Наталья Мишурова
Карточки с заданиями для автоматизации звука [л]
▼ Скачать + Заказать документы
Звук Л (1)
Отработка правильной артикуляции звука [л]
Л – гудящий этот звук.
Самолёт летит на юг.
Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.
Игра «Хлоп-хлоп» Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л].
а) НЛБТЖМЛЛВЛФЛ
б) НО – ПА – ЛУ – ТЫ – ЛЫ – ВА – ЛА – РЫ – ЛО
в) Шалун, мир, школа, рука, марш, ложка, раковина, машина, велосипед, планета, миска, ласка, голос.
Работа по распечатке «Найди букву»
Звук Л (2)
Пароход гудок даёт: Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.
И юла гудит, поёт: Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.
Игра «Добавь звук [л]»
Ба, да, го, по, сто, сту, козё, уко….
Публикация «Карточки с заданиями для автоматизации звука [л]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Определение места звука [л] в слогах: лы, ыл, ла, ол, ул, лу.
Работа по распечатке «Найди букву на картинке»
Звук Л (3)
Отработка правильной артикуляции звука [л]
Л – летают самолёты,
Начались у них полёты: Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.
Слоги и слова
Великан в пещере жил.
Произносим слоги – ил-ил-ил-ил-ил-ил.
ИЛ – бил, пил, вил, забил, возил, купил, вилка, пилка, носилки.
Он огромный очень был.
Произносим слоги – ыл-ыл-ыл-ыл-ыл-ыл.
ЫЛ – был, мыл, выл, забыл.
Определение места звука [л] в словах: лыжи, мел, лампа, пол, стул, луна.
Звук Л (4)
Слоги и слова
Великан в пещере жил.
Произносим слоги – ил-ил-ил-ил-ил-ил.
ИЛ – бил, пил, вил, забил, возил, купил, вилка, пилка, носилки.
Он огромный очень был.
Произносим слоги – ыл-ыл-ыл-ыл-ыл-ыл.
ЫЛ – был, мыл, выл, забыл.
Стал костюмчик ему мал.
Произносим слоги – ал-ал-ал-ал-ал-ал.
АЛ – бал, дал, жал, зал, спал, упал, устал, копал, пенал, вокзал,
И к портному он пошёл.
Произносим слоги – ол-ол-ол-ол-ол-ол.
ОЛ – гол, кол, пол, стол, укол, подол, футбол.
Сшить костюм портной сумел.
Произносим слоги – ел-ел-ел-ел-ел-ел.
ЕЛ – сел, пел, мел, одел узел, видел, вывел, Павел, дятел, пепел.
Определение места звука [л] в словах: узел, угол, ложка, полка, белка, ёлочка.
Работа по распечатке «Яблоки»
Звук Л (5)
Слоги:
ал – ыл – ол – ул ул – ол – ыл – ал
ыл – ал – ул – ол ыл – ул – ол – ал
ол – ал – ул – ыл ал – ол – ул – ыл
Слова:
АЛ – галка, палка, скалка, фиалка, галстук, алмаз, халва, балкон.
ОЛ – волк, долго, полка, чёлка, солдат, молния, колпак, ползунки.
УЛ – булка, обулся, надулся.
ЫЛ – мылся, рылся.
Чистоговорки:
Ал-ал-ал – пенал на пол упал,
Ол-ол-ол – пенал упал на пол.
Ул-ул-ул – пенал упал на стул.
Ыл-ыл-ыл Павел пенал забыл.
Игра «Сосчитай до 5» со словами: пенал, стул, зал.
Звук Л (6)
Слова:
Слова: укол, бокал, дятел, вокзал, козёл, футбол, пенал, палка, галка, белка, полка, булка, вилка, балкон, бутылка, фиалка, косилка, скакалка, молния, сеялка, солдат.
Чистоговорки:
Ол-ол-ол – мы купили стол.
Ол-ол-ол – я вымыл новый стол.
Ол-ол-ол – садимся мы за стол.
Скороговорка:
Папа галстук надевал,
Я ему не помогал.
Работа по распечатке «Домашнее задание»
Звук Л (7)
Слоги:
ял – ил – ёл – юл юл – ёл – ил – ял
Словосочетания:
большие волны книжная полка
купил пенал качнул стул
Составление предложений со словосочетаниями
Игра «Запомни, повтори» (со словами дятел, пол, мел, гол).
Игра «Сосчитай до 5» (со словами стол, стул).
