Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия для воспитанников 5–7 лет «Встреча в клубе знатоков «Что? Где? Когда?» по экономическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для воспитанников 5–7 лет по экономическому воспитанию
Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Ребёнок с раннего детства знакомится с экономическими понятиями, даже если его этому не учат. В общении со сверстниками он узнает, что такое «мое», «чужое», «наше», «обмен». Посещая торговые объекты с родителями, малыш начинает понимать такие экономические понятия как «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать» и т. д.
Публикация «Конспект занятия для воспитанников 5–7 лет „Встреча в клубе знатоков „Что? Где? Когда?“ по экономическому воспитанию» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Викторины, интеллектуальные игры
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2022
Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются в ней. Повышение интереса к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в социальной и культурной жизни общества.
В новой редакции учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь 2019 года образовательный компонент «Основы экономической культуры» включен в образовательную область «Ребенок и общество». Успешное решение задач, поставленных учебной программой, невозможно без взаимодействия с семьей. Именно в семье создана реальная экономическая среда, в которой ребенком накапливается определенный экономический опыт, который в последствии обогащается уточняется и систематизируется. Накопленным в дошкольном детстве знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку в будущем выстраивать собственную линию поведения.
Предлагаем конспект занятия с детьми 5 – 6 лет в форме игры «Что? Где? Когда?».
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Основы экономической культуры») для воспитанников 5 – 7 лет по теме «Встреча в клубе знатоков «Что? Где? Когда?»
Цель: формирование экономического кругозора, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как бережливость, деловитость.
Программные задачи:
Развивать умения употреблять в речи простейшие экономические понятия «реклама», «товар», «потребности», «деньги», «цена», «продукт».
Закрепить элементарные представления о рациональном использовании природных ресурсов в целях экономии бюджета, о способах хранения денег.
Упражнять в умении различать базисные экономические качества жизнедеятельности людей (бережливость, экономность, трудолюбие).
Воспитывать экономически значимые качества бережливость, трудолюбие.
Оборудование: игровой стол, разноцветный круг для игры, разделенный на 6 секторов, юла, конверты с заданиями для знатоков,
табло, 2 набора чисел от 0 до 6, медали «За финансовую грамотность»,
аудиазапись сигналов игры «Что? Где? Когда?», мольберт, портреты Буратино, Мухи-Цокотухи, Продавца, семьи Барбоскиных, бабушки Федоры,
планшет-лист «Определи места и предметы, предназначенные для хранения денег»,
набор картинок к игре «Что можно купить за деньги»,
иллюстрации «Правила экономии», мяч, микрофон.
Занятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». В центре группы игровой стол, разноцветный круг для игры, разделенный на 6 секторов, юла, конверты с заданиями для знатоков, табло для счета.
Команда знатоков – воспитанники группы.
Начало занятия:
Знатоки заходят в группу.
Воспитатель: Мы рады приветствовать вас в клубе знатоков «Что? Где? Когда?». Сегодня в нашем клубе знатоков мы будем говорить о таких экономических понятиях как «товар», «потребности», «деньги», «продукты», «реклама» и других. Против знатоков играет команда героев сказок, стихов, мультфильмов. Они прислали нам письма со своими вопросами и заданиями. Выполняя их, вы, ребята, сможете проявить свой ум, свою финансовую грамотность, сообразительность, находчивость. За каждый правильный ответ – 1 балл. Команда победителей игры будет награждена медалями «За финансовую грамотность».
Воспитатель: Прошу знатоков занять места за игровым столом. Напоминаю правила игры.
1. Вопросы выслушивать внимательно.
2. Не выкрикивать, обсуждать ответ совместно.
3. Если готовы отвечать – поднимайте руку.
Ход занятия:
Воспитатель: Вначале игры зарядка для ума «Доскажи словечко».
1. Зарядка для ума «Доскажи словечко».
Задача: упражнять в отгадывании загадок, в подборе слов, подходящих по звучанию и смыслу.
Люди ходят на базар.
Там дешевле весь… (Товар)
На товаре быть должна
Обязательно… (Цена)
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без… (Рекламы)
Будут целыми, как в танке,
Ваши сбереженья в … (Банке)
И врачу, и акробату
Выдают за труд… (Зарплату)
Очень вкусная витрина
Овощного… (Магазина)
Воспитатель: С зарядкой для ума знатоки справились.
Раздается сигнал игры «Что? Где? Когда?».
Воспитатель: Я объявляю 1 раунд. Капитан команды крути барабан.
Капитан команды знатоков крутит барабан.
Воспитатель: Выпал синий сектор.
Воспитатель берет письмо.
Воспитатель: Письмо от Мухи-Цокотухи, которая по полю пошла, денежку нашла, пошла на базар и купила самовар.
Воспитатель выставляет на мольберт портрет Мухи-Цокотухи и читает ее письмо:
«Здравствуйте, уважаемые знатоки. Подскажите пожалуйста что еще можно купить за деньги?».
2. Дидактическая игра «Что можно купить за деньги».
Задача: закрепить у детей экономическое понятие «товар», представления о том, что можно и что нельзя купить за деньги.
Знатокам предлагается набор картинок с изображением различных товаров, природных и других объектов (шоколад, новорожденный ребенок, чайник, босоножки, снежинка, шапка, планета, друзья, дом). Задача знатоков – выбрать предметы, которые можно купить за деньги, объяснить свой выбор.
Воспитатель: Знатоки готовы отвечать?
Ребенок рассказывает о предметах, которые выбрала команда.
Воспитатель: Вы правильно определили предметы, которые можно купить.
Счет игры 1 – 0 в пользу знатоков.
Воспитатель выставляет результаты 1 раунда на табло.
Раздается сигнал игры «Что? Где? Когда?».
Воспитатель: Я объявляю 2 раунд. Капитан команды крути барабан.
Капитан команды знатоков крутит барабан.
Воспитатель: Выпал салатовый сектор.
Воспитатель берет письмо.
Воспитатель: Письмо от Буратино, которого обманули кот Базилио и лиса Алиса.
Воспитатель выставляет на мольберт портрет Буратино и читает его письмо: «Здравствуйте, уважаемые знатоки. Подскажите пожалуйста где можно хранить деньги?».
Воспитатель предлагает детям планшет лист.
3. Планшет-лист «Определи места и предметы, предназначенные для хранения денег».
Задача: расширить представления о способах хранения денег (сейф, банк, пластиковая карточка, кошелек).
На планшет-листе изображены здание магазина, сейф, пластиковая карточка, стеклянная банка, кошелек, здание банка, мешок, шкаф, сундук. задача знатоков – найти и обвести карандашом те предметы, которые предназначены для хранения денег.
Воспитатель: Знатоки готовы отвечать?
Ребенок отвечает.
Воспитатель: Вы правильно определили места и предметы, предназначенные для хранения денег. Счет становится 2 – 0 в пользу знатоков.
Воспитатель выставляет результаты 2 раунда на табло.
Воспитатель: Я объявляю игровую паузу.
4. Логоритмическая игра «Покупка».
Задача: обеспечить смену вида деятельности и оптимальный двигательный режим; упражнять в согласовании движений со словами текста, развивать общую моторику.
Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения:
Мы бежали по дорожке. (бегут по кругу)
Вдруг, порвались босоножки! (хлопают в ладоши в ритм словам)
Что же делать? Как нам быть? (разводят поочередно правую и левую руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнимаю щеки ладонями и покачают головой)
Будем туфли покупать! (топают ногами в ритм словам)
Станем денежки считать! (трут большим пальцем другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один рубль, два, три, четыре (выполняют скользящие хлопки правой ладонью о левую и наоборот в ритм словам)
Вот мы туфельки купили! (выставляют на пятку то правую, то левую ногу, руки на поясе)
Воспитатель: Напоминаю. Счет игры после 2 раунда 2 – 0.
Раздается сигнал игры «Что? Где? Когда?».
Воспитатель: Я объявляю 3 раунд. Капитан команды крути барабан.
Капитан команды знатоков крутит барабан.
Воспитатель: Выпал оранжевый сектор. Это «Блиц-турнир». Знатокам нужно ответить на вопросы сразу, без обсуждения.
5. Игра с микрофоном «Интервью».
Задача: закрепить представления о простейших экономических понятиях «товар», «услуга», «цена», «доходы», «расходы».
Каждому из знатоков предлагается вопрос, на который он должен ответить в микрофон.
• Что можно купить за деньги? (товар, услугу)
• Как называется количество денег, которое нужно заплатить за товар или услугу? (цена)
• Как называются все деньги, которые получают в семье? (доходы)
• Что получает человек за свой труд? (заработную плату)
• Как называются деньги, за которые мы покупаем товары или оплачиваем услуги? (расходы)
• Что получают бабушки и дедушки? (пенсию)
• Как называется учреждение, где хранятся деньги? (банк)
• Что составляют вместе доходы и расходы всех членов семьи? (семейный бюджет)
Воспитатель: Вы правильно ответили на вопросы блиц-турнира. Счет становится 3 – 0 в пользу знатоков.
Воспитатель выставляет результаты 3 раунда на табло.
Раздается сигнал игры «Что? Где? Когда?».
Воспитатель: Я объявляю 4 раунд. Капитан команды крути барабан.
Капитан команды знатоков крутит барабан.
Воспитатель: Выпал красный сектор. Против знатоков играет семья Барбоскиных, у членов которой очень много разных потребностей.
Воспитатель выставляет на мольберт фотографию семьи Барбоскиных.
Воспитатель берет письмо и читает:
«Здравствуйте, знатоки. Наша семья большая. Расскажите о потребностях членов нашей семьи».
6. Словесная игра «Потребности».
Задача: закрепить представления детей об экономическом понятии «потребность».
Знатокам предлагается рассказать:
• Какие товары могут удовлетворить потребности всех членов семьи Барбоскиных? (продукты, одежда, обувь и др.)
• Какие потребности у детей в семье? (игрушки, учебные принадлежности и др.)
• Какие потребности у папы? (спортивное снаряжение, газеты, журналы и др.)
• Какие потребности у мамы? (сумка, косметика, посуда и др.)
Воспитатель: Вы правильно ответили на вопросы 4 раунда. Счет становится 4 – 0 в пользу знатоков.
Воспитатель выставляет результаты 4 раунда на табло.
Воспитатель: Я объявляю рекламную паузу.
7. Игра «Реклама».
Задача: закрепить значение понятия «реклама», упражнять в составлении рекламы выбранного товара, развивать речь, воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.
Ребята рекламируют выбранные предметы: куклу, мяч, машину.
1 ребенок.
У меня есть кукла Таня
В ярком красном сарафане.
С толстыми косичками,
С длинными ресничками.
Кукла глазки открывает,
Слово «мама» говорит.
Таня очень-очень тихо
На руках моих сидит.
2 ребенок:
Разноцветный колобок,
Мячик мне подставил бок.
Он и боли не боится,
Любит прыгать и катиться!
Вот как весело он скачет.
Мой веселый круглый мячик.
3 ребенок:
Вот автокран. Он самый важный?
У него большая башня,
Желтый цвет ему к лицу,
Груз к нему я прицеплю.
Взмыл стрелою в небо кран,
Настоящий великан!
Груз подаст помощник наш
Тут же на любой этаж.
Вот кирпич, а вот бетон,
Целый день в работе он.
Раздается сигнал игры «Что? Где? Когда?».
Воспитатель: Я объявляю 5 раунд. Капитан команды крути барабан.
Капитан команды знатоков крутит барабан.
Воспитатель: Выпал зеленый сектор. Против знатоков играет Продавец, который работает в гипермаркете.
Воспитатель выставляет на мольберт портрет Продавца. Она спрашивает: «Как назвать одним словом предметы, которые продаются в магазинах? (ответ знатоков «товар») Разные виды магазинов продают разные товары. Предлагаю игру «Закончи предложение».
8. Игра с мячом «Закончи предложение».
Задача: закрепить представления о различных видах магазинов, упражнять в классификации товаров по определенному признаку.
Знатоки становятся в круг, воспитатель находится в центре круга. Он бросает детям мяч, называя вид магазина. Знаток, поймавший мяч, должен назвать товар, который продают в данном магазине.
В гастрономе продаются… (продукты питания).
В гипермаркете продаются… (одежда, продукты питания, косметика и др.).
В галантерее продаются… (сумки, кошелки, ремни).
В магазине бытовой техники продаются… (телевизоры, стиральные машины и др.).
Воспитатель: Вы правильно выполнили задание 5 раунда. Счет становится 5 – 0 в пользу знатоков.
Воспитатель выставляет результаты 5 раунда на табло.
Раздается сигнал игры «Что? Где? Когда?».
Воспитатель: Остался последний желтый сектор. Против знатоков играет бабушка Федора, которая подружилась с посудой и обещала:
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!».
Воспитатель выставляет на мольберт портрет бабушки Федоры.
Воспитатель: Она спрашивает: «Как стать экономным? Какие правила экономии вы знаете?»
9. Игра «Назови правила экономии».
Задача: закрепить элементарные представления о рациональном употреблении ресурсов, нужных человеку (воды, электроэнергии, тепла, вещей).
Знатокам предлагаются иллюстрации «Правила экономии». Задача команды знатоков – назвать правило.
Воспитатель: Вы правильно назвали все правила экономии. Счет становится 6 – 0 в пользу знатоков.
Воспитатель выставляет результаты 6 раунда на табло.
Окончание занятия:
1. Подведение итогов.
Воспитатель: В сегодняшней игре со счетом 6 – 0 победила команда знатоков. Спасибо знатокам за интересную игру. Все знатоки награждаются медалями «За финансовую грамотность».
Награждение.