Получи документы

Конспект занятия по краеведению «Путешествие с угольком»

ЮЛИЯ ЛУЦИК
Конспект занятия по краеведению «Путешествие с угольком»

Программное содержание:

Познание: расширить представления детей о каменном угле; систематизировать и расширять знания о подземных и наземных шахтах; познакомить с историей нахождения угля в Кузбассе; закрепить умение классифицировать геометрические фигуры.

Коммуникация: закреплять умение отвечать полным предложением; продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия; развивать любознательность; активизировать словарь.

Чтение художественной литературы: познакомить с легендой «О нахождении угля в Кузбассе».

Публикация «Конспект занятия по краеведению „Путешествие с угольком“» размещена в разделах

Социализация: расширять представление о Родине, ее главном богатстве; закрепить знания о достопримечательностях родного города; воспитывать любовь к родному краю.

Безопасность: продолжать знакомить детей с опасностью профессии шахтера.

Труд: расширять знания о труде шахтера.

Художественное творчество: закреплять навык тонирования бумаги всем ворсом кисточки.

Физкультура: продолжать формировать правильную осанку в положении сидя.

Материал: кусок угля для сюрпризного момента, с нарисованными глазками и ртом, иллюстрации подземной и наземной шахт, изображение вагонеток, изображение угольного комбайна, фотоиллюстрации памятнику М. Волкову и музея Красная Горка, легенда о нахождении угля, клеенки, кисти №8, вода, разбавленная черной акварелью, альбомного листа с изображением отпечатка угля, нарисованного восковой свечкой, подставка под кисти, «вагонетки» - лист ф. А3, окрашенный серым цветом 3 штуки, заготовки геометрических фигур треугольной, квадратной и круглой форм для игры «Разложи уголь в вагонетки», рисунок паровозика «Рисуем по точкам», простые карандаши, уголек для каждого ребенка, тарелочка, увеличительное стекло, стакан с водой, ложечка, угольная пыль.

Ход занятия: Воспитатель: «Ребята, я на выходных была в деревне. Пошла набрать угля, чтобы растопить печку, слышу, со мной кто-то разговаривает. Я посмотрела направо никого, налево, тоже никого. Тогда я увидела уголек, и он мне говорит: «Юлия Борисовна, я знаю, что вы работаете в детском саду с ребятишками, а я так давно мечтал попасть к ним. Возьмите меня с собой, пожалуйста».

Ребята, и я решила его взять. Хотите встретиться с угольком? (ответы детей). Тогда я его позову. (Воспитатель вносит уголек)

(Далее занятие идет от имени уголька)

Здравствуйте ребята, я так давно хотел попасть к вам, и вот моя мечта сбылась. Мне так много хочется рассказать и показать вам. Вы хотите узнать? (ответы детей). Тогда для начала я приглашаю вас на берег реки Томь. (Дети входят в группу, располагаются на ковре полукругом).

Я, хочу рассказать легенду, как однажды нашли меня и моих братьев.

«Давним – давно, плыл по реке Томь человек в лодке, уставши, он решил передохнуть и подплыл к берегу. Там он развел костер, чтобы приготовить, себе кушать. Когда костер догорал, человек увидел, что горит земля вокруг костра. Он огляделся вокруг, набрал еще черных камней и бросил к уже разгоревшимся. Ребята, что же это были за черные камни? (ответы детей) Правильно это был каменный уголь, а человек, который нашел этот уголь, был Михайло Волков – первооткрыватель угля в Кузбассе. Гору, на которой он нашел уголь, назвали «Горелой горой», через некоторое время переименовали в «Красную Горку». Сейчас в нашем городе есть памятник Михайле Волкову, а на месте той горы стоит музей-заповедник «Красная Горка».

Ребята, а для чего человеку нужен уголь? (ответы детей). А, что уголь при сжигании вырабатывает? (ответы) Как люди стали добывать уголь? (ответы) Правильно, люди стали строить шахты. Ребята и я вас приглашаю спуститься в подземную шахту? А кто работает в шахте? (ответы)

(Дети проходят к иллюстрации с изображением подземной шахты)

Ребята, я тоже, когда-то жил в подземной шахте. Вот она (показывает иллюстрацию, далеко видна вышка ее подъемника на вершине, она называется копер. Под вышкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх-вниз снует лифт. Он везет шахтеров с работы и на работу. Шахтеры в рабочей одежде, с лампочками на касках заходят в лифт и быстро спускаются вниз под землю на несколько сотен метров. Приехали и вперед по подземному проспекту. Он называется – штрек. Здесь светло: повсюду горят лампы дневного света. И шумно, словно на улице, туда – сюда катят маленькие трамвайчики с длинным хвостом вагонеток (показ картинки).

Ребята, т. к. в шахте много работы давайте поможем шахтерам погрузить уголь в вагонетки. Вам нужно распределить угольки разной формы по вагонеткам, (воспитатель делит детей на подгруппы). В эту вагонетку угольки квадратной формы, в эту круглой и т. д. Дети выполняют задание.

Молодцы справились с заданием, хорошие шахтеры. (Продолжение рассказа о шахте). От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки» - лавы. В «переулках» тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки. Если пойти вдоль по лаве – упрешься в тупик: сплошную угольную стену. Это называется – забой. Вот здесь – то и работают шахтеры, здесь они вырубают из черной стены уголь. Вырубают комбайном. Он, когда работает, рычит и лязгает стальными зубьями (показ картинки с комбайном). Медленно, шаг за шагом, передвигается комбайн вперед по забою, а уголь черным потоком мчится по самоходной дорожке в обратную сторону, прочь из лавы, прямиком к «подземному проспекту», к трамвайной остановке. Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в трамвай прыг – и едет в вагонетке до самого «угольного» лифта. Вскоре подземный житель уже наверху, там, где светит солнышко.

Ребята, а ведь в шахте очень много угля, а откуда он там взялся? (Предположения детей)

Давним – давно у нас в Кузбассе росли тропические растения: гигантский папоротник, тростник, саговник, со временем они отмирали и падали в болота, в воду, их заносило песком и тиной и прошло много времени эти растения окаменели и превратились в каменный уголь. И ученые нашли на кусках угля отпечатки этих растений. А какие отпечатки мы с вами сейчас узнаем. Садитесь за столы и закрасьте листочки, и вы увидите отпечатки. (Дети закрашивают листы)

Ребята, но есть шахты, где мои братья угольки видят солнышко, эти шахты называют наземными или угольными карьерами (показ иллюстрации). Здесь работают тоже комбайны, большие экскаваторы, которые выгребают уголь и загружают его в Белазы. Все Белазы ездят по крутым, ветвистым дорогам. Но есть такие узкие дороги, где Белазам не проехать, а вот если вы выполните мое задание, то обязательно узнаете, какой вид транспорта еще работает в карьере. (Дети выполняют задание «Соедини по точкам»)

Молодцы справились с заданием. А, сейчас, я приглашаю вас в лабораторию угля, где мы будем изучать свойства угля.

(Дети рассаживаются за столы)

Посмотрите, что за камень у вас на столе? (ответы детей) Правильно ребята это уголь. А, если уголь это, камень, то он какой? (ответы детей) Давайте внимательно посмотрим на наш уголек через увеличительное стекло. Что интересного вы видите? (ответы детей) Ребята, а если уголь камень его можно разбить как стекло? (предположения детей)

Воспитатель проводит эксперимент, разбивает уголек молотком.

Смотрите, во что превратился наш уголек? (ответы детей) Правильно в угольную пыль. А можно ли угольную пыль растворить в воде как сахар? (предположения детей) Давайте попробуем и посмотрим, что же у нас произойдет. («Уголек» и дети делаю вывод) А один стакан мы поставим и посмотрим, что будет с угольной пылью, через разные промежутки времени.

Молодцы ребята, вот вы и узнали обо мне и моих угольках братьев много интересного. А, сейчас, давайте вернемся на берег нашей реки Томь и поиграем в игру «Города Кузбасса». Вы поочереди будете называть город Кемеровской области, и передавать меня друг другу (проводится игра).

Ребята мне у вас понравилось, что уходить не хочется, а можно я у вас останусь? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте найдем нашему гостю место, где он у нас будет жить.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста «Маша на лесной полянке» Цель: Коррекция физических и психических функций средствами специальных двигательных и психокоррекционных упражнений. Задачи: 1. Развитие.

Конспект занятия познавательного цикла конспект занятия «Мой любимый Саянск» «Мой любимый Саянск» Цель занятия: ознакомление детей с историей возникновения города; уточнение и дополнение знаний о Саянске. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «Путешествие с угольком»
Опубликовано: 3 мая 2015 в 17:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД