Папки-передвижки

Конспект занятия о перелетных и зимующих птицах для детей старшего дошкольного возраста «Зимние гости»

Аджекова Айгуль
Конспект занятия о перелетных и зимующих птицах для детей старшего дошкольного возраста «Зимние гости»

Конспект занятия для детей

старшего дошкольного возраста

«Зимние гости»

Аджекова Айгуль Саадиновна

МБДОУ №74 «Земляничка»

г. Норильск. р. Талнах ул. Энтузиастов 3

Программные задачи. Дать детям представление о птицах, их разнообразии; учить делить на перелётные и зимующие на основе связи между характером корма и способом его добывания.

Активизировать словарь детей новыми словами.

Публикация «Конспект занятия о перелетных и зимующих птицах для детей старшего дошкольного возраста „Зимние гости“» размещена в разделах

Расширить представления детей о непростой жизни птиц зимой.

Формировать элементарные представления об изменениях в природе и жизни птиц;

знакомить детей с повадками и особенностями жизни диких птиц зимой.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и животным, оказывать посильную помощь в выживании птиц зимой.

Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; графическая модель с клювами птиц, значки для игры «Справочное бюро».

Музыкальное сопровождение: записи «Голоса птиц».

Предварительная работа: Чтение Е. Чарушин «Гуси», «Гусь и журавль», «Голуби»; заучивание стихотворения А. Григорьев «Птицы зимой»; изготовление панно «Птицы наши друзья», дидактическая игра «Чье это гнездо?».

План работы:

1. Сюрпризный момент.

2. Рассказ воспитателя о птицах зимой.

3. Дидактическая игра «Кто чем питается?»

4. Отгадывание загадок.

5. Игра «Справочное бюро»

6. Итог.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в зимний лес. А отправимся мы туда на волшебном ковре – самолете.

(Дети, взявшись за руки, встают на ковре, закрывают глаза. Под музыку мы отправляемся в зимний лес).

Воспитатель: Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелётные птицы уже улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют они нас весёлым щебетанием, всё равно это прекрасно. Но потом наступают холода. Она приносит птицам много лишений и невзгод: холод, бураны, метели, но самое страшное не холод: у птиц к зиме вырастает подпушек под перышками. Самое страшное – голод. Снега много, а еды нет!

- А теперь вспомним с вами зимующих птиц?

Ответы детей : Вороны, синицы, дятлы, сороки, галки.

(Воспитатель рассказывает про этих птиц и показывает детям фото или картинку с изображением).

Воспитатель: А давайте еще вспомним птиц – гостей?

Ответы детей : Снегири, клесты, свиристели.

(Воспитатель показывает так же фото или картинку с изображением птиц)

Воспитатель: У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клёна, репейника, конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнули – и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках …»

А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена? Следовательно, снегирь – птица … (зерноядная). Итак, чем питается снегирь?

(Ответы детей)

Воспитатель (показывая фото или картинку с изображением свиристели). Это тоже наш зимний гость. И по красоте оперения она не уступает снегирю: розовато-серые перья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный шарф, на голове – большой хохол. Красавица, да и только! Смотрите (показывает иллюстрацию) : птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят. Вспомните, где вы видели этих птиц? Можно ли свиристелей назвать зерноядными?

(Ответы детей)

Воспитатель: Зимой в наших краях можно увидеть и клеста (фото). Клёст – большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества они не любят, держаться стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек – их основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть? (воспитатель вместе с детьми рассматривают фото, обращая их внимание на клюв, и предлагает подумать, как клесты решают эту задачу). Вы правы, дети, клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки после того, как над ними потрудился клёст, кажутся растрёпанными. Клёст сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клёст отрывает её вместе с веткой. И что ещё интересно: клёст вьёт гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им «трепать» шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?

(Ответы детей)

Дидактическая игра. «Кто чем питается?»

Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается насекомыми, какая – семенами, и обосновать своё мнение.

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

1. Летом прячется в лесу,

А зимою на виду.

Это птица - невеличка.

А зовут ее? (синичка)

2. Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит.

А только лечит. (дятел)

3. Кто отправился в полет,

В клюве веточку несет (голубь)

4. Черная птица меня не боится.

Моргнет удивленно

И каркнет… (ворона)

5. Длиннохвостая она,

Со спины черным – черна,

Брюхо белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи. (сорока)

6. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

7. Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Коноплю ворует. (воробей)

Игра «Справочное бюро». Воспитатель объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры награда: значки «Друг птиц»

Примерные вопросы для игры:

• Назовите мне зимующих птиц?

• Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд)

• Кто как поёт? (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья)

• Почему мы говорим, что птицы - наши друзья?

• Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?

• Как надо охранять птиц?

Итог: Дети вместе с воспитателем формулируют правила отношения к птицам.

• Нельзя разорять гнёзда.

• Нельзя убивать птиц : они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе.

• Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена : делать кормушки, не забывать класть туда корм.

(В конце занятия дети вместе с воспитателем возвращаются обратно в детский сад на ковре- самолете)

Публикации по теме:

Беседа о перелётных и зимующих птицах с детьми старшего дошкольного возрастаБеседа о перелётных и зимующих птицах с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Углубление знаний детей о перелетных и зимующих птицах. Задачи: Уточнить и расширить представления у детей о перелетных и зимующих.

«День птиц» — тематическое занятие для дошкольников о перелетных и зимующих птицах.«День птиц» — тематическое занятие для дошкольников о перелетных и зимующих птицах. Цель: знакомство с праздником – Днем птиц; создание атмосферы радости, развитие у детей эмоциональной отзывчивости, желания участвовать.

Конспект занятия «Зимушка-Зима. Зимние приметы и поговорки» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Зимушка-Зима. Зимние приметы и поговорки» для старшего дошкольного возраста ' Цель:расширяем знания детей о зиме,закрепляем ее характеристики, знакомим детей с зимними приметами и поговорками Задачи: *продолжаем.

Дидактическая игра по экологии «Раздели птиц на зимующих и перелетных» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по экологии «Раздели птиц на зимующих и перелетных» для детей старшего дошкольного возраста Доброе время суток коллеги, друзья и гости моей странички. Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру по экологии " Раздели птиц на зимующих.

Картотека стихов о перелетных птицах, для детей старшего дошкольного возраста 1. Журавушка Прилетел журавушка На старые места: Травушка-муравушка Густым-густа! Ивушка над заводью Грустным -грустна! А водица в.

Конспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель:Уточнить и закрепить представления детей о знакомых зимующих птицах родного края, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих.

Конспект открытого занятия «В гости к Маше и медведю» для детей старшего дошкольного возраста. 1. Цель занятия: дать новые знания и выявить полученные знания, представления, умения детей по блоку «Считалочка». 2. Программное содержание:.

Конспект прогулки для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы»Конспект прогулки для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы» Цель: расширять представления детей о снеге Задачи: развивать интерес к явлениям неживой природы; развивать у детей ассоциативное мышление,.

Конспект творческого занятия «Птицы — наши друзья» с беседой о зимующих птицах и элементами громкого чтенияКонспект творческого занятия «Птицы — наши друзья» с беседой о зимующих птицах и элементами громкого чтения Цели и задачи: систематизировать и углублять представление детей о птицах, развивать творческое воображение и логическое мышление, развивать.

Презентация «В гостях у зимующих птиц» для детей старшего дошкольного возраста В зимнее время очень актуальной является тема помощи зимующим птицам. В старшей группе мы знакомимся с птицами, зимующими в нашей деревне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия о перелетных и зимующих птицах для детей старшего дошкольного возраста «Зимние гости»
Опубликовано: 22 мая 2021 в 17:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД