Киселева Елена Михайловна
«Герои войны». Конспект занятия для подготовительной группы
Цель:
Воспитание у детей любови к Родине, благодарности к тем, кто её спас;
Задачи:
1. Расширять представление детей об армии.
2. Рассказать о детях войны.
3. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родной страны.
4. Познакомить воспитанников с «профессиями» животных на войне;
5. Развивать способность сопереживать другим людям.
6. Развивать память, внимание.
7. Активизировать словарь.
Публикация «„Герои войны“, Конспект занятия для подготовительной группы» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
8. Формировать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам.
9. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Предварительная работа:
1. Рассматривание и обсуждение иллюстраций о В. О. В.
2. Чтение рассказов и стихов о войне.
3. Разучивание стихов о В. О. В., о Дне Победы.
4. Заучивание и обсуждение пословиц по теме «Родина».
5. Прослушивание песен военных лет.
6. Просмотр фильмов и сюжетов о В. О. В., о героях и их подвигах.
7. Экскурсия к мемориалу славы.
8. Экскурсия в музейно-выставочный центр тема «Оружие войны»
9. Беседы на темы «Доброжелательное отношение к товарищам», «Беседа о вежливости», «О хороших поступках».
10. Сюжетно-ролевые игры («Разведчики», «Медсестра» и пр.). Материалы к занятию : презентация, музыкальное сопровождение, атрибуты к играм, картинки животных участвующих в войне. Солнышко и лучики жёлтые и красные для рефлексии.
Ход занятия.
Музыкальное приветствие гостям
Звучит музыка – детская песня «Солнечный круг». Воспитатель вместе с детьми обсуждает, о чем песня, почему мальчик написал такие
слова: «пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».
Воспитатель: Конечно, мальчик написал такие слова,потому что в истории людей были такие страницы, когда больше всего страдали дети, теряли мам, пап не видели мирного неба над головой, не играли в детские игры… Что же это за времена такие?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, ребята, 84 года назад обрушилась на нашу страну такая беда, фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря,
детские сады, на больницы и жилые дома.
Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт ушли не только
воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.
Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями.
Как вы думаете, что такое «подвиг»?
Дети: это смелый, отважный, хороший поступок. Воспитатель: А как называется человек, совершивший подвиг? Дети: Герой.
Воспитатель: В ту войну героями становились не только взрослые, но и дети совершили очень много подвигов.
Воспитатель: Дети не оставались в стороне. Своим отцам и старшим братьям, воевавшим на фронте, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём могли написать дети на фронт? Дети помогали взрослым. Трудились на заводах: помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне со взрослыми и очень уставали. Бывало, кто-то засыпали около станка, но они понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии. Многие дети становились сиротами и попадали в армию, таких детей называли сын полка или дочь полка. Давайте познакомимся с одним из героев войны Валя Котик. Будущий храбрец был одиннадцатилетним мальчишкой, который обязан был лишь
учиться в шестом классе и познавать жизнь, он с первых часов противостояния решил для себя, что будет сражаться с захватчиками. Когда пришла осень 1941 года, Котик вместе со своими близкими товарищами тщательно организовал засаду полицаям города Шепетовка. В ходе хорошо продуманной операции мальчишке удалось ликвидировать главу полицаев, бросив под его автомобиль боевую гранату. Приблизительно в начале 1942 года меленький диверсант присоединился к отряду советских партизан, которые сражались во время войны в глубоком тылу врага. Изначально молодого Валю не посылали в бой – назначили работать связистом – довольно важная должность. Однако молодой боец настаивал на своем участии в схватках против немецко-фашистских оккупантов, захватчиков и убийц. В августе
1943 года молодой патриот был принят, проявив необыкновенную инициативу, в крупную и активно действующую подпольную группу. На протяжении 1943 года он регулярно принимал участие в схватках, в ходе которых не раз получал пулю, но даже вопреки этому снова возвращался на передовую, не жалея жизни. Валя не стеснялся никакой работы, а потому также часто ходил на разведывательные задания в своей подпольной организации. Один известный подвиг молодой боец совершил в октябре 1943 года. Совершенно случайно Котик обнаружил хорошо припрятанный телефонный кабель, который находился неглубоко под землей и был крайне важен для немцев. Этот телефонный кабель обеспечивал связь между ставкой верховного
главнокомандующего Германии и оккупированной Варшавой. Это сыграло важную роль в освобождении польской столицы, так как у штаба фашистов не было связи с верховным командованием. В этом же году Котик помог подорвать вражеский склад с патронами для оружия, разрушил шесть железнодорожных эшелона с необходимым немцам снаряжением. В конце октября этого же года маленький патриот Валя Котик совершил еще один подвиг. Будучи в составе партизанского группирования, Валя стоял в дозоре и заметил, как вражеские солдаты окружают его группу.
