МААМ-картинки

Конспект занятия-беседы по экологии в разновозрастной группе «Лес — многоэтажный дом»

Людмила Шильниковская
Конспект занятия-беседы по экологии в разновозрастной группе «Лес — многоэтажный дом»

Программное содержание:

1. Дать детям представление о лесе,как многоярусном. многоэтажном доме. где все растения. животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).

2. Подвести детей к пониманию того,что животные обитают на разных ярусах("этажах")леса в зависимости от способов питания и защиты от врагов.

Публикация «Конспект занятия-беседы по экологии в разновозрастной группе „Лес — многоэтажный дом“» размещена в разделах

3. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе,осознанно применять правила поведения в лесу.

4. Обогащать словарь детей за счет слова"подлесок".

5. Развивать у детей познавательный интерес,бережное отношение к природе,правильное поведение.

6. Воспитывать умение видеть красоту природы,желание сохранять всё живое.

Предварительная работа.

1. Повторить с детьми названия лесных животных и растений,правила поведения в лесу.

2. Беседа о лесе. Рассматривание иллюстраций с изображением леса.

3. Чтение познавательных сказок:"Живые цепочки","Рябина";просмотр мультипликационного фильма"Сказки старого дуба".

4. Заучивание пословиц о лесе.

5. Отгадывание загадок о лесных зверях,птицах,деревьях.

6. Заучивание стихотворения Н. Красильниковой "Гость в лесу".

7. Настольная игра-лото "Обитатели леса".

8. Посещение передвижного планетария и просмотр анимационного мультипликационного фильма "Как растут деревья".

Оборудование.

1. Модель-картина"Этажи леса;картинки с изображением лесных обитателей.

2. Таблицы-картины:"Правила поведения в лесу","Кому нужны деревья в лесу".

3. Музыкальное сопровождение" Шум леса".

4. Плоскостная игрушка "Сова".

5. Перчаточная кукла"Незнайка".

Методические приёмы.

1. Загадывание загадок о лесе.

2. Игровые действия по размещению животных по этажам по схеме.

3. Вопросы к детям.

4. Поощрение и оценка.

5. Слушание музыкальных записей.

6. Динамическая пауза"Дети по лесу гуляли".

7. Игра-викторина "Правила поведения в лесу".

8. Пальчиковая гимнастика" Пальчики пошли гулять ".

Используемая литература.

1. О. Ф. Горбатенко"Система экологического воспитания в ДОУ"

2. Т. А. Шорыгина" Познавательные сказки".Беседы с детьми о Земле и её жителях.

3. А. М. Федотова"Познаём окружающий мир играя".

4. Наглядно-дидактическое пособие"Расскажите детям о деревьях" Л. Бурмистрова,В. Мороз.

5. А. А. Плешаков,А. А. Румянцв"Великан на поляне".

7. А. А. Плешаков"Зелёные страницы".

Ход занятия

Воспитатель:ребята,сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. Я загадаю вам загадку. а вы отгадаете,куда мы отправимся.

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Ваню-земляникой,Таню-костяникой;

Машеньку-орешками,Петю-сыроежками;

Катеньку-малиной,хулигана-хворостиной.

Дети:это лес!

Воспитатель:правильно,мы с вами отправляемся в лес!

(звучит музыка"Шум леса").

-Здравствуй,лес,дремучий лес,полный сказок и чудес

Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной,грозовою?

Что нам шепчешь на заре,весь в росе,как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,что за зверь,какая птица?

Всё открой,не утаи,ты же видишь-мы свои!

Воспитатель:Ребята,а как вы думаете,кто самые главные жители леса?

Дети:деревья!

Воспитатель:правильно,деревья. Какие деревья растут в лесу?

Вот перед вами картинки с изображением деревьев,попробуйте их назвать и сказать мне,растёт это дерево в лесу или нет.

(показываются картинки с изображением берёзы,дуба. сосны. ивы,ели)

Воспитатель:ребята,а если в лесу растут все виды деревьев,как он называется?

Дети:смешанный.

Воспитатель:а какие ещё бывают леса?

Дети:лиственные,хвойные,берёзовые рощи,дубовые рощи.

(появляется Сова)

Сова:кто это пожаловал в наш лес?Ходят тут всякие,только беды от них и жди!

Воспитатель:что ты,тётушка Сова,мои ребята умеют вести себя в лесу.

Сова:а правила поведения в лесу знаете?

Дети:знаем!

Сова:сейчас проверим. Поиграем в игру. Внимание!Если я говорю правильно,вы отвечаете-да!Если не правильно-нет!

Можно бросать мусор в лесу?

Можно любоваться деревьями?

Можно жечь костёр?

Можно ломать деревья?

Можно ловить и уносить диких животных и птиц домой?

Можно дышать лесным воздухом?

Можно кричать в лесу?

Можно вдыхать аромат цветов?

Можно разорять птичьи гнёзда и муравейники?

-Молодцы,ребята,с вами можно гулять в лесу.

Воспитатель:а сейчас мы все встанем около своих стульчиков и немного отдохнём (проводится динамическая пауза)

Дети по лесу гуляли (маршируют на месте)

За природой наблюдали (ладонь "козырьком"прикладывают ко лбу)

Верх на солнце посмотрели

И их лучики согрели (поднимают голову вверх,тянутся к солнышку)

Птички летали (руки перекрещивают в запястьях,машут ладонями)

Ногами топаем (топают ногами)

Дружно хлопаем (хлопают в ладоши)

Хорошо мы погуляли (маршируют на месте,делают вдох-выдох)

И немножечко устали (садятся на стульчики).

Сова:ребята,а вы знаете,что лес называют многоэтажным домом?А вот я не знаю.

Воспитатель:тётушка Сова и вы,ребята,хотите узнать,почему лес так называется?

Дети:да!

Воспитатель:вам поможет разобраться вот эта модель

(появляется модель"Этажи леса")

-Посмотрите,какое высокое дерево!Вы его узнали?

Дети:да,это сосна!

Воспитатель:правильно,это сосна!Сосны вырастают стройными,высокими. Много в лесу деревьев. Растут и невысокие деревья. Например,липа. клён. Помогайте.

Дети:рябина,берёза.

Воспитатель:между деревьями растёт кустарник. Чем кустарник отличается от дерева?

Дети:кустарник ниже дерева,у него нет ствола.

Воспитатель:какие лесные кустарники вы знаете?

Дети:малина,шиповник.

Воспитатель;а что растёт под кустами?

Дети:трава,цветы,грибы,мох.

Воспитатель:ребята,вот как много растений леса мы назвали!Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картинку-слева многоэтажный дом,а справа-лес,разделённый ниже на этажи. Давайте посчитаем,сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж-пятый,это верхушки сосен (показ по схеме).

Четвё ртый этаж-кроны деревьев пониже:рябин,берёз.

Третий-кусты и молодые деревца. Это этаж носит особое название-подлесок. Повторите:подлесок (дети повторяют).

А два нижних этажа -второй и первый -образуют травы,цветы. мхи.

Во всяком жилом доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зелёных обитателей леса.

Как и в настоящем доме,в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире свои жильцы.

Сова:да,да,у нас в лесу много жильцов. А чтобы узнать,кто живёт в нашем лесу. отгадайте мои загадки.

Воспитатель:мы не только отгадаем твои загадки,но и расселим жильцов по этажам.

Сова:ну, тогда слушайте:

Ходит важно он по лесу,тяжелы рога по весу

Он хозяин,а не гость,хмурый и сердитый (лось)

Бурый он и косолапый,ловит рыбу мощной лапой,

А ещё он любит мёд,кто сластёну назовёт (медведь).

Воспитатель:ребята,а как вы думаете,на каком этаже все они живут (не могут лазать по деревьям,на земле находят корм,устраивают жилища (размещаются изображеня животных на картине).

Сова:а у меня ещё есть загадки. Хотите их отгадать?

Дети:да!

Сова:угадай. какой же птице ночью тёмною не спится,

Не укроет мышь трава,если к ней летит (сова)

Воспитатель:эти птицы селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

Сова:да,да,мы,совы,занимаем средние этажи леса. Отгадайте,кто живёт со мной по соседству.

Целый день в лесу:тук-тук,кто там среди веток спрятан?

Всем деревьям лучший друг,врач лесной,трудяга-(дятел)

Отгадайте,а кто живё т выше меня этажом:

Проворная зверюшка живёт в дупле-избушке.

Целый день скок-поскок,отыскала грибок,

Нанизала на сучок,заготовила впрок. (белка).

Воспитатель:Правильно,это белка,Она может передвигаться по тонким веткам.

А на самых верхних этажах живут бабочки,комары. Мелкие птицы тоже живут на верхних этажах. Как вы думаете,почему?

Дети:они питаются насекомыми.

Воспитатель:правильно,в лесу живёт много разных животных и птиц. Они выбирают себе место для жилья там,где есть для них пища.

Отгадайте теперь мои загадки:

Маленький рост,длинный хвост,

Серая шубка,острые зубки (мышь)

Павильно,мышки живут в земле,как будто в подвале дома. Мышки не посоянно живут в земле. Там у них кладовые,где они делают запасы.

Следующая загадка:в земле всю жизнь свою живёт,

Там он и ест,там он и пьёт,

Как только дождик выпадает,

Он наружу выползает (червяк).

-Червяки живут в "подвале",потому что им нужна влажная земля.

Сова:как много животных живёт в лесу!Лес-это большой многоэтажный дом. Ребята,вы молодцы,правильно отвечаете на вопросы.

Воспитатель:ребята,а теперь мы немного поиграем (проводится пальчиковая гимнастика).

Пальчики пошли гулять("шагаем"по коленям)

Раз,два,три,четыре,пять (поочерёдно загибаем пальцы)

Были в поле и в лесу (перекрещиваем руки в запястьях,растопыриваем пальцы в стороны)

Видели они лису (делаем"ушки"ладошками над головой)

Пальчики пришли домой("шагаем"по коленям)

Потерялся пальчик,ой (указательным пальцем одной руки прижимаем большой палец другой руки).

А теперь дети старшей подгруппы идут тихонечко играть в игрушки,а остальные остаются со мной.

(появляется перчаточная кукла Незнайка).

Незнайка:здравствуйте,ребята!Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда:в лесу так много разных букашек,комаров,муравьёв. И летают,и ползают и жужжат. Пользы от них никакой,только вред. Бабочки только летают,муравьи кусаются. Какая от них польза?А червяки такие противные!Надоели все!Один раз пришёл я в лес, да как закричал:"Уходите все из леса!Видеть вас не хочу!"Они и ушли. Тихо стало в лесу. Никто не летает,не прыгает,не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели,цветы перестали цвести,птицы улетели,звери разбежались. Почему-не пойму!Может вы мне поможете разобраться,подскажете,что теперь надо делать?.

Воспитатель:ребята,почему же случилась беда в Незнайкином лесу?

(дети высказываются).

-Правильно,в лесу всё взаимосвязанно:не стало букашек,комаров,улетели птицы,а птиц не стало-развелось гусениц видимо-невидимо,погрызли траву,.,лес и засох.

Незнайка:спасибо,ребята!Я понял,что лес-богатство нашей Родины,его надо беречь и охранять. Человек не может прожить без леса.

Воспитатель:что даёт людям лес (ответы детей).

Правильно,человек не может прожить без леса,ведь лес даёт свежий воздух,защищает поля и луга от сухих ветров,даёт древесину,дрова,дарит ягоды,грибы,орехи,в лесу много лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.

Незнайка:ребята. я узнал много интересного. Мне пора возвращаться и сообщить друзьям,что лес-наше богатство!

Воспитатель:наше занятие подошло к концу. Все молодцы,отвечали хорошо. А как надо гулять по лесу,нам расскажет Вадим.

(ребёнок рассказывает стихотворение)

Я на кусте у родника не тронул сети паука,

Я поглазел на муравьёв,у них домище-будь здоров!

Я долго по лесу шагал,но никого не напугал,

Нигде воды не замутил,в лесу я просто погостил!

Публикации по теме:

Конспект беседы по ОБЖ в разновозрастной группе «Здоровье и болезнь» Программное содержание: Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Материал. Картинки с изображением.

Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Путешествие в весенний лес» Воспитатель: Карлявина Наталья Григорьевна. МБДОУ №89 город Иваново. ЦЕЛЬ: Расширение, пополнение и уточнение знаний детей о весенних признаках.

Конспект интегрированного занятия по экологии во второй младшей группе «Путешествие в весенний лес» Тема: «Путешествие в весенний лес» Взаимодополнение образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Физическое.

Конспект НОД по модульной аппликации «Строим дом многоэтажный» в старшей группе Конспект по модульной аппликации "Строим дом многоэтажный" в старшей группе. Цель: -Учить детей создавать образ многоэтажного дома,творчески.

Конспект занятия-беседы по экологии «Мы за чистый город» Конспект занятия-беседы по экологии «Мы за чистый город» Цель: Формирование знаний детей о значимости чистоты улиц родного города и о роли.

Конспект занятия по экологии «Чей дом лучше» Конспект занятия “Чей дом лучше” Цель: объяснить связь животных, растений с местообитанием – домом, кроме того подчеркнуть связь насекомых.

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «Путешествие в зимний сказочный лес» Конспект НОД Путешествие в зимний сказочный лес. Цель: дать первоначальное представление детям о лесе и его обитателях. Программные задачи:.

Конспект занятия в разновозрастной группе «Путешествие в зимний лес» МКОУ Смаглеевская СОШ детский сад Конспект занятия по экологическому воспитанию в разновозрастной группе детского сада. Воспитатель: Яренко.

Конспект занятия «Лес — это дом для многих жильцов» в старшей группе Мир природы в старшей группе. Тема: Лес – это дом для многих жильцов. Цель: • закрепление знаний детей о значении леса в жизни человека.

Развлечение по экологии в старшей разновозрастной группе «Спасём лес»Развлечение по экологии в старшей разновозрастной группе «Спасём лес» Ребята, мы сегодня здесь собрались на праздник леса. Но сначала нам надо повторить правила поведения. Я буду вам говорить, как дети себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-беседы по экологии в разновозрастной группе «Лес — многоэтажный дом»
Опубликовано: 4 января 2019 в 15:11
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД