Людмила Белоусова
Конспект занятия для детей старшей группы по Петербурговедению «Легенды ангела Петропавловского собора»
Конспект занятия для детей старшей группы по Петербурговедению «Легенды ангела Петропавловского собора»
Цель: Расширение знаний и представлений детей о родном городе Санкт Петербурге.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы по Петербурговедению „Легенды ангела Петропавловского собора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург
- Православное воспитание. Православие для детей
- Санкт-Петербург. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная: Обогащать представления детей об архитектурном сооружении «Колокольня Петропавловского собора», его назначение и убранстве. Активизировать познавательную активность детей путем включения в проблемные ситуации. Обогащать словарь: колокольня, шпиль, яблоко, карильон, колокол, юбка колокола, язык колокола.
Развивающая: Развивать способность устанавливать связи между художественным убранством и назначением сооружения. Развивать воображение детей за счет воссоздания легенд об ангеле Петропавловского собора. Развивать умения отвечать на вопросы и доказывать свою точку зрения.
Воспитательная:
Воспитывать любовь, чувство гордости за родной город.
Воспитывать нравственные ориентиры (любовь к родному городу).
Материал и оборудование: аудиозапись «Аве Мария», «Карильон» (торжественный, праздничный, грозный, печальный, видеозапись к презентации, макет воздушного шара, карта города с карточками - фотографиями, разрезные картинки, раскраски ангела, цветные карандаши, ноутбук с презентацией, экран.
Конспект: «Город-сказка, город-быль», С. 18-20
Занятие начинается с вопросов по теме повторения, пройденного материала на предыдущем занятии.
Ход занятия:
Слайд 1. Титульный лист.
Слайд 2.
В. : - Ребята, вставайте в круг (на экране — заставка — фото воздушных шаров). Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку по нашему любимому городу. Что вы видите? Как мы будем путешествовать? (ответы детей)
В. : - Да, ребята, мы полетим на воздушном шаре! Занимайте места, мы с вами отправляемся в путешествие. (дети садятся на стулья под воздушным шаром).
В. : - Посмотрите перед вами карта города, мы ее возьмём. Карта непростая, ее мы будем с вами сами заполнять, выполняя задания и получив карточки — фотографии, которые надо будет прикреплять. Только чтобы нам не заблудиться, давайте вспомним, на какой улице находится наш детский сад? (ответы детей)
В. : - Давайте вспомним, как называется наш город? (Санкт-Петербург)
В. : - В честь кого он назван? (В честь святого Петра)
В. : - Кто основал наш город? (Царь Петр I)
Слайд 3.
В. : - Смотрите, у нас с вами первое задание. Надо посмотреть на это фото. (воспитатель показывает на слайде силуэт Петра 1). Видите, здесь чей-то силуэт. Знаком он вам? (ответы детей)
Слайд 4.
В. : - Совершенно верно, это портрет Царя Петра I. Держите первое фото на вашу карту. (дети прикрепляют цветное фото на место ч/б силуэта.)
В. : - Как называют жителей нашего города? (Петербуржцы)
В. : - Да, мы с вами петербуржцы.
Слайд 5.
В. : - Что находилось раньше на месте нашего города? Ответы детей (Болота в устье реки Невы, (где река распадается на несколько рукавов) леса, острова (было 101 остров, а осталось 42).
Слайд 6.
В. : - На каком острове началось строительство нашего города? Ответы детей (на заячьем острове).
В. : - У нас есть подсказка — помните, мы с вами рассматривали рисунки следов, которые оставляют животные? Посмотрите на картинку и скажите чьи следы вы видите? Ответы детей (оленя, белки, зайца)
Слайд 7.
В. : - Молодцы, вы правильно назвали следы животных, изображенных на картинке. А теперь посмотрите на следующую картинку и посчитайте всех зайцев и скажите где они находятся. Игра «Посчитай и назови где находятся зайцы» (Ответы детей: Всего 10 зайцев)
В. : - Держите фото зайчика, прикрепляйте на место следов.
В. : - Значит на каком острове началось строительство? Ответы детей (на Заячьем).
В. : - Давным – давно этот остров принадлежал территории Финляндии и остров назывался Ени-саари, что означало - Заячий остров. В дальнейшем на этом острове была заложена Петропавловская крепость, первая постройка Санкт-Петербурга.
Слайд 8.
В. : - И вот Пётр, приказал сушить и засыпать болота и строить город. Он начал с чего? Ответы детей (с крепости)
В. : - Ребята, как выдумаете, почему Петр 1 начал свое строительство с Петропавловской крепости? (ответы детей)
В. : - Правильно! Потому что тогда еще шла война со шведами, и чтобы защитить свои территории, будущий город, необходимо было начать строительство с оборонительной постройки, а именно с крепости. (прикрепляем на карту фото).
Слайд 9. Показ слайда с силуэтом Петропавловской крепости.
Слайд 10.
В. : - Ребята, отгадайте загадку.
На Заячьем острове крепость стоит,
Золотом купол на солнце блестит,
Ангел в небо крестом упирается,
Как это крепость, друзья, называется?
(ответы детей: Петропавловская крепость).
В. : - Да, правильно. Держите фото на карту.
Слайд 11.
В. : - Наш воздушный шар готов к полёту, полетели! (показ видео с поднимающимся воздушным шаром и летящим в сторону центра города, Заячьего острова и Петропавловской крепости. Пока идёт видео, воспитатель рассказывает).
В. : - Более 300 лет назад (321 в 2024 году, 27 мая 1703 года, была заложена и построена по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена Петропавловская крепость. Она строилась для защиты от нападения шведов. Крепость окружена толстыми стенами, высотой 12 метров и толщиной – 20 метров) с воротами, бастионами, укреплениями. Строили её почти 40 лет. Построена в форме шестиугольника с шестью бастионами. Каждый назвали в честь соратников и друзей Петра I: Меньшикова, Головкина, Зотова, Трубецкого, Нарышкина. Один в честь самого царя – «государев». Бастион – это выступающее из стены укрепление, охраняющее крепость от врагов.
Слайд 12.
В. : - Ну что, приземляемся? И у вас новое задание Игра «Найди
Петропавловскую крепость». Выберите из рисунков различных крепостей, рисунок с планом Петропавловской, шестиугольной крепости. (дети выполняют задание).
В. : - Молодцы. Вы правильно выполнили это задание, нашли схему Петропавловской крепости. (Включить фрагмент аудиозаписи «Аве Мария»)
В. : - Как вы думаете, кто это поет? (варианты ответа детей)
В. : - Говорят, что если бы люди могли услышать голоса ангелов, то они были бы похожи на самые красивые и чистые голоса детей. Сегодня наша история про ангела, который любит наш город.
Слайд 13.
В. : - Когда царь Петр I задумал построить наш город, то многим людям это не нравилось. И стали люди говорить плохое о месте, где начали строить наш город. Петру I захотелось, чтобы люди, также, как и он полюбили новый город. Тогда царь решил поселить в городе ангела, чтобы его могли увидеть все. Как вы думаете, где царь мог бы поселить ангела? (ответы детей)
В. : - Правильно на самом высоком месте города. Но наш город находится на ровном месте, здесь нет высоких мест. А теперь, вспомните, мы с вами, уже знакомились с Петропавловской крепостью и даже сами строили из конструктора её макет на прошлом занятии. Что мы с вами установили в центре крепости? (ответы детей). Для вас есть подсказка — задание.
Слайд 14. «Колокольня Петропавловского собора»
В. : - Построили в крепости первый собор, по высоте – один из самых высоких в нашем городе. Ребята, а кто знает самое высокое здание в нашем городе? Ответы детей (Лахта центр).
В. : - Тогда царь решил построить в крепости собор с колокольней - высокой башней, на которой находятся колокола. У колокольни было несколько этажей (ярусов) давайте их посчитаем и сами соберем колокольню (дети собирают разрезные картинки Петропавловского собора)
В. : - А, чтобы колокольня казалась ещё стройнее, её украсили завитками (валютами). На что похожа колокольня, украшенная валютами? Ответы детей (на пирамиду).
В. : - Прикрепляем фото колокольни и пирамидки на нашу карту.
В. : - Да, молодцы! В центре крепости находится Петропавловский собор (архитектор Доменико Трезини) с самым высоким шпилем на колокольне. Высота Петропавловского собора - 122,5 метра.
Слайд 15. «Шпиль Петропавловского собора»
В. : - Крышу колокольни царь приказал построить в форме шпиля. На что похож шпиль? Ответы детей (спицу, иглу).
В. : - Смотрите, у вас есть картинка подсказка для карты (фото иглы).
В. : - Да, правильно шпиль похож на спицу, иглу (прикрепляем фото на карту, и это не случайно. С немецкого языка слово шпиль переводится как спица или игла.
Слайды 16.
В. : - На вершине шпиля был прикреплен шар. На какой фрукт он похож? Ответы детей (яблоко).
В. : - Смотрите подсказку - картинку для вашей карты. (прикрепляем картинку яблоко). Шар так и называют яблоко. Но это «яблоко» не простое, оно состоит их двух половинок. Когда колокольню реставрируют, внутрь яблока кладут записки с посланием для будущих поколений. В яблоко вставлен крест. Ангел держится за крест и летит над городом. Его волосы развиваются, почему? (ответы детей)
В. : - Наверху, действительно очень холодно, когда ветер дует, ангел поворачивается, так он может осмотреть весь город. Он построен как флюгер. Флюгер - это предмет, указывающий направление ветра, который устанавливается на крышах зданий. Высота фигуры ангела 3,2 метра. Размах крыльев почти 4 метра.
Слайд 17 «Фрагмент: благословляющая десница ангела»
В. : - Пальцы ангела сложены вот, так (показ жеста, повторения с детьми). Ангел благословляет город и его жителей. Есть легенда, которая говорит о том, что в случае большой опасности, ангел будет защищать наш город, как воин. Для этого небесный силы опустят ему в руку огненный меч, которым он победит любых врагов.
Слайд 18 «Изображение колоколов карильона и место управления карильоном» (Аудио запись «Карильон») Карильон (карийон, фр. carillon) — механический музыкальный инструмент, распространённый в Европе и обычно устанавливаемый на колокольнях или муниципальных зданиях. Инструмент содержит не менее 23 бронзовых колоколов, которые ударяются поочерёдно или аккордами. На традиционном карильоне играют с помощью клавиатуры, представляющей собой набор рычагов, по которым ударяют кулаками, а также педальной клавиатуры. Рычаги с помощью проволочных тяг связаны с языками колоколов, позволяя исполнителю менять громкость ноты в зависимости от силы, приложенной к клавише.
В. : - Петру I захотелось, чтобы ангелы не только все видели, но и слышали. Поэтому на колокольни он приказал устроить карильон. Карильон - это не обычный музыкальный инструмент.
Слайд 19. «Устройство колокола»
В. : - В корильоне много колоколов. Рассмотрим строение колокола: «язык», «юбка» и т. д. (дети рассматривают колокол)
В. : - И прикрепим фото колокола на нашу карту.
В. : - Звенит сейчас колокол или молчит? Как вы догадались? (ответы детей)
В. : - Вот здесь будет находиться музыкант, который будет играть на карильоне. Играть на этом инструменте очень трудно, потому что колокола тяжелые. А сейчас, давайте послушаем голос карильона. (торжественный, праздничный, грозный, печальный). Просмотр короткого видео об устройстве карильона.
Слайд 20. «Часы колокольни Петропавловского собора»
В. : - На колокольне установлены часы. Перезвон курантов звучит каждую четверть часа (каждые 15 мин, а в 12 часов перед выстрелом пушки. Так все в городе слышали его и могли сверить свои часы. Сейчас в крепости музей. Каждый день ровно в 12 часов дня с Нарышкина бастиона раздается выстрел сигнальной пушки – это традиция. Просмотр короткого видео как заводят часы и звучит перезвон курантов, с последующим выстрелом пушки.
Слайд 21 «Херувимы Петропавловского собора»
В. : - А, чтобы ангелу было нескучно, на стенах собора живет много его братьев - ангелов малышей (херувимов). Когда вы придете в Петропавловскую крепость, посмотрите на них, они вам расскажут много интересных историй.
Слайд 22. «Вид Петропавловской крепости ночью»
В. : - Ангел никогда не спит, много лет он смотрит на город и всё о нём знает. В следующий раз он расскажет нам ещё одну историю из жизни Петропавловской крепости. Тысячи людей посещают крепость во время экскурсий. День основания крепости считается днём рождения нашего города. А теперь давайте мы немного разомнёмся, поиграем.
Физкультминутка "По болоту Петр шел"
По болоту Петр шел (Дети идут по кругу)
Остров заячий нашел.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.
Крепость новая стоит
Пушками врагу грозит.
Бам, бам, бам, бам!
Не осталось зайцев там. («Петр» - водящий)
Зайцы пушек испугались
По кустам все разбежались.
Я по острову пойду,
Шевельнется кто - найду.
(Дети – замирают, водящий удаляет из игры тех «зайцев», которые пошевелились).
Задания и вопросы на закрепления материала
«Колокольня Петропавловского собора»
В. : - На что похожа колокольня Петропавловской крепости? (на пирамиду)
В. : - Сколько имеет ярусов? (Три)
В. : - Чем украшены ярусы? (Завитками - валютами)
«Шпиль Петропавловского собора»
В. : - Почему Петр I приказал украсить колокольню Петропавловской крепости именно шпилем? (Петропавловский собор задумывался Петром Великим прежде всего как символ. По замыслу первого российского императора, высокий храм с устремлённым в небо шпилем должен был олицетворять величие страны. Также он должен был показать европейским гостям Петербурга, что Россия прочно закрепилась на Балтике и не собирается сдавать позиции)
В. : - Может ли быть на одном здании несколько шпилей? (варианты ответа детей)
В. : - В разные годы Петропавловский собор был украшен в разные тона. Какой тон, по-твоему, больше всего подходит Петропавловскому собору? Ответы детей (в желтый).
В. : - Но раньше, как бы не показалось странным согласно источнику, стены Петропавловского собора поначалу были выкрашены в голубой цвет. Пилястры и карниз — в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол — в тёмно-синий. Только шпиль был золотым.
«Яблоко» Петропавловской крепости»
В. : - «Яблоко» Петропавловской крепости состоит из двух половинок. Поэтому, когда колокольню реставрируют, внутрь кладут записки с пожеланиями потомкам. А чтобы вы хотели написать? (варианты ответа детей)
«Ангел и реставратор»
В. : - Снизу, когда мы смотрим на ангела, он кажется нам маленьким. Как ты думаешь, какого размера ангел? (сравнение размера ангела и взрослого человека)
В. : - Во время Великой Отечественной Войны ангела и шпиль, как и купола всех крупных соборов города, решили спрятать от вражеских самолетов и пушек. Купола соборов укрывали мешками, а шпиль закрасили. Как вы думает, какой цвет использовали, чтобы сделать шпиль не видимым? Ответы детей (серым цветом, как пасмурное небо)
Итог. Творческое задание.
В. : - Вы большие молодцы! Мы с вами выполнили все задания и составили карту нашего путешествия на Заячий остров. А теперь я вам предлагаю, каждому, раскрасить ангела, как выглядел бы ангел сегодня. Это будет ваш ангел, ваш хранитель, которого вы заберете домой. (Дети выполняют задание)
Использованная литература: Солнцева О. В., Коренева-Леонтьева Е. В. «Город - сказка, город – быль. Знакомство дошкольников с Санкт-Петербургом: учебно-методическое пособие. –СПб. : ООО «Издательство-Пресс», 2020. -80с.