Лучший педагог года

Конспект занятия для подростков «Смысл жизни»

Марина Исаенко
Конспект занятия для подростков «Смысл жизни»

Тема: Смысл жизни

Цель – помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя как личность.

Материалы: листы А 4, цветные карандаши, ручка, зеркало, 8 чистых карточек, «Рабочая тетрадь».

Ход занятия

1. Упражнение «Маска – я»

Подростку предлагается нарисовать маску, какое настроение преобладает у него на данный момент. Обращаем внимание на процесс рисования и на сам характер изображения (как изображены глаза, рот, что в ряде случаев является проективным выражением тревожности или агрессии). После того, как маска готова, примеряем на себя, рассматриваем себя в зеркало. Психолог может попросить показать с помощью мимики то настроение, с которым подросток делал маску.

Публикация «Конспект занятия для подростков „Смысл жизни“» размещена в разделах

Когда маска готова, предлагаю придумать имя, наделить ее характером, что любит, чего боится. В ходе подведения итогов выявляются общие черты маски с ее автором, подчеркиваются положительные качества. Качества, которые вызывают дискомфорт, обсуждаются в ходе беседы, доводятся до осознание истинные причины негативных эмоциональных проявлений.

2. Упражнение «Мой жизненный девиз»

- Придумай и представить свой жизненный девиз, свой главный принцип жизни.

3. Упражнение «Твоя жизнь»

- Нарисуй что-то, что символизировало бы тебя маленького и тебя взрослого (в 30-40 лет). И подумай, что тебе сегодняшнему можешь дать ты маленький и ты взрослый, что помогло бы тебе сейчас.

4. Беседа «В поисках смысла жизни».

- Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от времени эта мысль его посещает. Даже самый недалекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. Давай попытаемся ответить на следующие вопросы:

1. Как ты думаешь, в чем заключается смысл жизни человека?

2. В каком возрасте человек должен стремиться понять смысл своей жизни?

3. К чему в жизни ты стремишься?

4. Что ты даёшь жизни (творчество, учеба, труд?

5. Что ты берёшь от жизни (ценности, переживания, опыт?

6. Как ты относишься к тому, как ты живёшь?

7. Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?

• Какие из перечисленных целей, кажутся тебе самыми важными для твоей жизни : хорошо учиться; стать известным актером; иметь много друзей; побывать во всех странах; найти рецепт бессмертия; написать интересную книгу; знать не-сколько языков; найти лекарство от смертельных болезней.

5. Сказка «ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК» А. Лопатин

Вырос у матери с отцом сынок Алеша, сильный да на все руки мастер. Девушку он полюбил пригожую. Рады родители, торопят сына со свадьбой, а он говорит:

- Прежде, чем жениться, хочу я узнать, зачем на земле жить.

- Как зачем? Чтобы семью завести и добрых деток вырастить, — объяснила мать.

- Чтобы мастером стать, семью кормить и дом защищать, - добавил отец.

- Все это я знаю, — ответил Алеша, — но должен я ну один, главный смысл жизни.

- Живет в соседнем селении мудрый старец. Сходи к нему он, наверняка, главный смысл жизни знает, — посоветовала юноше его бабушка.

Алеша так и сделал. Поклонился он старцу и спросил! Зачем человек на земле живет?

- Этого я тебе сказать не могу, — ответил старик после долгого молчания. — Но знаю, что есть на земле золотой цветок. Найди его, и узнаешь смысл жизни.

- Мир огромен. Где мне искать его? — спросил юноша.

- Твое сердце тебе дорогу подскажет. Если потеплеет значит, ты на верном пути, ну а если холодным станет, значит заблудился. И чем ближе будешь подходить к волшебнику, тем горячее будет твое сердце, — ответил мудрец.

Выслушал Алеша мудреца и отправился в дорогу. Долго - коротко он шел, дошел до селения одного. Смотрит люди все истощенные, еле ходят.

- Что с вами приключилось, дедушка? — спрашивает он одного старика.

- Не дедушка я. Голод состарил меня. Есть возле пня селения чудесный сад. Сто лет он нас кормил, но вдруг зарос весь колючим кустарником и перестал. Теперь мы умираем с голоду.

- Разве нельзя вырубить кустарник и привести сад в порядок? — удивился Алеша.

- Многие пробовали, в кровь изранились, а кустарник и гуще прежнего, — грустно сказал старик.

- Попробуйте еще раз, — посоветовал Алеша и отправился, но вдруг почувствовал юноша такой холод в сердце, даже дышать тяжело стало. И вернулся тогда Алеша в селение, нашел топор, наточил его кустарник рубить.

Три дня рубил, а срубленный кустарник еще гуще стал. Отчаянно взмолился Алеша: «Помоги эти колючки одолеть», и снова за работу принялся.»

Неделю рубит кустарник, другую, третью. Стал вокруг него народ собираться и смотреть, как он работает. Вдруг маленькая девочка подняла колючую ветку и отнесла ее в сторону.

На следующий день нашли мужчины топоры и тоже принялись рубить кустарник, а женщины колючие ветки сжигали. Через неделю очистился весь сад, зацвел. Потеплело сердце у Алеши, и отправился юноша. Долго ли коротко он шел, только зашел в одно селение там: растительность вся высохла, люди в язвах и болячках.

- Что у вас случилось, бабушка? — спросил Алеша.

- Не бабушка я. Болезни состарили меня. Есть у нас пруд в деревне. Раньше в нем вода была чистая и целебная. Мы пили, и никто не болел, а сейчас стала она гнилой. Но воды в округе нет. Приходится эту пить, хотя от нее мы умираем.

- Разве нельзя пруд очистить? — удивился Алеша.

- Многие пробовали, да все без толку, — грустно сказала она.

Тогда нашел Алеша ведро и начал вычерпывать плохую воду. Три дня черпал, от гнили у него даже голова кружилась, а вода еще грязнее стала. Взмолился юноша отчаянно: «Помоги, Господи, эту грязь убрать», и снова принялся за работу.

Неделю черпает, другую, третью. Стал вокруг него народ собираться и смотреть, как он работает. Вдруг маленький мальчик подошел к пруду с ведерком, зачерпнул грязь и прочь унес.

На следующий день все люди пришли с ведрами и принялись грязную воду из пруда вычерпывать. Вскоре очистился пруд до самого дна и стал наполняться новой, прозрачной водой. Еще теплее стало на сердце у Алеши, и отправился он дальше.

Шел он, шел и пришел в селение, где все люди были бледные и говорили только шепотом.

- Что с вами случилось? — спросил Алеша у людей.

- Тише говори. Живет у нас зверь страшный. Если услышит разговор, прибежит и убьет одним ударом лапы, — прошептал один человек. Раньше этот зверь человеческим голосом разговаривал, селение наше охранял, а теперь на всех кидается, — объяснил юноше другой человек.

Тут раздался грозный рев, и все жители моментально спрятались по домам. Из сарая на окраине деревни выскочил зверь. Маленький глазки его сверкали яростью, а с клыков капала кровь. Алеша схватил палку и кинулся на зверя, но тот одним ударом когтистой лапы сломал ее, а самого юношу перебросил через изгородь. Умчался зверь, и постепенно жители деревни вышли из домов.

- Видишь, — прошептали они, — хорошо, что жив остался. Лучше не трогай зверя.

Но юноша не послушался. Сделал он себе дубинку огромную и закричал:

- Выходи зверь на сражение!

Снова примчался зверь, сломал дубинку, а юношу перебросил через дерево. Решил тогда Алеша хитростью зверя одолеть. Сплел он веревку крепкую и подобрался поближе к зверю». Стал юноша ждать, когда зверь уснет. Только тот все хрипел и рычал. Взмолился тогда Алеша отчаянно: «Помоги мне, Господи, со страшным зверем справиться».

Вдруг услышал юноша человеческие слова в рычании зверя: «Больно! Кость изранила мне горло. Лучше умереть, чем терпеть такую боль». Вошел тогда Алеша в сарай и сказал:

- Не убивать я тебя пришел, а кость твою вытащить.

Подполз зверь ближе, и увидел Алеша, что у того поперек горла огромная кость застряла. Из-за этой кости пасть у зверя не закрывалась и все время кровоточила. Привязал юноша веревку к кости и стал тянуть. Три дня тянул и три ночи, но кость даже не сдвинулась.

- Лучше убей меня, — прохрипел зверь, но Алеша продолжал тянуть.

Вокруг него все жители селения собрались и смотрели, как он веревку тянет. Вдруг подошел один старик и тоже за веревку взялся. Кость немного сдвинулась. Тогда все жители селения за веревку взялись, и вскоре вылетела кость из горла зверя, как пробка из бутылки.

Закрыл зверь пасть, перестал рычать и сказал человеческим голосом:

- Спасибо вам. В благодарность я все буду делать: и землю пахать, и дрова носить, и селение охранять.

На сердце у Алеши еще теплее стало, и отправился он дальше. Целых три года ходил юноша по всей земле, многим помог, но золотой цветок не нашел. Наконец, он так соскучился по любимой, что не мог больше терпеть разлуку. Повернул Алеша к дому, и почувствовал жар на сердце. Примчался юноша к любимой, видит, она в саду. Перед ней волшебный золотой цветок лепестки раскрывает.

- Откуда у тебя этот цветок? — изумился юноша.

- Мудрый старец дал мне семечко и сказал: «Посади его, каждый день поливай и помни о своей любви. Цветок расцветет и твой любимый вернется: если поможет он тем, кто в беде; если с Божьей помощью не отступит он перед трудностями; если люди глядя на него, станут сильнее и храбрее».

Молча обнял любимую Алеша и крепко расцеловал. Вскоре сыграли они свадьбу, и жили долго и счастливо.

Золотой волшебный цветок никогда не увядал. Говорят, он до сих пор у того цветет, кто любовь свою умеет хранить, а еще живет так, как Алеша жил.