Скороговорка:
Ёлка, ёлка, ёлочка –
Колкая иголочка.
Звук Л (8)
Работа по распечатке «Балаболки»
Игра «Добавь слог» Какое слово у тебя получилось?
а) Добавь слог -ла-
кук., шко., пи., мет., си., ска.
б) Добавь слог -лы-
ви. сто. по. пи. корал.
в) Добавь слог -ло-
дуп. мы. се. те. де. крес.
Чистоговорки:
Ло-ло-ло – мы поехали в село.
Лы-лы-лы – дети сели за столы.
Лу-лу-лу – мяч нашли мы на полу.
Скороговорка:
Искала белка дуб с дуплом.
Дупло у белки – это дом.
Игра «Сосчитай до 10» (дело, село)
Звук Л (9)
Слоги: ла – ло – лу ло – лу – лэ лы – ла – ло
Слова:
Ла-ла – лак, лапа, ласточка, ландыш, лавка, лампа.
Ло-ло – лоб, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь.
Лу-лу – лук, луч, лужа, лунка, луковица, луна, лужайка.
Лы-лы – лыжи, лыжник.
Игра «Что таким бывает?» (картинки со звуком [л])
Что бывает белым? – ландыш, облако, флаг, мыло, плащ.
Что бывает зелёным? – яблоко, ласты, ёлка, лук.
Скороговорка:
Клоун Милу удивил –
Он за хвост слона водил.
Работа по распечатке «Найди букву на картинке»
Звук Л (10)
Слова: лапы, лампа, лама, лапша, юла, пила, акула, школа, халат, скала, лом, лось, лодка, ложка, лошадь, лото, мыло, одеяло, калоши, лыко, полы, столы, вилы, волы, малы, малыш, скалы, лук, луна, лупа, колун, лукошко, шалун.
Игра «Что бывает круглым»
Что бывает круглым? – Колобок, яблоко, стол, лужа, юла, тарелка…
Что бывает деревянным? – весло, лодка, плот, стол, стул, полка…
Что бывает железным? – ложка, вилка, иголка, пила, юла.
Игра «Сосчитай до 10» (одеяло, акула, лошадь, малыш)
Звук Л (11)
Слоги:
ала – оло – улу улу – ала – элэ
Игра «Разложи картинки: он, она, оно» (картинки со звуком [л])
Игра «Замени в слове первый звук на звук [л]»
ком – …ом папа – …апа шавка – …авка
мак – …ак ножка – …ожка маска – …аска
Игра «Сосчитай до 5» (смелый солдат).
Игра «Сложи слова»
Стоял зайчик у окна и смотрел на зимний лес. «Снегопад начинается», - сказала мама Зайчиха. «Что такое снегопад?» – спросил Зайчик. «Снежинки падают», – ответила мама. «Интересное слово, – подумал Зайчик. – его можно разделить на две части». Помоги Зайчику объяснить слова:
водолаз – …, рыболов – … ,
пчеловод – …, мухоловка – … ,
птицелов – …, лесосплав – … .
Стихотворение:
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
Но всё мышке было мало.
Звук Л (12)
Слоги:
ала – ола – ула ёла – юла – ила
Слова: стол, слон, клоп, флаг, шла, класс, клад, склад, глаза, гладкий, сладкий, плавать.
Игра «Разложи картинки: кто? что?» (картинки со звуком [л])
Повторение скороговорок и стихов со звуком [л]
Игра «Сосчитай до 5» (тёплый халат, весёлый малыш).
Игра «Телеграф» деление слов на слоги (лото, лыжи, молоко, полка).
Звук Л (13)
Слоги:
кла-кло-клу-клы акл-окл-укл-ыкл
лка-лко-лку-лкы алк-олк-улк-ылк
Слова: Клава, класс, кладовка, класть, клад, клавиши, клуб, клумба, клубника, клок, клоун, свекла, Клаша, клуша, Фекла, закладка, клык.
Игра «Телеграф» (деление слов на слоги)
«Запомни и повтори» (4-5 слов,
Игра «Сосчитай до 10» (клоун, клавиша)
Составление и проговаривание предложений по данному образцу (с притяжательным прилагательным «Клавин»):
Это Клавин класс. Это Клавина клумба. Это Клавино мыло.
Спряжение в будущ. и прош. времени (Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они): Полоть гладиолусы на клумбе. Класть лук на полку. (в наст. вр.).
Скороговорка:
Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.
Звук Л (14)
Разложить картинки: звук [л] в начале слова, середине и в конце.
Составление предложений по двум картинкам
слон – яблоко
ползунки – малыш
стол – стул
волшебник – палочка.
Стихотворение:
Дятел выдолбил дупло.
Было дятлу в нём тепло.
Жил он вместе с папой
Под еловой лапой.
Долго бил еловый ствол,
Сделал стены, сделал пол, Лампочку повесил,
Окна занавесил.
И соседок звал на бал,
И со всеми танцевал.
Белок угощал он
Шишками и салом.
Звук Л (15)
Упражнение «Назови одним словом»
Лошадь, слон, шакал – … (животные).
Глаза, лоб, ладонь – … (части тела человека).
Платье, колготки, плащ – … (одежда).
Ласточка, соловей, сокол – … (птицы).
Колбаса, шоколад, масло – … (продукты).
Игра «Сосчитай до 10» (наволочка, водолаз)
Повторение скороговорок и стихов со звуком [л]
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого
«Хотела галка пить»
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на самом дне. Галка никак не могла достать. Скакала она, скакала – всё без толку. И стала галка кидать в кувшин камешки. И накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться.
Звук Л (16)
Развитие долговременной слуховой памяти, повторный пересказ «Хотела галка пить»
Игра «Закончи слово»
Ла… (лапка, лайка, лак и т. д.)
Ло… (ложка, лото, лопата и т. д.)
Лу… (лук, луч, лукошко и т. д.)
Работа по распечатке «Загадки звука Л»
Стихотворение:
Мила маме как могла, Отдохнуть она хотела –
Хоть мала, а помогла. Не могла сидеть без дела.
Долго дела не искала – Лоскуты нашла на полке
Полотенце полоскала, И булавки и иголки.
Вилки вымыла и ложки, И для куклы Мила стала
Молоком поила кошку. Платье шить и одеяло.
Пол метёлкой подмела Мила с куклой спать легла.
От угла и до угла. Всё успела, всё смогла!
Звук Л (17)
Слова:
Назвать птиц, животных, в названиях которых слышится звук «Л»: голубь, ласточка, глухарь, щегол, дятел, галка, перепел, соловей, орел, иволга, сокол, лунь.
Волк, белка, лось, слон, лама, лошадь, осел, козел, шакал, ласка, вол, мул.
Скороговорки:
Сел и все съел.
Около кола колокола.
Дятел сидел на елке и долбил щелки.
Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла.
В уголок Аленка села, у Аленки много дела.
Звук Л (18)
Развитие долговременной слуховой памяти, повторный пересказ «Володина шутка»
Подбор предметов к признакам, проговаривание полученных словосочетаний:
Голубой, -ая, -ое.
Белый, -ая, -ое.
Глупый, -ая, -ое.
Пластмассовый, -ая, -ое.
Глубокий, -ая, -ое.
Стихотворение:
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его, наконец-то, отмыло!
Звук Л (19)
Скороговорка:
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И как волчата галчата молчат.
Работа по распечатке. Пересказ (цепной текст) «Салат»:
Мама сделала салат. Салат поставила в холодильник. Из холодильника его достала Алла. Алла съела холодный салат. Остался пустой салатник.
Работа по распечатке «Лабиринт»
Звук Л (20)
Развитие долговременной слуховой памяти, повторный пересказ «Салат»
Стихотворения:
Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила. Миле в глаз попало мыло.
– Что ты плачешь, наша Мила? – Я выплакиваю мыло.
Веник пол подметал, веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул и тихонько лёг на стул.
Запилила пила, отпилила кусок, наскочила на сучок,
Лопнула и стала – начинай сначала.
Работа по распечатке «Письмо»
Звук Л (21)
Стихотворения:
Козёл-мукомол, кому муку молол, а кому не молол.
От того, кому молол – получал ватрушки.
От того, кому не молол – получал по макушке.
Чтоб кормили лапы волка и зимой не мёрзли долгой,
Волк у волка шерсть чесал – волчьи варежки вязал.
Работа по распечатке. Пересказ (цепной текст):
«Клавина кукла»
Клава купила куклу. Куклу посадила на полку. На полке уже сидел клоун. Клоун улыбался Клаве. Клава любовалась куклой и клоуном.
Скороговорки:
Пилит толстый ствол пила, накалилась добела.
Плясала, плясала по дому метла.
Полы подмела от угла до угла.
Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась, видно очень устала.
Молоток стучал, стучал, стучал, гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком – получилась полка.
Лом ломает толстый лёд, лом ломать не устаёт.
Звук Л (22)
Развитие долговременной слуховой памяти, повторный пересказ «Клавина кукла»
Спряжение в прошедшем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):
Заблудиться в глухом лесу.
Полоскать голубое платье в холодной воде.
Стихотворения:
Голубь белый, голубь смелый…Сделал он большое дело.
По полям, лесам летал и поклон от нас всем детям:
Белым, желтым – всем на свете белый голубь передал.
Мама мыла Милу мылом, маме мыла не хватило,
Мама в лавочку сходила, только мыла не купила.
– Ладно, мой меня без мыла, – улыбнулась маме Мила.
Это было б очень мило – вымыть Милочку без мыла,
Только кончилась вода. Вот беда!
Работа по распечатке «Вагончики»
Звук Л (23)
Работа по распечатке. Пересказ (цепной текст):
«Мила в гостях»
Мила поехала в село к тете Клаве. У тети Клавы была лошадь. На лошади каталась Мила. Для Милы тетя Клава купила удобное седло.
Русские народные скороговорки:
У ежа и у ёлки иголки колки.
Бегал заяц по болоту, он искал себе работу,
А работы не нашёл, он заплакал и пошёл.
Спряжение в прошедшем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):
Полоскать белый халат в холодной воде.
Развитие слухового внимания и мышления. Игра «Четвёртый лишний»
Ложка, вилка, мотор, полка.
Школа, рубашка, балкон, самосвал.
Звук Л (24)
Развитие долговременной слуховой памяти, повторный пересказ «Мила в гостях»
Русские народные скороговорки:
Ты, молодец, скажи молодцу:
Пусть молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет.
Работа по распечатке «Л-растеряша»
Звук Л (25)
Русские народные скороговорки (повторение):
Ты, молодец, скажи молодцу:
Пусть молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет.
Работа по распечатке. Пересказ описательного рассказа.
«Алсу»
Это Алсу. У Алсу голубые глаза, алые губы и желтые волосы. Алсу надела белое платье, белые колготы, голубые бусы, обула голубые туфли
и взяла голубую сумку. В сумке у Алсу спелое яблоко.
Звук Л (26)
Развитие долговременной слуховой памяти, повторный пересказ «Алсу»
Работа по распечатке «Какая картинка в каждом ряду лишняя?»
Звук Л (27)
Пересказ:
Володина шутка
(иллюстрация 26)
Николай шёл в школу. За ним бежал пёс Лоцман и тащил в зубах сумку. Увидел это Володя и захотел подшутить над Николаем. Он подошёл к Лоцману и дал ему косточку. Лоцман взял косточку, а сумку оставил. Володя подумал: «Вот Николай удивится, когда увидит в зубах Лоцмана косточку вместо сумки».
Работа по распечатке «Поход в лес»
Звук Л (28)
Повторение стихов и скороговорок
Развитие долговременной слуховой памяти, повторный пересказ «Володина шутка»
Звук Л (29)
Пересказ:
Сам виноват
(иллюстрация 27)
Шёл Павел в клуб и увидел собаку на цепи. Павел стал пугать собаку палкой. Собака залаяла на Павла и стала кидаться на него, но цепь не пускала собаку, и она не доставала Павла. Тогда Павел осмелел и подошёл ближе. Собака изловчилась и схватила Павла за штанину. Павел испугался и заплакал. Тут подошёл хозяин собаки, отогнал её и сказал: «Сам виноват, не обижай животных».
Звук Л (30)
Развитие долговременной слуховой памяти, повторный пересказ «Сам виноват»
Работа по распечатке «Комната Л»
Звук Л (31)
Пересказ:
Вкусные булочки
(иллюстрация 28)
Мама испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за молоком. Володя был голодный, а булочки вкусно пахли. Володя подвинул стул к столу и заглянул под белое полотенце. Булочек было много. Володя взял одну булочку и съел её. Булочка была вкусной. Володя взял ещё одну булочку, потом ещё. Когда появилась мама, под полотенцем лежала последняя булочка.
Звук Л (32)
Развитие долговременной слуховой памяти, повторный пересказ «Вкусные булочки»
Работа по распечатке «Где находится звук [л]»