Елена Ладыгина
Занятие по автоматизации изолированного звука [л]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [л].
Цель:
автоматизировать изолированный звук [л].
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении изолированного звука [л];
- активизировать словарный запас по теме: «Животные».
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Публикация «Занятие по автоматизации изолированного звука [л]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- совершенствовать пространственные ориентировки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
- воспитывать усидчивость.
Тип занятия:
закрепление.
Этап работы:
автоматизация звука.
Организационная форма проведения:
индивидуальная.
Возраст ребёнка:
6 лет.
Оборудование:
индивидуальное зеркало, цветок ландыш (например, сделанный из цветной бумаги, кукла Лада, игрушечные животные: белка, лось, слон, лошадь, осёл, фламинго (или картинки с их изображением).
Лингвистический материал:
звук [л].
План проведения занятия:
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
2) Пальчиковая гимнастика «Вышли белки поиграть».
3) Дыхательная гимнастика «Ландыш».
4) Игра «Самолёт гудит».
3. Динамическая пауза «Головой качает слон».
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Игра «Найди звук [л]».
2) Игра «Хлопни, если услышишь звук [л]».
5. Итог занятия.
6. Использованная литература.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
В кабинете учителя-логопеда находится кукла Лада.
Учитель-логопед:
- Посмотри, кто к нам пришёл в гости. Это кукла. Её зовут Лада. У куклы Лады несчастье: она не умеет говорить звук [л]. Ей очень хочется научиться правильно произносить этот звук. Как ты думаешь, почему? (Потому что её имя начинается на этот звук) Научим куклу Ладу правильно произносить звук [л].
Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед:
- Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно размять органы произношения (артикуляционный аппарат).
- Научим куклу Ладу выполнять артикуляционную гимнастику.
Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Иголочка», «Часики», «Накажи непослушный язычок» перед зеркалом.
2) Пальчиковая гимнастика «Вышли белки поиграть» (развитие мелкой моторики).
Учитель-логопед:
- Научим куклу Ладу делать пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять – Загибаем пальчики правой руки, начиная с большого.
Вышли белки поиграть. Ритмичные сжимание пальцев в кулак и их разжимание.
Одна куда-то подевалась – Загибаем пальчики правой руки, начиная с мизинца.
Четыре белочки осталось.
А теперь, скорей смотри,
Их осталось ровно три.
Ну и ну! Какая жалость,
Только две у нас осталось.
Эта новость так грустна –
Осталось белочка одна.
Затем гимнастика выполняется на левой руке.
3) Дыхательная гимнастика «Ландыш».
Учитель-логопед:
- Отгадай загадку.
Белые звоночки
У меня в садочке,
На зелёном стебельке
Прячутся в тенёчке.
Ответ: Ландыш
Учитель-логопед (даёт ребёнку цветок – ландыш):
- Научим куклу Ладу выполнять дыхательную гимнастику.
Взять в правую руку цветок – ландыш. Держать его на уровне своего носа – рта. Вдохнуть аромат цветка носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом на ландыш, чтобы его колокольчики зашевелились. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.
4) Игра «Самолёт гудит» (на автоматизацию изолированного звука [л]).
Учитель-логопед:
- А теперь поиграем вместе с куклой Ладой в игру «Самолёт гудит».
Рот приоткрыт. Зажать кончик языка между передними верхними и нижними зубами. В таком положении произносить непрерывный звук [л] (как будто гудит самолёт): ллллл…. Упражнение выполнять несколько раз.
3. Динамическая пауза «Головой качает слон».
Учитель-логопед:
- Поиграем вместе с куклой Ладой (выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова):
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. Наклоны вперёд, назад.
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. Ребёнок садится за стол.
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.
1) Игра «Найди звук [л]».
Учитель-логопед:
- Посмотри, кукла Лада пришла к нам ни одна.
Учитель-логопед выставляет на стол игрушечных животных: белку, лося, слона, лошадь, осла, фламинго (или выкладывает перед ребёнком картинки с изображением этих животных).
Учитель-логопед:
- Поиграем с нашими гостями.
Задание: распредели гостей (животных) по трём группам. В одну – животных, название которых начинается со звука [л] (лось, лошадь, во вторую – животных, в названии которых звук [л] находится в середине слова (белка, слон, фламинго, в третью – животных, название которых заканчивается звуком [л] (осёл).
- Молодец, ты правильно распределил животных.
2) Игра «Хлопни, если услышишь звук [л]».
Учитель-логопед:
- Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь звук [л]». Я буду произносить различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [л], хлопай в ладоши.
- [р], [л], [р,], [л,], [м,], [н,], [л], [м], [н], [р], [л,], [л], [н,], [л], [м,], [л,].
- Молодец. Ты справился с заданием.
5. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [л])
- Нашим гостям пора возвращаться домой. Попрощайся с ними. Будем надеяться, что кукла Лада будет правильно произносить не только звук [л], но и все остальные звуки.
Использованная литература
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Приключения Л. Логопедические игры. – М. : Айрис-пресс, 2013.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
5. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.