 837376) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД