МААМ-картинки

Конспект занятия для детей старшей группы по Петербурговедению «Легенды ангела Петропавловского собора»

Людмила Белоусова
Конспект занятия для детей старшей группы по Петербурговедению «Легенды ангела Петропавловского собора»

Конспект занятия для детей старшей группы по Петербурговедению «Легенды ангела Петропавловского собора»

Цель: Расширение знаний и представлений детей о родном городе Санкт Петербурге.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы по Петербурговедению „Легенды ангела Петропавловского собора“» размещена в разделах

Образовательная: Обогащать представления детей об архитектурном сооружении «Колокольня Петропавловского собора», его назначение и убранстве. Активизировать познавательную активность детей путем включения в проблемные ситуации. Обогащать словарь: колокольня, шпиль, яблоко, карильон, колокол, юбка колокола, язык колокола.

Развивающая: Развивать способность устанавливать связи между художественным убранством и назначением сооружения. Развивать воображение детей за счет воссоздания легенд об ангеле Петропавловского собора. Развивать умения отвечать на вопросы и доказывать свою точку зрения.

Воспитательная:

Воспитывать любовь, чувство гордости за родной город.

Воспитывать нравственные ориентиры (любовь к родному городу).

Материал и оборудование: аудиозапись «Аве Мария», «Карильон» (торжественный, праздничный, грозный, печальный, видеозапись к презентации, макет воздушного шара, карта города с карточками - фотографиями, разрезные картинки, раскраски ангела, цветные карандаши, ноутбук с презентацией, экран.

Конспект: «Город-сказка, город-быль», С. 18-20

Занятие начинается с вопросов по теме повторения, пройденного материала на предыдущем занятии.

Ход занятия:

Слайд 1. Титульный лист.

Слайд 2.

В. : - Ребята, вставайте в круг (на экране — заставка — фото воздушных шаров). Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку по нашему любимому городу. Что вы видите? Как мы будем путешествовать? (ответы детей)

В. : - Да, ребята, мы полетим на воздушном шаре! Занимайте места, мы с вами отправляемся в путешествие. (дети садятся на стулья под воздушным шаром).

В. : - Посмотрите перед вами карта города, мы ее возьмём. Карта непростая, ее мы будем с вами сами заполнять, выполняя задания и получив карточки — фотографии, которые надо будет прикреплять. Только чтобы нам не заблудиться, давайте вспомним, на какой улице находится наш детский сад? (ответы детей)

В. : - Давайте вспомним, как называется наш город? (Санкт-Петербург)

В. : - В честь кого он назван? (В честь святого Петра)

В. : - Кто основал наш город? (Царь Петр I)

Слайд 3.

В. : - Смотрите, у нас с вами первое задание. Надо посмотреть на это фото. (воспитатель показывает на слайде силуэт Петра 1). Видите, здесь чей-то силуэт. Знаком он вам? (ответы детей)

Слайд 4.

В. : - Совершенно верно, это портрет Царя Петра I. Держите первое фото на вашу карту. (дети прикрепляют цветное фото на место ч/б силуэта.)

В. : - Как называют жителей нашего города? (Петербуржцы)

В. : - Да, мы с вами петербуржцы.

Слайд 5.

В. : - Что находилось раньше на месте нашего города? Ответы детей (Болота в устье реки Невы, (где река распадается на несколько рукавов) леса, острова (было 101 остров, а осталось 42).

Слайд 6.

В. : - На каком острове началось строительство нашего города? Ответы детей (на заячьем острове).

В. : - У нас есть подсказка — помните, мы с вами рассматривали рисунки следов, которые оставляют животные? Посмотрите на картинку и скажите чьи следы вы видите? Ответы детей (оленя, белки, зайца)

Слайд 7.

В. : - Молодцы, вы правильно назвали следы животных, изображенных на картинке. А теперь посмотрите на следующую картинку и посчитайте всех зайцев и скажите где они находятся. Игра «Посчитай и назови где находятся зайцы» (Ответы детей: Всего 10 зайцев)

В. : - Держите фото зайчика, прикрепляйте на место следов.

В. : - Значит на каком острове началось строительство? Ответы детей (на Заячьем).

В. : - Давным – давно этот остров принадлежал территории Финляндии и остров назывался Ени-саари, что означало - Заячий остров. В дальнейшем на этом острове была заложена Петропавловская крепость, первая постройка Санкт-Петербурга.

Слайд 8.

В. : - И вот Пётр, приказал сушить и засыпать болота и строить город. Он начал с чего? Ответы детей (с крепости)

В. : - Ребята, как выдумаете, почему Петр 1 начал свое строительство с Петропавловской крепости? (ответы детей)

В. : - Правильно! Потому что тогда еще шла война со шведами, и чтобы защитить свои территории, будущий город, необходимо было начать строительство с оборонительной постройки, а именно с крепости. (прикрепляем на карту фото).

Слайд 9. Показ слайда с силуэтом Петропавловской крепости.

Слайд 10.

В. : - Ребята, отгадайте загадку.

На Заячьем острове крепость стоит,

Золотом купол на солнце блестит,

Ангел в небо крестом упирается,

Как это крепость, друзья, называется?

(ответы детей: Петропавловская крепость).

В. : - Да, правильно. Держите фото на карту.

Слайд 11.

В. : - Наш воздушный шар готов к полёту, полетели! (показ видео с поднимающимся воздушным шаром и летящим в сторону центра города, Заячьего острова и Петропавловской крепости. Пока идёт видео, воспитатель рассказывает).

В. : - Более 300 лет назад (321 в 2024 году, 27 мая 1703 года, была заложена и построена по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена Петропавловская крепость. Она строилась для защиты от нападения шведов. Крепость окружена толстыми стенами, высотой 12 метров и толщиной – 20 метров) с воротами, бастионами, укреплениями. Строили её почти 40 лет. Построена в форме шестиугольника с шестью бастионами. Каждый назвали в честь соратников и друзей Петра I: Меньшикова, Головкина, Зотова, Трубецкого, Нарышкина. Один в честь самого царя – «государев». Бастион – это выступающее из стены укрепление, охраняющее крепость от врагов.

Слайд 12.

В. : - Ну что, приземляемся? И у вас новое задание Игра «Найди

Петропавловскую крепость». Выберите из рисунков различных крепостей, рисунок с планом Петропавловской, шестиугольной крепости. (дети выполняют задание).

В. : - Молодцы. Вы правильно выполнили это задание, нашли схему Петропавловской крепости. (Включить фрагмент аудиозаписи «Аве Мария»)

В. : - Как вы думаете, кто это поет? (варианты ответа детей)

В. : - Говорят, что если бы люди могли услышать голоса ангелов, то они были бы похожи на самые красивые и чистые голоса детей. Сегодня наша история про ангела, который любит наш город.

Слайд 13.

В. : - Когда царь Петр I задумал построить наш город, то многим людям это не нравилось. И стали люди говорить плохое о месте, где начали строить наш город. Петру I захотелось, чтобы люди, также, как и он полюбили новый город. Тогда царь решил поселить в городе ангела, чтобы его могли увидеть все. Как вы думаете, где царь мог бы поселить ангела? (ответы детей)

В. : - Правильно на самом высоком месте города. Но наш город находится на ровном месте, здесь нет высоких мест. А теперь, вспомните, мы с вами, уже знакомились с Петропавловской крепостью и даже сами строили из конструктора её макет на прошлом занятии. Что мы с вами установили в центре крепости? (ответы детей). Для вас есть подсказка — задание.

Слайд 14. «Колокольня Петропавловского собора»

В. : - Построили в крепости первый собор, по высоте – один из самых высоких в нашем городе. Ребята, а кто знает самое высокое здание в нашем городе? Ответы детей (Лахта центр).

В. : - Тогда царь решил построить в крепости собор с колокольней - высокой башней, на которой находятся колокола. У колокольни было несколько этажей (ярусов) давайте их посчитаем и сами соберем колокольню (дети собирают разрезные картинки Петропавловского собора)

В. : - А, чтобы колокольня казалась ещё стройнее, её украсили завитками (валютами). На что похожа колокольня, украшенная валютами? Ответы детей (на пирамиду).

В. : - Прикрепляем фото колокольни и пирамидки на нашу карту.

В. : - Да, молодцы! В центре крепости находится Петропавловский собор (архитектор Доменико Трезини) с самым высоким шпилем на колокольне. Высота Петропавловского собора - 122,5 метра.

