Мария Анашкина
Конспект-занятия для детей старшего возраста «Путешествие в мир эмоций».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект – занятия для детей старшего возраста
«Путешествие в мир эмоций».
Пояснительная записка
Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик.
Публикация «Конспект-занятия для детей старшего возраста „Путешествие в мир эмоций“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
Данное занятие позволяет детям познакомиться с некоторыми базовыми эмоциями, первичное знакомство с чувствами, обучает пониманию относительности в оценке чувства, конструктивному разрешению конфликтов, умению владеть своими чувствами. На занятие дети сидят полукругом - куполом, педагог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность педагогу держать в поле своего внимания всю группу, и детям – хорошо его видно. Занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключительная часть. В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу. Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определенные эмоции. Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия. Каждая часть занятия предполагает комплекс активных методов обучения (упражнения, игры) которые взаимосвязаны между собой.
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
2. дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
3. совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
4. закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них;
5. совершенствовать коммуникативные навыки детей;
6. воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят дети на занятии:
1. Дети научатся понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.
2. Научатся выражать собственные эмоции.
3. Научатся управлять своими эмоциями и чувствами
Для качественного проведения занятия необходимы следующие оборудование:
1. магнитофон и кассеты с записью разной по настроению музыки;
2. разрезанные картинки (подарок, улыбка, солнце, семья, конфета);
3. картинки с разными эмоциями;
4. макет пещеры;
5. ящик с песком и фигурки;
6. гуашь и губки;
7. пена или зубная паста;
8. макет кораблей для каждого участника.
Данное занятие составлено на основе работ:
1. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М. : Айрис-пресс, 2004.
2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М. : Генезис, 2000.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
Содержание занятия:
1. Приветствие всех участников. Дети садятся полукругом и дарят друг другу улыбку.
2. Путешествие в мир эмоций на корабле. Ребенок выбирает из заранее нарисованных картинок свое эмоциональное состояние и приклеивает на корабль. После того, когда все дети справились с заданием, все участники отправляются в путешествие по разным эмоциям.
3. Первый город, к которому причалил наш корабль – город «Радость». Обсуждения с ребятами на тему «радости». Составление разрезанных картинок от чего мне может быть радостно? Дети демонстрируют рисунки, которые у них получились (например, картинки с изображением улыбки, солнца, конфеты, друзей, семьи, подарка и т. д).
4. Второй город - город «Страха». Детям читается сказка.
Психолог: Я вам хочу рассказать одну историю про страх, а вы внимательно её послушайте и подумайте, как можно нарисовать свой страх.
“Жил-был Страх. Он был таким, каким все его представляли, он всегда был разным, тем, кто боялся темноты, он представлялся страшным чудовищем с огромными красными глазами, тем, кто боялся насекомых он представлялся в виде огромного мохнатого паука, каждый видел в нём то, чего сам боится. Страх очень хотел иметь друзей, он переживал из-за этой своей способности всех пугать, где бы он не появлялся, все убегали от него, но однажды он сам решил от всех убежать, чтобы не доставлять людям столько хлопот. Бежал он бежал и увидел большую тёмную пещеру и решил, что люди сюда никогда не придут и он здесь никого не сможет испугать, а будет жить вдали, чтобы не причинять больше людям страдания.
Психолог: Ребята, а как выглядит ваш страх? Вы уже придумали, как можно его нарисовать? Я предлагаю нарисовать его в пещере, именно в той пещере, в которую и спрятался герой нашей истории – страх!
Дети рисуют свои страхи.
Психолог: Ребята, а вам интересно, чем закончилась эта история?
Однажды страху надоело прятаться в пещере, там было сыро и неуютно, страх решил, что если он украсит своё жилище, то ему станет веселее.
Как нам можно украсить страх?
Можно ли нам его сделать смешным?
Психолог ведёт детей к пониманию того, что если они разукрасят страх, сделают его красивым, смешным, то страх перестанет быть страшным и с ним все подружатся.
Дети украшают свой рисунок.
Психолог: Ребята, посмотрите, что произошло с вашими страхами? Какие они стали? Разве можно их теперь бояться?
Психолог подводит детей к пониманию того, что теперь, когда страхи смешные и весёлые их нечего бояться.
5. Третий город – город «Гнева».
Психолог: «В городе нас ребята встречают разломанные игрушки и вещи».
Психолог: Ой, ребята, посмотрите, что случилось вокруг. Вы знаете это ребята не смогли договориться о правилах игры и разломали все игрушки. А как можно было договориться?
Беседа о гневе, о способах его выражения (например, я предлагаю рвать бумагу и кидаться ей в друг друга).
6. Четвертый город – город «Грусть». Дети видят перед собой пустую песочницу, которую заколдовала кукла Грустинка. Теперь в этом городе никто не живет.
Психолог: «Предлагаю вам украсить этот город с помощью фигурок и разных вещей».
7. Пятый город – город «Удивления».
Психолог: Какой был первый город? Правильно, радость. Ребята, теперь я предлагаю вам вспомнить, как выглядит наша радость? Конечно - же это – улыбка. Давайте дружно нарисуем ее с помощью пены.
8. Возвращение на корабле. Обсуждение с детьми данного занятия. Какие чувства испытали дети на протяжение занятия, что больше запомнилось?
Аналитическая информация
Я считаю, что целесообразно использовать данное занятие, так как дети не только узнали о мире эмоций, но и в процессе занятия развиваются коммуникативные качества (взаимодействие) сплоченность группы, развиваются двигательные навыки.
Методическая ценность занятие заключается в том, что данное занятие может использовать педагог – психолог, воспитатель, в качестве развития личности детей.
В процессе проведения группового занятия дети активны, коммуникабельны. В ходе занятия используются все возможные развивающие средства (дидактический материал, плакаты, ИКТ). Я считаю, что результаты, поставленные в начале занятия цели и задачи были достигнуты, дети не только узнали о мире эмоций, но и научились понимать эмоциональное состояние свое и окружающих людей, управлять своими чувствами и эмоциями, закрепили умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них. В процессе занятия я стараюсь замотивировать всех участников образовательного процесса. Рефлексия проводилась в начале и в конце занятия, в виде, эмоционального настроения (состояния) «Путешествие на корабле».
Работая с детьми по данному занятию, я руководствуюсь следующими принципами:
1. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.
2. Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как будто ничего не произошло.
3. Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.
4. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции, рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
5. Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.
6. Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.
7. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучия.