Марина Колиева
Конспект занятия «Что мы знаем о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид игровой обучающей ситуации (ИОС) : ситуация – упражнение.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Музыка».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная, чтение.
Программные задачи:
«Познание».
Публикация «Конспект занятия „Что мы знаем о воде“» размещена в разделах
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
«Коммуникация».
Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитывать культуру речевого общения.
Активизировать и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
«Социализация».
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение товарищей, а так же отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.
«Здоровье».
Способствовать формированию у детей знаний о значении воды в жизни человека.
Уточнить представления детей о том, что вода нужна для всех живых существ.
«Художественное творчество».
Развивать у детей способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения с помощью тёплых и холодных оттенков цветовой палитры.
«Чтение художественной литературы».
Приобщать детей к художественному искусству.
Развивать интерес у детей к художественной и познавательной литературе.
«Музыка».
Содействовать тому, чтобы музыка стала значимой составляющей естественной жизни детей в группе.
Форма проведения ИОС: игра-путешествие.
Способы организации детей: стоя в кругу, сидя полукругом, стоя, сидя за столами.
Оборудование: магнитофон, плакаты иллюстрации на тему «Вода», игрушка Капитошка, капельки, изготовленные из бумаги-самоклейки, аудиозапись «Звуки воды в природе».
Раздаточный материал: фломастеры, карандаши, восковые мелки, пастель, раскраски. Колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой.
Предварительная работа:
Проведение мини-беседы «Если б не было воды».
Рассматривание глобуса, карты мира.
Чтение познавательных рассказов о реках, морях, океанах, отгадывание загадок о воде.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей собраться в круг, взяться за руки и друг дугу улыбнуться, подарить хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чём сегодня пойдёт речь, попрошу вас отгадать загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Мы будем говорить о воде. Вспомним всё, что о ней знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
I. Игровой практикум: «Мама тучка».
Воспитатель: Ребята, представьте что я – Тучка, а вы – капельки. (Дети выполняют движения по тексту).
Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к Тучке (дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках).
Воспитатель: Где встречается капелька воды?
Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
Воспитатель: А кто это к нам пришел? Да это же Капитошка! Здравствуй, дружок! И зачем ты к нам пожаловал?
Капитошка: Я пришел в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки?
Дети предлагают Капитошке показать, что делают эти сестрички у нас в группе, и какую пользу приносят.
II. Дети идут по группе и делают остановки.
1-ая остановка – уголок природы, возле растений.
Дети: Цветы надо поливать, они живые и без воды засохнут, завянут! Им нужна вода!
Воспитатель: Правильно, ребята. (Приклеивают капельку).
2-ая остановка – мойка в подсобном помещении.
Дети: Помощнику воспитателя нужна вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль (Приклеивают капельку).
3-я остановка – игровой уголок.
Воспитатель: А здесь где вода нужна? Зачем?
Дети: Чтобы мыть грязные игрушки, стирать кукольную одежду. (Приклеивают капельку).
4-ая остановка – туалетная комната.
Дети: Здесь вода помогает нам соблюдать гигиенические требования – мыть руки и лицо. (Приклеивают капельку).
5-ая остановка – у стола, где стоит кувшин с водой.
Дети: А здесь мы утоляем жажду, когда очень хотим пить. (Приклеивают капельку).
Воспитатель: Ну вот, Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в наши дома. Эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? (прошу повторить несколько детей).
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Что же такое вода, какими свойствами она обладает? Все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории.
III. Основная часть. Исследование «Волшебная вода».
Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, предлагаю вспомнить правила поведения в лаборатории.
Дети: Не шуметь – этим мы мешаем другим.
Аккуратно обращаться с посудой.
Воспитатель: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Дети: Слушать воспитателя.
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель: Молодцы! Вспомнили все правила. А теперь приступим.
(Дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой).
Исследования.
Воспитатель: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети: Нет. Одна чистая, другая – грязная.
Воспитатель: А как вы думаете – очистить грязную воду можно? Конечно да! Вот посмотрите. Для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Дети: Вода становится чистой.
Воспитатель: А что стало с нашей бумагой?
Дети: Она стала грязная.
Воспитатель: Этот опыт провела я. А сейчас вы сами попробуйте провести опыты.
1 опыт – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку. Видна она или нет? Затем опустить игрушку в стакан с водой.
Вывод – вода прозрачна.
2 опыт – есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод – вода не имеет запаха и без вкуса.
3 опыт – опустить кусочек сахара в воду. Сахар растаял, растворился.
Воспитатель: Где в жизни мы можем наблюдать это?
Дети: За завтраком, когда кладем сахар в чай.
Воспитатель: Каким становится чай?
Дети: Сладким.
4 опыт – Разлить воду по разным сосудам (колба, бутылка, банка)
Воспитатель: Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую ее налили.)
Воспитатель: Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
- прозрачностью;
- не имеет запаха;
- без вкуса;
- растворитель.
Молодцы! Хорошо сегодня работали. А сейчас немного отдохнём.
Пальчиковая игра «Дождик».
Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
IV. Творческая работа «Раскрась Капитошку».
Самостоятельная работа детей с раскрасками. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды).
Воспитатель: Молодцы ребята! Видишь, Капитошка, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.
Воспитатель: Спасибо, ребята! На память о себе Капитошка дарит вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому ребёнку на шею капельку).
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги.
Мы ведь на планете не одни.