Ефимова Алла Петровна
Конспект занятия по реализации национального компонента «Тундра — дом ненцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: развивать представление детей о национальных особенностях : костюмах, занятиях, жилищах, коренных народов Севера; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости. Вы любите ходить в гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А хотите узнать, кто нас пригласил?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда послушайте мою загадку:
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем.
Публикация «Конспект занятия по реализации национального компонента „Тундра — дом ненцев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Республика, область, край. Список городов
- Тундра. Природная зона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Ребята, каких коренных жителей Севера вы знаете?
Дети: Ненцы!
Воспитатель: Правильно, это ненцы. (Выставляет фото или картинки с изображением коренных народов Севера) И сегодня нас в гости пригласила хозяйка чума Айога. Ну, что отправляемся? (Да)
Воспитатель приглашает детей пройти в мини-музей «Ямал», где их встречает хозяйка чума в национальной одежде.
Хозяйка: Здравствуйте, ребята проходите, присаживайтесь. У нас в тундре гости бывают очень редко, но мы всегда рады гостям и стараемся угостить их чем-то особенным. Сегодня я приготовила для вас морс из ягод брусники, очень вкусный и полезный (угощает детей напитком).
Воспитатель: уважаемая Айога, расскажи, пожалуйста ребятам из чего ненцы строят свой чум, шьют одежду.
Хозяйка: «Ненец» в переводе означает – человек, живут ненцы в тундре, в чумах. Так как им очень часто приходится переезжать с места на место, чум легко разбирается и собирается. Вот послушайте стихотворение про чум:
Связали шест с другим шестом,
Потом еще с одним шестом
Покрыв оленьей шкуркой,
И вот готов ненецкий дом
Мы домом этот дом зовем
Он дарит нам своим теплом
Зимой суровой, хмурой.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю такую игру, которая называется «Собери чум». На столе лежат предметы, среди которых есть те предметы, которые нам понадобятся для строения чума. Ваша задача построить чум и рассказать из чего он состоит, а хозяйка Айога проверит, правильно ли вы все сделали.
(Дети собирают чум, рассказывают, что они использовали для строительства, хозяйка одобряет, поправляет)
Воспитатель: Ребята, ненцы хотя и живут далеко от городов и поселков, но они тоже пользуются современными технологиями. Как вы думаете, что еще необходимо иметь современному тундровику? (дети называют)
Хозяйка: Молодцы, ребята, люди, живущие в тундре, так же могут следить, что происходит в стране, общаться с друзьями. А сейчас я хочу научить вас играть в одну народную игру «Перетягивание палки» (проводится игра)
Хозяйка: Ребята, а кто знает, из чего сшита одежда и обувь?
Дети: Из шкур животных.
Воспитатель: Правильно, женская шуба называется ягушка, а что носят женщины на голове?
Хозяйка: Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки, монеты, это для того, чтобы шапку не сносило. Есть еще одна деталь в женской одежде – это ложные косы из цветных ниток, к ним прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты, они очень тяжелые, такие косы нужны. Чтобы спина не горбилась.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется мужская шуба? (показывает картинку с национальной одеждой мужчин)
Дети: Малица.
Воспитатель: А почему мужчины не носят шапки?
Дети: Потому что у них на малице капюшон.
Хозяйка: Правильно, мужчины много времени находятся на улице и чтобы не сдувало шапку сильным ветром они надевают капюшон, а сверху малицы надевают пояс, который считается его гордостью и он его нигде не снимает и не бросает. На ноги обувают кисы, украшенные полосками, которые означают, что нельзя воровать, нельзя обижать слабых, нельзя убивать.
Воспитатель: Ну вот, ребята, пора нам возвращаться в группу. Давайте поблагодарим хозяйку за гостеприимство.
Дети возвращаются в группу, где воспитатель в беседе, в играх закрепляет полученные знания.
Занятие разработала Ефимова А. П. по материалам интернета, О. Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Волгоград: Учитель, 2007