Котик не растерялся и первым делом убил вражеского офицера, который командовал карательной операцией, а после поднял тревогу. Благодаря столь смелому поступку, партизаны успели отреагировать на окружение и смогли отбиться от врага. К сожалению, в бою в середине февраля следующего года Валя был смертельно ранен. Ему на тот момент было всего 14 лет! За его героические поступки Вале было присвоено звание «Героя Советского Союза», он был награжден «Орденом Ленина»,
«Красного знамени» и «Отечественной войны». В его честь поставили памятники не
только в родном селе, но и по всей территории СССР. В честь него называли улицы, детские дома и так далее. Воспитатель: Сколько же героических поступков было совершено детьми в годы войны они прошли на ровне со взрослыми голод и холод, были ранены, подвергались пытками, но своих товарищей не сдавали. Многие отдали жизни свои. Наша задача помнить о них! Предлагаю поиграть в игру
«Салюты» Воспитатель; В тяжелые годы войны рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: животные и птицы. Они так же проявляли героизм! Нам нужно знать и помнить о добрых друзьях человека, помогавших на трудном пути к победе. Нужно беречь и защищать животных, помня о том, что они нам помогут в трудную
минуту, ведь у каждого из вас дома то же есть дома животные. Ребята! А каких животных, участвующих в войне вы знаете?
Ответы детей
Чтобы узнать, почему именно эти животные были помощниками человека мы должны определить
главные качества, умения и
особенности животных. Предлагаю разделиться на 3 команды.
- По одному человеку от
команды подойдите ко мне и вытяните по 1 картинке того животного, чьи качества вы будете описывать.
- На работу даю 3 минуты. После того как закончится время, 1 человек от группы выходит и представляет мнение своей группы. Задание понятно? Время пошло!
(Представление результатов).
Педагог: А теперь в течение одной минуты придумайте «профессии» этим животным, которые могли быть полезными на войне. (Представление результатов).
- Отличная работа! Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы.
Во время войны лошади были незаменимы. несмотря на то, что вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, там, где не пройдет ни одна техника.
В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции.
В войне участвовало почти 2 миллиона, но их всё равно катастрофически не хватало. Лошадей использовали для переброски боеприпасов, и перевозки раненых.
Тяжело раненым лошадям даже делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления.
Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться от пуль и осколков снарядов Дельфины, обладая прекрасным ультразвуковым слухом, помогали находить мины под водой, обезвреживали
вражеских шпионов – аквалангистов. Верблюды показали себя СИЛЬНЫМИ,
НЕПРИХОТЛИВЫМИ и совершенно БЕССТРАШНЫМИ животными. Даже слишком бесстрашными: если лошади, услышав гул самолетов, пытались убежать или норовили забраться в укрытие, то верблюды стояли как вкопанные и хладнокровно жевали свою жвачку.
В сражениях в Крыму и на Северном Кавказе самые тяжёлые грузы таскали
выносливые ослики. Причем ослики оказались очень сообразительными и
приспособленными для войны. Подвижные и относительно миниатюрные, они шустро
бегали по траншеям и были почти неуязвимы для вражеских пуль — за исключением длинных ушей. Однако, что удивительно,
вскоре они сами научились их прижимать. В блокадном Ленинграде в то время необходимость в кошках была велика, т. к. крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. 4 вагона с кошками, привезенных в Ленинград, назвали «мяукающей дивизией». Кроме того, живые пушистые «радары» оповещали быстрее специальных систем о бомбовой угрозе и благодаря им, было спасено бесчисленное количество
людей.
Самыми верными и преданными помощниками воинов в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки.
Тонкое обоняние у собак, быстрота передвижения, острое зрение, легкая проходимость и выносливость позволили проявить себя со всех сторон: как сторожевые собаки, ездовые собаки, собаки- связисты, собаки -санитары, собаки - миноискатели
.Санитарные собаки (слайд) находили тяжело раненных воинов в сложнейших условиях - в лесах, болотах, оврагах и приводили за ними санитаров, неся на своих спинах тюки с перевязочным материалом.
Сторожевые собаки (слайд) использовались в боевом и сторожевом охранении, в засадах для своевременного обнаружении врага.
Ужас на врагов наводили собаки-истребители танков (слайд). Собаки обезвреживали танки (к собаке привязывали мины, и она забегала под вражеский танк, взрывая его). За время войны, таким образом, были подорваны более 300 вражеских танков!
Славно потрудились на дорогах войны и ездовые собаки (слайд). Зимой на нартах, а летом на специальных тележках с поля боя вывезено 700 тысяч тяжело раненных. Подвезено к боевым частям 6 тыс. тонн боеприпасов.
Собаки-связисты (слайд) в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах для установления связи проложили 8 тыс. км телефонного провода.
Более двухсот тысяч донесений и боевых документов доставили собаки в годы Великой Отечественной войны, когда не было иной связи. Нередки были случаи, когда даже тяжело раненная собака доползала до места назначения и выполняла поручение.
Немецкая овчарка Джульбарс – участник Великой Отечественной войны, служил в 14- ой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги». Благодаря его отличному чутью было разминировано 7468 мин и более 150 снарядов.
Джульбарс принял участие в параде на Красной площади 1945 года. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в
составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели. Военных страниц много, бесчисленное количество было совершено подвигов, казалось, всё живое встало на защиту Мира. Скажите мне, ребята, хорошо ли когда рвутся снаряды, свистят пули, ссорятся целые государства? Как вы считаете, что же нужно делать для того, что бы мирно всем жилось? Бывают ссоры и в нашей группе? Как вы миритесь? Посмотрите, на что похож этот круг? Верно на солнце только без лучиков, а давайте мы подарим солнцу необычные лучики-ладошки, все
разные, но такие яркие, красивые вот и мы с вами все разные и всем нам хочется жить под мирным небом. Я вижу, что занятие вам понравилось, меня это очень радует!
Ребята, а что вам понравилось больше всего?
-Молодцы ребята! Вы были внимательны и активны на занятии! Всем спасибо за участие!