Приложение МААМ

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе приобщения детей к истокам русской народной культуры

Елена Александровна Замятина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе приобщения детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

«Плывёт пароход,

то взад, то вперёд,

а за ним такая гладь –

ни морщинки не видать»

Задачи:

-познакомить детей со старинным способом глажения белья с помощью рубеля и скалки;

-познакомить с русскими народными играми «Тяни холсты», «Крута гора»;

-подвести детей к представлению видового понятия «утюг»;

-упражнять в выделении существенных признаков;

-поощрять к применению знаний для решения новой познавательной задачи;

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе приобщения детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

-воспитывать интерес к русскому народному быту и фольклору, уважительное отношение к предметам старины, к народной мудрости.

Методические приёмы: рассматривание детьми убранства избы; слушание народной мелодии; проведение народной игры «Холсты»; поисковая ситуация, рассматривание и сравнение утюгов, ответы детей на вопросы педагога; показ педагогом способов глажения белья (утюг, рубель, практическая деятельность детей с рубелем (глажение ткани); проведение хороводной игры «Крута гора»; сюрпризный момент с угощением.

Словарная работа: обогащение- холст, рубель веретено, прялка;

активизация – гладить, утюг, электрический,

Предварительная работа: чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»; рассказать о ткачестве, об особенностях создания ткани.

Оборудование: 2 льняных полотна (холст); ткань для глажения

(подстилается под бельё); рубель; утюг чугунный угольный с угольками; 2 алые ленточки; фонограмма народной мелодии; костюм Хозяюшки; пряники для угощения; интерьер русской избы: печка с печной утварью, скамья, стол, прялка, веретено, сундук, колыбелька, половик, самовар, рушник, скатерть, вязаные носочки из овечьей шерсти, дрова.

Рекомендации для совместной деятельности: закрепить правила народных игр «Тяни холсты», «Крута гора».

Ход занятия

Зал оформлен в стиле русской избы. Хозяюшка сидит за рукоделием (вязание, прялка, вышивание). Звучит русская народная мелодия. Входят дети (музыка звучит тихо).

Хозяюшка:

Здравствуйте!

Проходите, мои милые,

Заходите гости дорогие.

Ребятушки малые

Заходите, заходите,

На убранство поглядите.

(по ходу осмотра детьми интерьера, Хозяюшка объясняет, комментирует всё убранство и оформление горницы: печка – «уж ты, печка. сударыня, помоги нам, боярыня, ты согрей, испеки в дом здоровье принеси!»; прялка и веретено – «а вот веретено, жужжит и кружится оно», сундук, самовар, рукоделие – вышивка: узоры браные, холст льняной на рубашечку, вязаные носочки из овечьей шерсти).

Всё посмотрели?

А теперь на скамейки садитесь,

На лавки присаживайтесь,

У печки грейтесь.

Да друг на друга любуйтесь!

(дети рассаживаются, музыка смолкает).

Все сели рядком.

А теперь и поговорим ладком.

Давайте знакомиться, Я – Хозяюшка-Василисушка, в русской избе живу, хозяйство веду. Большая мастерица сказки рассказывать, да в игры играть. Сколько деток у меня в гостях! А вот я сейчас попробую угадать, как зовут каждого из вас. Скажите – ка, ребятушки, а Ванечки есть среди вас? А Данилушки? А Настеньки? А Машеньки? А Антошки? А Юлечки? А кто ещё есть? Вот и познакомились! А не пора ли нам и поиграть? Ой, детушки, посмотрите, какой я чудесный льняной холст выткала (достаёт из сундука! По- старинному ткань называлась холстом, запомнили? Это холст. Повторите (сначала хором, затем индивидуально 3-4 ребёнка). Хватит этой ткани и на рубаху и на скатерть. А я знаю одну старинную народную игру. Когда я была маленькой девочкой. Мы весело в неё играли. Хотите и вас научу в неё играть? Слушайте. Игра называется «Тяни холсты». Это народная игра. Был такой обычай в русских деревнях – растягивать ткань, чтобы её больше стало. Будем вот этот холст тянуть Чья команда перетянет на свою сторону холст подлиннее, та и выиграла, т. е. если в доме будет много ткани, то и вся семья будет одета. Ведь из ткани получаются славные рубашечки! Ну, давайте, вначале посмотрим, какие девочки у нас проворные. Выходите сюда. А теперь нам нужно поровну поделиться. Хозяюшка привязывает на холст алую ленту посередине и кладёт поперёк алую ленту на пол («заступ», сворачивает его жгутом. Девочки, поделившись на две группы, берутся за противоположные концы ткани.

Тяни холсты,

Потягивай,

В сундук скорей накладывай!

Тяни холсты,

Тяни, тяни

На рубашечку, на скатёрочку!

Тяни, тяни

Потягивай!

С последним словом Хозяюшка хлопает в ладоши и дети начинают перетягивать (по принципу игры «Перетяни канат», Хозяюшка хвалит девочек. Подбадривает проигравших. Затем игра проводится с командой мальчиков 9берётся другой холст). Подводятся итоги. Повторяется название этой народной игры с детьми: а вы запомнили, как называется эта игра? Повтори, Оля, Миша, Паша. Все дети садятся на места.

Хозяюшка (берёт и рассматривает холст, разворачивает его): Вот как мы играли весело, что холст наш очень мятым стал.

-А как вы считаете, ребятушки, можно ли из мятой ткани рубашки кроить? Ответы детей. А как ты думаешь?

-Что нам надо сделать, чтобы исправить холст? А как ты думаешь? (Погладить). Правильно.

-Чем будем гладить? А как ты думаешь? (Утюгом). А вот у меня в избе есть несколько утюгов (достаёт из сундука и ставит на стол современный утюг и угольный) .Ребятушки, рассмотрите утюги.

-Как вы думаете, чем отличаются эти утюги? А теперь скажите, чем они похожи?

-Это какой утюг? А что ты можешь сказать? Правильно, утюг новый, электрический.

-Как он нагревается? А что хотелось тебе добавить?

-Какие части есть у утюга? А что ты хочешь сказать? А ты как думаешь? (Ручка, гладкая поверхность, пластмассовые и железные детали).

А вот это утюг железный, тяжёлый. Попробуйте поднимите. Кто из вас хочет подержать утюг? (дети по очереди вначале берут электрический утюг, а затем для сравнения чугунный). Какой тяжелее? А укого ещё есть желание потрогать утюг?

-Кто ещё хочет подержать и сравнить?

Этот утюг нагревался угольками. Вот смотрите (демонстрирует, ручка поднималась вот так. В неё закладывались горячие угольки от дров (можно показать дрова возле печки). Он нагревался и им гладили бельё, холсты. Он долго сохранял тепло.

- Какие части есть у этого утюга? (деревянная ручка, чтобы не обжечься).

- Ребята, а как вы думаете, если вдруг не будет электричества и современный утюг не сможет нагреться, чем тогда нам можно выгладить бельё? Хотите я расскажу вам и научу вас гладить бельё без электрического утюга?

Вот это, ребятушки, тоже утюг, только очень-очень старинный. А называется он рубель.

-Повторите его название хором. А теперь ты, Даша. А к нему всегда нужна (показывает скалку) как вы думаете, что? Правильно он ответил? А как ты думаешь? (скалка). А кто знает, из чего они сделаны? А что ты хочешь добавить? (из дерева, они деревянные). Рубель и скалка тоже для того, чтобы гладить бельё (передаёт их детям в руки для рассматривания, а ещё рубелем можно было стирать бельё, вот так тереть бельё о ребристую поверхность.

-Из каких частей состоит рубель? А что ты хочешь добавить? (ручка, ребристая и гладкая поверхности). А скалка? (гладкая, круглая, деревянная поверхность). Посмотрите, у скалки тоже гладкая поверхность, как и у других утюгов. А что ещё можно делать скалкой? (раскатывать тесто).

Может быть кто-то из вас знает, как гладят бельё рубелем? Я вам сейчас покажу. Нужно холст намотать на скалку и водить по ней рубелем взад-вперёд (демонстрирует). Тогда бельё становится ровным и мягким. Оно разглаживается. Затем показывает процесс глажения электрич. утюгом. «Про утюг в народе даже загадку сочинили. Вот послушайте:

Плывёт пароход,

То взад, то вперёд,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.»

(утюг)

А почему в загадке говорится «пароход»? На что похож утюг? А почему морщинок становится не видно? (ответы детей). А кто хочет попробовать рубелем поработать(2 чел.).

-Как ты думаешь, легко или тяжело гладить рубелем бельё? (по ходу практической деятельности детей Хозяюшка комментирует, проговаривает народные пословицы «Без труда не вынешь и рыбки из пруда». Затем разматывают холст и отмечают, что он стал ровным.

Ребятки, скажите мне пожалуйста,

-Какие части есть у утюга? (у них есть ручка, гладкая поверхность).

-Что разного у всех утюгов?

-Что общего у всех этих утюгов? (Все эти предметы – утюги и служат людям для глажения белья и одежды).

Ой, что-то мы заговорились. Пора нам поразвлечься.

Поспела новая игра!

Нелёгкое задание!

За дело взяться нам пора

И проявить старание!

Организуется народная игра «Крута гора». Дети встают в хоровод. В центре его организуется возвышение - небольшая горка из снега (на улице) или его имитация (в помещении). Все водят хоровод и приговаривают:

Стоит крута гора посреди двора

У резного-то крыльца.

Не проехать, не пройти, а только перепрыгнути.

С последними словами дети опускают руки и расходятся шире. Взрослый называет кого-то из детей по имени и тот ребёнок должен перепрыгнуть горку, не задев её. Если горка была задета, тот выбывает из игры.

Хозяюшка: Ребята, а как вы думаете, какой утюг был у Золушки? Как все вы знаете, Золушку назвали в честь золы, которая получается из углей (ответы детей). Электрический? (нет). Рубель? – нет. Это очень старый утюг. У Золушки был с угольками, чугунный, вот такой.

Ну что же, хорошо мы времечко провели, даже холсты погладили. А это вам от меня угощение –

Вот вам пряники русские,

Сладкие да вкусные,

К чаю ароматному

Угощенье знатное!

(звучит народная весёлая мелодия) Прощайте, меня, Хозяюшку, не забывайте и мою науку тоже!

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Творческий проект «В гостях у сказки» ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений и навыков..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе приобщения детей к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 15 июня 2014 в 22:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе приобщения детей к истокам русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Замятина (УИ 223351) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД