Гульнара Салимова
Конспект занятия по развитию произвольной сферы у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие произвольной сферы детей подготовительной группы.
Задачи:
развитие произвольного внимания, памяти.
развитие мышления;
обучение навыкам самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счёта;
обучение навыкам релаксации и саморегуляции;
развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
воспитание уважительного отношения к сверстникам.
Структура занятия :
Публикация «Конспект занятия по развитию произвольной сферы у старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
организационный момент (подготовка кабинета, приготовление необходимого оснащения в соответствии с целью и задачами занятия);
введение – приветствие (использование игры на сплочение группы)
основная часть – отражение цели занятия, игры и упражнения на развитие произвольной сферы, снятие напряжения, релаксацию;
ритуал прощания.
Материально-техническое оснащение:
магнитофон, аудиозапись релаксационной музыки;
магнитная доска;
клубочек ниток;
свечка в безопасном подсвечнике.
Ход занятия
- Здравствуйте! Я рада вас видеть, дети! Давайте вместе возьмё мся за руки и громко скажем друг другу: «Добрый день!»
- Теперь я предлагаю вспомнить игру «Комплимент». Друг другу мы будем говорить что-то хорошее, сказав это каждому из нас станет приятно, радостно. Например: «Я очень рада, что Ваня пришёл на наше занятие!», или «Мне приятно тебя видеть, Катя!», или «Какая у тебя нарядная кофточка, Настя!». Эти приятные, хорошие слова называются комплиментами. В руках у меня волшебный клубочек. Когда я начну говорить комплименты, то отдам его своему соседу справа (слева). Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передаёт его следующему, сидящему справа от него. Когда мы закончим произносить комплименты друг другу, мы с вами будем соединены одной ниточкой… Я начинаю … Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь всё делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно уберём ниточку, которая нас соединяет на пол.
- А теперь проведём упражнение «Птица – рыба – зверь».
Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику вопрос. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять названное ранее нельзя. Пример: птица – снегирь, рыба – лещ, рыба – карась, зверь – медведь и т. д.
- Ребята, продолжим нашу работу.
Я предлагаю поиграть в игру «Запретный номер». Сейчас мы выберем определённую цифру, например «4». Встаё м в круг и по часовой стрелке считаем по очереди: 1, 2, 3… (Когда доходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. В качестве запретных выбираются цифры: 4, 7, 11. Прекрасно!
- А теперь, посмотрите на доску! (Упражнение «Числовые задачи»).
Здесь вам предложен ряд чисел:
2, 5, 8, 11, 14…
- Вместо точек нужно поставить следующее число. Мы можем решить эту задачу, определив закономерность, повторяемость этих чисел:
2 + 3, 5 + 3, 8 + 3, 11 + 3 (14).
- Всё поняли? Очень хорошо! ( Предлагается для решения следующий ряд чисел:
1, 3, 5, 7, 9, …
- Замечательно!
- Ребята, представим себе, что мы все медвежата, (упражнение «Медвежата в берлоге») которые сидят в берлоге. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щёлки в берлогу. Медвежата замёрзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко – медвежата развернулись. (Повторить упражнение 2-3 раза).
- Дети, один из героев мультфильма «Смешарики» забыл как его зовут. Давайте ему поможем. Для этого буквы, которые вы видите на доске, нужно расставить в таком порядке, чтобы получилось его имя. Попробуем:
И Н П (ПИН) Я В С У Н Ь О (СОВУНЬЯ)
Р О Ш К (КРОШ) А П О К Ы Ч Т (КОПАТЫЧ)
Ж И К Ё (ЁЖИК)
Здорово, молодцы!
- А теперь, я предлагаю поиграть в игру «Четыре стихии».
По моей команде выполняете движения руками:
«Земля» - опустить руки вниз.
«Вода» - вытянуть руки вперёд.
«Воздух» - поднять руки вверх.
«Огонь» - руки к плечам. (Дети выполняют задания несколько раз, в разных темпах: сначала медленно, потом побыстрее; ведущий старается запутать детей, показывая неверные движения). Хорошо, молодцы!
- А теперь давайте поиграем в игру «Колпак мой треугольный».
Дети произносят слова и показывают движения.
- Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак (рукой показывают на голову, на себя, двумя руками форму треугольника,
- Треугольный мой колпак (руками дети показывают форму треугольника, рукой на себя, рукой указывают на голову,
- А если он не треугольный (рукой в сторону – он, качает головой – не, руками форму треугольника,
- То это не мой колпак (дети качают головой – «не», рукой на себя, рукой указывают на голову).
Затем дети не произносят слово «колпак», а только показывают движения, потом не произносят слова «мой», «треугольный» и так все слова… Кто ни разу не ошибся, тот выиграл, тот самый внимательный.
- Наше занятие заканчивается. Я сейчас зажгу свечку. Давайте посмотрим на неё. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит слева (справа) от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и пожелайте ему что-то хорошее до следующей нашей встречи, например: «Лиза, я желаю тебе здоровья!», «Кирилл, я хочу, чтобы ты пришёл на наше следующее занятие», «Вика, я желаю тебе, чтобы у тебя всё получалось» и т. д…
- Ребята, скажите, пожалуйста, что на сегодняшнем занятии вам понравилось выполнять больше всего? (Ответы детей). Спасибо, дети.
- А теперь, выполним упражнение «Комочек снега».
Ведущий предлагает слепить снежный ком. «Соберём в него всё самое ненужное, всё то, что нам мешает; снежный ком становится больше, подняли его высоко-высоко. Когда я скажу слова «опустили снежный ком» мы все с силой бросаем его вниз, громко произнеся – «Ха!»… Хорошо! Вот теперь, ребята, мы стали добрее, лучше у нас всё обязательно получится!»
- Дети! Я очень рада, что вы все стали внимательнее! Пусть у вас всё будет хорошо! Будьте здоровы! До свидания!
Список использованной литературы.
1. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М. Генезис. 2003.
2. Клюева Н. В., И. В. Устиленцева. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего возраста. Ярослав. 1995.
3. Никольская И. Бардиер Г. Из опыта работы. Уроки психологии в начальной школе.
4. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотерапевтические упражнения. Коррекционные программы. М. Новая школа. Центр развития обучения «Интор». 1995.