Вопросы и задания:

1. Почему Алеше было недостаточно того, что сказали ему родители о смысле жизни?

2. Почему мудрый старец сразу не объяснил юноше, в чем смысл жизни, а отправил его путешествовать по земле?

3. Как вы думаете, нужно ли каждому человеку искать смысл жизни?

4. Отступаете ли вы перед трудным делом, если оно у вас сразу не получается?

5. Можете ли вы увлечь своим делом других людей?

6. Почему жители разных селений без помощи юноши не могли справиться со своими проблемами?

6. Арт - терапия «Золотой цветок»

- Нарисуй Золотой цветок, символизирующий смысл жизни. Придумай своё изречение о смысле жизни и напиши его под цветком.

7. Упражнение «Путь утрат»

Подростку даются 8 чистых карточек. И предлагается написать на первых двух карточках самую любимую еду или лакомство – по одному на двух карточках.

Теперь, на следующих – по одному любимому занятию, увлечению, хобби. Теперь заполните следующие две карточки – напишите на каждой по одной важной жизненной цели или мечте. (Для кого-то это встреча любимого человека, для кого-то рождение детей, для кого-то любимая профессия, достижение материального благополучия и т. д.).

На следующих двух карточках, написать имена самых любимых, самых значимых для тебя людей.

Ты держишь в руках нечто очень ценное для тебя. Представь, что в твоей жизни что-то произошло, и в результате тебе приходится чем-то пожертвовать. Выбери карточку, на которой написано то, чем тебе легче всего пожертвовать. Скомкай бумажку и бросьте рядом со своим стулом…

Вскоре тебе приходится снова чем-то жертвовать. Снова выбери то, чем ты готов пожертвовать. Снова скомкай листочек и брось рядом.

Проходит время, и жизнь снова преподносит сюрпризы. Выбери, чем ты готов пожертвовать. Снова скомкай листочек и брось рядом…

Кажется, ты оказался на тропе жертв. Придется снова чем-то пожертвовать. Выбери чем. Скомкай и брось рядом…

И снова жертвы… Выбирай, комкай. Бросай…

Это не все. Жертвы продолжаются. Ты уже стольким пожертвовал! Но придется продолжить…

А теперь я буду вытягивать поочередно по карточке.

Сейчас аккуратно собери все свои карточки, расправь их. Ты ничего и никого не потерял. Представь их перед собой. Подумай, как хорошо, что они есть. Подумай, где они сейчас и что делают…

Обсуждение

- Расскажи, что ты пережил во время упражнения?

- Что бы ты хотел сказать близким после того, как пережил все это?

8. Мини – сочинение «Смысл моей жизни» или «Для чего я живу?».

Подростку предлагается написать мини-сочинение на тему «Смысл моей жизни» или «Для чего я живу?».

9. Подведение итогов занятия

Публикации по теме:

Беседа с родителями школьников «Какой смысл несут праздники?» Все мы были детьми и всем нам нравилось, когда в школе устраивались праздничные мероприятия. Это могли быть как внутриклассные, так и общие.

Фотоотчет о проведении профилактической игры-викторины «Мы выбираем здоровый образ жизни» для подростков 12–15 летФотоотчет о проведении профилактической игры-викторины «Мы выбираем здоровый образ жизни» для подростков 12–15 лет Игра - викторина «Я выбираю ЗОЖ» Цель: Формирование представления и понимания, что такое здоровый образ жизни, как сохранить свое здоровье,.

Конспект открытого занятия «Игра и игрушка в жизни дошкольника» .

Конспект профилактического занятия для подростков «Влияние привычек на здоровье человека» Конспект занятия «Влияние привычек на здоровье человека» Подготовила психолог Д. В. Матяшова 2019г Профилактическое занятие.

Конспект занятия «Комнатные растения — спутники нашей жизни»Конспект занятия «Комнатные растения — спутники нашей жизни» Цель. Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях; учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их; закреплять.

Конспект занятия «Лес в жизни человека» по ДОП по экологииКонспект занятия «Лес в жизни человека» по ДОП по экологии Цель. Уточнить представления о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном. Задачи. Формировать.

Конспект занятия «Мы за здоровый образ жизни» для детей с ОВЗ 12–17 летКонспект занятия «Мы за здоровый образ жизни» для детей с ОВЗ 12–17 лет Цель: закрепление у детей знаний о здоровом образе жизни, формирование устойчивого желания постоянно укреплять свое здоровье. Задачи:.

Конспект занятия по экологии «Лес в жизни человека» для детей 5–6 лет Цель: закрепление у детей представлений о лесе, о значении его в жизни человека. Образовательные задачи. Формировать знания детей о красоте.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Конспект занятия «Земля — наш дом! Дерево в жизни человека»Конспект занятия «Земля — наш дом! Дерево в жизни человека» Цель: Углублять и совершенствовать знания детей о Земле и о природе. Задачи: - закреплять знания о Земле; - о значении деревьев в жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для подростков «Смысл жизни»
Опубликовано: 5 мая 2023 в 11:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД