Ирина Яськова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по картине «Ежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей);
-словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;
-звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч'] и [щ'],совершенствовать умение отчетливо и внятно произносить, различать эти звуки, выделять их в словах.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Составление рассказа по картине „Ежи“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе. Предварительная работа: Чтение рассказа Г. Скребицкого «Колючая семейка», дидактические игры: «Что мы знаем про слово игла», «Для чего нужна игла», «Какой, какая, какие», «Угадай и нарисуй», «Придумай рассказ», отгадывание загадок, русская народная игра «Ежик и мыши». Материал: Картина «Ежи», предметы и игрушки - иголка, мяч, ключ, щетка, клещи, щипцы; мешочек или большая салфетка. Ход занятия :
1. Отгадывание загадки:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной, (ежик)
Н. Артюхова
В. Да, это ежик. Вы быстро и правильно отгадали загадку. На занятии по экологии вы много узнали про ежей: чем их нужно кормить, как они
свертываются в клубок, как сердито фыркают. А сейчас подумайте о том, что вам хотелось бы еще узнать о ежах, и задайте вопросы.
2. Вопросы детей.
Я хочу знать, как они делают себе норки?
А я хочу знать, какими ежата родятся?
А быстро они растут?
Я хочу узнать, как ежиха растит своих ежат?
А я хочу знать, что ежи едят?
В. Вот как много вы вопросов сумели задать. Очень хорошо. Богдан задал вопрос: Что ежи едят, чем они питаются в лесу? Кто из вас может ответить на вопрос Богдана?
Гриша. Ежи питаются грибами.
Тимофей. Они еще питаются ягодами.
Аня. Они червяков едят.
В. Что ж дети, вы смогли много рассказать о том, чем питаются в лесу ежи.
Чуть позже мы поговорим об этом. А теперь вспомним, какой вопрос задала
Полина. Она спросила, как ежиха растит своих ежат, как ухаживает за ними?
Интересуется этим вопросом и Вероника. Сейчас я предлагаю посмотреть
картину. Она поможет ответить на вопросы Богдана и Полины.
3. Рассматривание картины.
Воспитатель выставляет картину «Ежи»(«Развитие речи в картинках :
занятия детей. Демонстрационный материал к пособиям О. С. Ушаковой»).
В. Что нового вы узнали из картины?
Д. Ежиха увидела на дереве жука и смотрит на него. Как вы думаете для чего она отыскала жука?
Д. Она его съест наверное.
В. Да. А может быть жука съедят ежата? Так чем же питаются ежи в лесу?
Д. Жуками.
В. А что еще вы узнали?
Д. Ежи питаются кузнечиками: один ежонок смотрит на кузнечика.
В. Для чего он так близко к нему подбежал?
Д. Чтобы поймать его.
В. Ежиха привела ежат на лесную полянку за добычей. Ежиха отыскала на дереве жука. Один ежонок хочет поймать кузнечика. Теперь повнимательнее рассмотрите лесную полянку. Рядом с полянкой растет сосна, кусты, вокруг нее выросла высокая трава. Что же можно рассказать об этой лесной полянке?
Д. В траве растут ягоды: черника и малина. Черника темно - синяя, а малина ярко красная.
Д. Вся поляна покрыта зеленым мхом, как будто ковер постелили.
В. Какими словами можно сказать о еже? Какой он?
Д. Еж маленький, колючий, тело ежа покрыто иголками. У него черные
глазки, и черный носик.
В. Как вы думаете, почему ежа можно назвать недотрогой?
Д. Потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронуться, он колючий,можно уколоться, его нельзя брать голыми руками.
В. С чем можно сравнить ежа?
4. Составление рассказов детьми.
Воспитатель дает задание придумать рассказ по этой картине, использовав в нем слова, которые только что говорились о ежах.
После двух рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов
воспитателя:
Чей рассказ вам понравился? Чем? Интересный ли получился рассказ? Какие слова в этом рассказе понравились? Как начинался и как закончился рассказ?
Дети отвечают. После высказываний детей воспитатель подводит итог (рассказ интересный, короткий, законченный). Предлагает составить коллективный рассказ. Вызывает троих детей, предлагает им договориться:
кто будет начинать, продолжать и заканчивать. Просит одного из детей
напомнить последовательность составления рассказа : вначале надо
рассказать о том, когда и куда ежиха привела ежат, затем рассказать о том,что делали ежиха и ежата на лесной полянке, заканчивая рассказ, нужно выразить свое отношение к увиденному, например: «Хорошо ежам в теплый летний день на лесной полянке».
Выполнив задание, дети отвечают на вопрос, как им интереснее рассказывать : по одному или группой.
5. Физкультминутка «Ежик топал по тропинке».
Жили - были серый еж и его ежиха. Хлопки в ладоши.
Серый еж был очень тих, Потягивания - руки вверх с растопыренными пальчиками.
И ежиха тоже. Потягивания - руки в стороны.
И ребенок был у них-Очень тихий ежик. Приседание - плавное опускание рук вниз.
Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек, Ходьба на месте с размахиванием рук вдоль туловища.
Ночью вдоль дорожек Еж - отец, ежиха - мать Ходьба бодрая
И ребенок ежик. Ходьба замедленная.
Вдоль глухих осенних троп Ходят тихо: топ-топ-топ. Ходьба на носочках.
6. Отгадывание загадок.
В. Послушайте еще одну загадку: «Иглы при себе носит, а шить не умеет».
Про кого эта загадка? (Ответы детей) Почему здесь сказано, что «шить не умеет», а в другой загадке говориться, что «иголок очень много, а нитки ни одной»?
Д. Потому что есть иголки, которыми можно шить, вышивать. (Если дети затрудняются с ответом воспитатель спрашивает, какие еще бывают иголки.)
В. Послушайте еще одну загадку.
Молодичка - невеличка,
Тоненька да бела
Весь мир одела.
(Иголка)
Про что эта загадка? (Ответы детей) Чем похожа иголка ежа и вот эта иголка? (Показывает иголку для шитья). Д. Они длинные, тонкие, острые.
В. Послушайте звуки. (Громко произносит [ч'], а затем также громко [щ']). Какой звук вы услышали сначала? А какой потом? (Ответы детей) Я сейчас буду произносить то звук [ч'], то звук [щ']. Когда услышите [ч'], поднимите руку, а когда [щ'], спрячьте руки за спину. Дети выполняют.
7. Дидактическая игра «Узнай на ощупь».
На столе у воспитателя разные предметы и игрушки. Воспитатель показывает предметы детям, они их называют. Затем он убирает предметы и игрушки в мешочек или накрывает большой салфеткой.
В. Сейчас вам надо будет узнать на ощупь, какой предмет вы нашли, и громко назвать его, а потом достать и показать всем ребятам. (Вызывает желающих) (Следит, чтобы дети четко произносили слова). Дети отвечают.
8. Какой звук в этом слове - [ч'] или [щ']?
Задает вопрос по каждому предмету как всей группе, так и отдельным детям. Дети отвечают. Если позволит время, воспитатель предлагает детям сгруппировать предметы, в названиях которых есть звук [ч'], затем предметы, в названии которых есть звук [щ'].