Слайд 15. «Шпиль Петропавловского собора»

В. : - Крышу колокольни царь приказал построить в форме шпиля. На что похож шпиль? Ответы детей (спицу, иглу).

В. : - Смотрите, у вас есть картинка подсказка для карты (фото иглы).

В. : - Да, правильно шпиль похож на спицу, иглу (прикрепляем фото на карту, и это не случайно. С немецкого языка слово шпиль переводится как спица или игла.

Слайды 16.

В. : - На вершине шпиля был прикреплен шар. На какой фрукт он похож? Ответы детей (яблоко).

В. : - Смотрите подсказку - картинку для вашей карты. (прикрепляем картинку яблоко). Шар так и называют яблоко. Но это «яблоко» не простое, оно состоит их двух половинок. Когда колокольню реставрируют, внутрь яблока кладут записки с посланием для будущих поколений. В яблоко вставлен крест. Ангел держится за крест и летит над городом. Его волосы развиваются, почему? (ответы детей)

В. : - Наверху, действительно очень холодно, когда ветер дует, ангел поворачивается, так он может осмотреть весь город. Он построен как флюгер. Флюгер - это предмет, указывающий направление ветра, который устанавливается на крышах зданий. Высота фигуры ангела 3,2 метра. Размах крыльев почти 4 метра.

Слайд 17 «Фрагмент: благословляющая десница ангела»

В. : - Пальцы ангела сложены вот, так (показ жеста, повторения с детьми). Ангел благословляет город и его жителей. Есть легенда, которая говорит о том, что в случае большой опасности, ангел будет защищать наш город, как воин. Для этого небесный силы опустят ему в руку огненный меч, которым он победит любых врагов.

Слайд 18 «Изображение колоколов карильона и место управления карильоном» (Аудио запись «Карильон») Карильон (карийон, фр. carillon) — механический музыкальный инструмент, распространённый в Европе и обычно устанавливаемый на колокольнях или муниципальных зданиях. Инструмент содержит не менее 23 бронзовых колоколов, которые ударяются поочерёдно или аккордами. На традиционном карильоне играют с помощью клавиатуры, представляющей собой набор рычагов, по которым ударяют кулаками, а также педальной клавиатуры. Рычаги с помощью проволочных тяг связаны с языками колоколов, позволяя исполнителю менять громкость ноты в зависимости от силы, приложенной к клавише.

В. : - Петру I захотелось, чтобы ангелы не только все видели, но и слышали. Поэтому на колокольни он приказал устроить карильон. Карильон - это не обычный музыкальный инструмент.

Слайд 19. «Устройство колокола»

В. : - В корильоне много колоколов. Рассмотрим строение колокола: «язык», «юбка» и т. д. (дети рассматривают колокол)

В. : - И прикрепим фото колокола на нашу карту.

В. : - Звенит сейчас колокол или молчит? Как вы догадались? (ответы детей)

В. : - Вот здесь будет находиться музыкант, который будет играть на карильоне. Играть на этом инструменте очень трудно, потому что колокола тяжелые. А сейчас, давайте послушаем голос карильона. (торжественный, праздничный, грозный, печальный). Просмотр короткого видео об устройстве карильона.

Слайд 20. «Часы колокольни Петропавловского собора»

В. : - На колокольне установлены часы. Перезвон курантов звучит каждую четверть часа (каждые 15 мин, а в 12 часов перед выстрелом пушки. Так все в городе слышали его и могли сверить свои часы. Сейчас в крепости музей. Каждый день ровно в 12 часов дня с Нарышкина бастиона раздается выстрел сигнальной пушки – это традиция. Просмотр короткого видео как заводят часы и звучит перезвон курантов, с последующим выстрелом пушки.

Слайд 21 «Херувимы Петропавловского собора»

В. : - А, чтобы ангелу было нескучно, на стенах собора живет много его братьев - ангелов малышей (херувимов). Когда вы придете в Петропавловскую крепость, посмотрите на них, они вам расскажут много интересных историй.

Слайд 22. «Вид Петропавловской крепости ночью»

В. : - Ангел никогда не спит, много лет он смотрит на город и всё о нём знает. В следующий раз он расскажет нам ещё одну историю из жизни Петропавловской крепости. Тысячи людей посещают крепость во время экскурсий. День основания крепости считается днём рождения нашего города. А теперь давайте мы немного разомнёмся, поиграем.

Физкультминутка "По болоту Петр шел"

По болоту Петр шел (Дети идут по кругу)

Остров заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит

Пушками врагу грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там. («Петр» - водящий)

Зайцы пушек испугались

По кустам все разбежались.

Я по острову пойду,

Шевельнется кто - найду.

(Дети – замирают, водящий удаляет из игры тех «зайцев», которые пошевелились).

Задания и вопросы на закрепления материала

«Колокольня Петропавловского собора»

В. : - На что похожа колокольня Петропавловской крепости? (на пирамиду)

В. : - Сколько имеет ярусов? (Три)

В. : - Чем украшены ярусы? (Завитками - валютами)

«Шпиль Петропавловского собора»

В. : - Почему Петр I приказал украсить колокольню Петропавловской крепости именно шпилем? (Петропавловский собор задумывался Петром Великим прежде всего как символ. По замыслу первого российского императора, высокий храм с устремлённым в небо шпилем должен был олицетворять величие страны. Также он должен был показать европейским гостям Петербурга, что Россия прочно закрепилась на Балтике и не собирается сдавать позиции)

В. : - Может ли быть на одном здании несколько шпилей? (варианты ответа детей)

В. : - В разные годы Петропавловский собор был украшен в разные тона. Какой тон, по-твоему, больше всего подходит Петропавловскому собору? Ответы детей (в желтый).

В. : - Но раньше, как бы не показалось странным согласно источнику, стены Петропавловского собора поначалу были выкрашены в голубой цвет. Пилястры и карниз — в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол — в тёмно-синий. Только шпиль был золотым.

«Яблоко» Петропавловской крепости»

В. : - «Яблоко» Петропавловской крепости состоит из двух половинок. Поэтому, когда колокольню реставрируют, внутрь кладут записки с пожеланиями потомкам. А чтобы вы хотели написать? (варианты ответа детей)

«Ангел и реставратор»

В. : - Снизу, когда мы смотрим на ангела, он кажется нам маленьким. Как ты думаешь, какого размера ангел? (сравнение размера ангела и взрослого человека)

В. : - Во время Великой Отечественной Войны ангела и шпиль, как и купола всех крупных соборов города, решили спрятать от вражеских самолетов и пушек. Купола соборов укрывали мешками, а шпиль закрасили. Как вы думает, какой цвет использовали, чтобы сделать шпиль не видимым? Ответы детей (серым цветом, как пасмурное небо)

Итог. Творческое задание.

В. : - Вы большие молодцы! Мы с вами выполнили все задания и составили карту нашего путешествия на Заячий остров. А теперь я вам предлагаю, каждому, раскрасить ангела, как выглядел бы ангел сегодня. Это будет ваш ангел, ваш хранитель, которого вы заберете домой. (Дети выполняют задание)

Использованная литература: Солнцева О. В., Коренева-Леонтьева Е. В. «Город - сказка, город – быль. Знакомство дошкольников с Санкт-Петербургом: учебно-методическое пособие. –СПб. : ООО «Издательство-Пресс», 2020. -80с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по петербурговедению «Улицы города» для младшего дошкольного возрастаКонспект занятия по петербурговедению «Улицы города» для младшего дошкольного возраста .

«Безопасность зимой». Конспект занятия для детей старшей группы«Безопасность зимой». Конспект занятия для детей старшей группы Целью данного занятия является формирование у детей осознанности о потенциальных угрозах и навыков безопасного поведения в зимних условиях.

Конспект занятия детей старшей группы «Музей безопасности»Конспект занятия детей старшей группы «Музей безопасности» Цель: закрепить знания о безопасности. Задачи: Обучающие задачи: закреплять знания опасных ситуаций; обучать основам личной безопасности;.

Конспект занятия для детей старшей группы «Треугольник» Конспект занятия для детей старшей группы Тема занятия: «Треугольник».[/h4] Цели: 1. Образовательные: • ввести понятие треугольника, его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшей группы по Петербурговедению «Легенды ангела Петропавловского собора»
Опубликовано: 5 июня 2025 в 12:11
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшей группы по Петербурговедению «Легенды ангела Петропавловского собора»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Белоусова (УИ 311736) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных