Папки-передвижки

Конспект занятия для подготовительной группы «Во Поморье мы живём»

Светлана Виноградова
Конспект занятия для подготовительной группы «Во Поморье мы живём»

Народное искусство и нематериальное культурное наследие.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Во Поморье мы живём»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Цель: Обобщить знания детей о поморском быте наших предков.

Задачи:

- Обучающие:

Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы „Во Поморье мы живём“» размещена в разделах

- Закрепить знания детей об особенностях построения северных русских изб, об их внутреннем обустройстве.

- Привлечь детей к созданию коллажа «Русская изба». Способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы в коллективе.

- Закрепить знания детей об укладе в поморской семье, распределении трудовых обязанностей членов семьи.

Развивающие:

- Формировать навыки связной речи, грамматический строй речи.

- Применять ранее полученные знания о предметах поморского быта, через разгадывание загадок.

- Закрепить знания детей о Мезенской росписи.

- Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывающие:

- Воспитывать любовь к северному краю, бережному отношению к культуре.

- Воспитывать гордость за историческое прошлое поморов, за свою малую Родину.

Оборудование и демонстрационный материал: аудиозаписи русских народных мелодий, ширма с изображением русской народной избы, скамейки, иллюстрации с изображением северных изб, «красного угла» избы, русской печи, макет избы, заготовки для коллажа (предметы быта, два листа бумаги, клей, клеёнки, картонные детали мезенской росписи, изображения коробов, валенки для игры.

Предварительная работа педагога по подготовке к занятию (что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т. д.) :

- Серия занятий по ознакомлению детей с Архангельской областью, историей Поморья, с жизнью и укладом людей.

- Рассматривание предметов быта, с памятниками древнерусского северного зодчества, посредством иллюстраций и мультимедийных презентаций.

- Знакомство и разъяснения значений поморских загадок и пословиц.

- Выполнение аппликации «Русская изба», изготовление куклы-оберега, знакомство с Мезенской росписью.

Словарная работа: Поморье, русская изба

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

Приемы руководства

Вводно-организационный

Дети входят под музыку «Северный хоровод».

Мотивационно-побудительный

- У каждого человека на Земле есть Родина. Ребята, скажите, что такое Родина?

Как называется наша страна? В какой области мы живём? А городе? А как ещё называют

нашу область? (Поморье) А людей живущих в ней, т. е нас с вами? (поморы) Почему так

называют нашу область?

Распластали крылья зори

Ох, и крылья широки!

Это наше Беломорье,

Запах хвои и трески.

Тут шумит тайга густая,

А на Северной Двине

Ты увидишь, как сгорая,

Обжигая, зори тают

На встревоженной волне.

К нам в Архангельск, в Холмогоры

Едут люди дальних стран

Здесь услышишь о поморах

В деле спорых, шибко скорых.

-А хотите ли вы оказаться в то время, в те далёкие времена, когда жили наши предки

поморы, наши пробабушки и продедушки? Тогда закрывайте глаза (звучит музыка)

беседа, вопросы, художественное слово

Содержательный

-Вот мы с вами оказались в поморской деревне. Что вы видите? (дом) Как называется дом

у поморов? (изба)

-Дома строили высокие, для чего? (для того, чтобы не подтопляло во время ледохода)

-Дом делился на три части, на какие?

-Что хранили в нижней части дома? А в верхней?

-Строить избу одновременно выходило до двадцати человек. Чем больше рук, тем легче

труд.

-Вот и мы с вами сейчас разомнёмся как настоящие плотники, выходите.

Физкультминутка «Строим дом» (упражнение с движениями).

Тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери мой друг!

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том,

Есть еще одно повыше,

Есть труба вверху на крыше.

Дом готов, зовем гостей:

«Приходите поскорей!»

-Поморы всегда были гостеприимны и щедры. Не зря в народе бытовали выражения:

«Кого Бог полюбил, тому гостя послал», «К нему когда хочешь приди, завсегда стол да

скатерть»

-Ну, что же проходите гости дорогие в избу.

-Наша изба встречает нас «красным углом». Здесь находились самые ценные вещи, какие?

(стол, иконы, крест, свечи)

Стол ставили вдоль половиц. На столе постоянно находился хлеб, чтобы показать

благополучие в доме. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так и стол –

доска». Вдоль стола ставились лавки.

-Что ещё было обязательно в каждой избе? (печь) Для чего служила русская печь?

-А какие названия поморских блюд вы знаете?

Беседа, физкультминутка

Практический

-Я вам предлагаю разделиться на две команды и составить коллаж «Русская изба». (дети

приклеивают готовые изображения предметов быта на лист бумаги)

-А чем же занимались люди в поморских деревнях? (женщины вели хозяйство, готовили

пищу, нянчили детей, работали в поле; мужчины – ходили в море, ловили рыбу,

заготавливали дрова)

-В прежние времена в крестьянских семьях детей рано приучали к труду, потому родители

понимали – тот, кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадёт. Давайте вместе

назовём, чем занимались дети:

Девочек всему тому, что умела сама, учила мать.

1-ая девочка: Девочка в крестьянской семье тоже не сидела без дела: В шесть лет

начинала осваивать прялку, в десять работала серпом,

шила.

2-я: В 12 лет в отсутствии родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду,

стирала, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми.

3-я: В 14 лет она ткала, жала хлеб, косила сено.

А мужскому труду мальчиков обучал отец.

1-ЫЙ ребенок: Мальчик пяти - шести лет учился ездить верхом и начинал пасти коров.

2-ой: В семь - восемь лет помогал на пашне - управлял лошадью.

3-ИЙ: В девять лет: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную

землю и убирать с отцом хлеб.

-Взрослые постепенно приучали детей к посильному труду, учили разумно чередовать

работу и отдых, весело и с пользой проводить свободное время.

-Дети очень любили, как и вы, играть в подвижные игры.

Народная игра «Валенки»

(дети встают в круг, идут по кругу; один ребёнок берёт валенки идет по кругу в

противоположную сторону. Дети говорят слова: «Соня на базар ходила, Соня Валенки

купила, стали мы её просить, дай немножко поносить…» Соня: «Мне не жалко,

поносите, поносите, но верните. – отдаёт по одному валенку детям, между которыми она

остановилась. Дети надевают валенок на ногу и бегут за кругом навстречу друг другу, кто

первым прибежал на место, берёт валенки и игра продолжается снова)

-А ещё очень любили заниматься рукоделием. Например, расписывали предметы быта.

Практическая деятельность

-Я предлагаю вам украсить короба Мезенской росписью (выложить картонные детали

росписи на готовые формы короба)

-А так же придумывали сказки, загадки. Предлагаю вам отгадать загадки про предметы,

которые использовали наши предки:

1. Стоит копна вся в дырках,

На копне гора, из горы дым идет (изба).

2. Три братца пошли на речку купаться. Двое купаются, третий на берегу валяется

(коромысло с ведрами).

3. Сама не ем, а людей кормлю (ложка).

4. Для кудрей и хохолков,

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым под зубком,

Пляшут волосы рядком (гребень).

5. Стоит кошка четыре ножки. (Скамейка)

6. Кручу верчу,

Тонкую ниточку веду. (Прялка, Веретено)

-Ну, и конечно пели частушки.

Исполнение детьми «Северных частушек»

1. Мы на севере живем

Вкусны шанежки жуем

Мы частушек много знаем

И для вас сейчас споем.

2. Что же любят сладкоежки

И конфеты, и орешки

А на севере – морошку

И частушку под гармошку.

3. Северяночки – девчонки

Красотою славятся,

А как только запоют

Сразу всем понравятся.

4. Дуют ветры, дуют ветры

Дуют ветры с Севера,

А Архангельски ребята

Чуть повыше клевера.

5. Приезжайте к нам на Север

На морозы поглядеть

Да смотрите, не забудьте

Дома валенки надеть.

6. Мы пропели Вам частушки

Постарались от души

Наши северны частушки

Даже очень хороши.

Объяснение, комментирование, частушки, загадки, указания, рассказы детей

Заключительный

- Вот и подошло к концу наше путешествие во времени. Закрывайте глаза, мы вновь

возвращаемся в наш д/с.

-Вам понравилось наше путешествие в поморскую деревню?

-Вы хотели бы что-нибудь ещё узнать о нашем Поморье?

Мы обязательно ещё вернёмся к этой теме и узнаем много нового

Приё мы оценки и самооценки: поощрение, оценка данной непосредственно образовательной деятельности детьми.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы «День спорта»Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы «День спорта» Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы на тему «День спорта» Подготовила: воспитатель ГБОУ Школа №2122 им. О. А. Юрасова.

Конспект занятия «Домашние животные» для детей подготовительной группы Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи по теме “Домашние животные и их детеныши”. Задачи: Коррекционно-образовательные: •.

Конспект занятия «Мои ручки» для детей подготовительной группы. Цель: дать детям представление о том, что руки – это верхние конечности человеческого тела с присущими им специфическими функциями. Задачи:.

Конспект занятия «Земля-наш общий дом» для подготовительной группыКонспект занятия «Земля-наш общий дом» для подготовительной группы Цель: Показать, что планета Земля, человек, природа - это единое целое. Задачи: Образовательные: расширение представления детей о том, что.

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в Космос» для подготовительной группы .

Конспект занятия по лепке «Дед Мороз» с детьми подготовительной группыКонспект занятия по лепке «Дед Мороз» с детьми подготовительной группы Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", " Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Конспект занятия по математике для подготовительной группы «Число 0. Цифра 0» Тема: Число 0. Цифра 0 Программное содержание: закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Формировать умение составлять.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Поздравляем маму»Конспект занятия для детей подготовительной группы «Поздравляем маму» Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы, занимающихся на логопункте. Цели: • Развивать умение подбирать признаки и действия.

Конспект занятия «Стаканчик» для подготовительной группы (оригами)Конспект занятия «Стаканчик» для подготовительной группы (оригами) Конспект занятия «Стаканчик» в подготовительной группе (оригами) Цель: Развитие памяти через конструирование поделок оригами. Задачи:.

Конспект занятия «Математический кроссворд» для подготовительной группы Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию математический кроссворд для подготовительной группы. Его можно использовать на занятиях по.

Автор публикации:
Конспект занятия для подготовительной группы «Во Поморье мы живём»
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 11:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД