Ирина Колыхалова
Конспект занятия «История романовской игрушки» в подготовительной группе
Задачи:
Образовательные:
-познакомиться с царскими корнями романовской игрушки;
-определить характерные особенности изготовления и росписи романовской игрушки.
Развивающие:
-приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства;
-донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, к традициям родного края;
- воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа.
Публикация «Конспект занятия „История романовской игрушки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Романовские игрушки
- Темочки
Материалы и оборудование: телевизор, магнитная доска, магниты, иллюстрации, выставка образцов романовской игрушки.
Ход занятия:
История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.
В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.
В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.
Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.
В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.
Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках.
Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
Наиболее ранние игрушки датируются концом ХIХ века.
Романовская игрушка привлекает своей простотой и непринужденностью. Она имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета. Благодаря золотистому цвету основания игрушки и мягкости форм теряется ощущение "грубости" глины.
В романовской игрушке насчитывается более сорока сюжетов: от простого свисточка – летящего жаворонка, до респектабельной композиции – тройки. Невозможно найти две одинаковые игрушки, каждая из них является ручной работой мастера, в которой проявляется его индивидуальность. Часто мастера лепили уток, коров, баранов и прочих домашних животных, их изображали в профиль, людей – анфас.
Популярной игрушкой является романушка – берегиня, хранительница домашнего очага, мать. Женщину изображают в свадебном костюме и головном уборе (символ звездного неба, бусы на груди символизируют капли дождя, а рубаха, юбка и передник - землю и растительность. Вдоль подола идут линии – это земля, наполненная влагой.
Среди «романушек» (так называют романовские игрушки) есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.
Предлагаю вспомнить и посчитать сколько птиц еще вы знаете.
Птичья стая
Давай быстро посчитаем, — воспитанники активно хлопают в ладоши;
Сколько птиц собралось в стаю. — выставляют руки перед собой, растопыривают пальчики;
Грач и бойкий свиристель, — загибают правые большой и указательный пальцы;
Воробей и коростель, — правые средний и безымянный;
Голубь важно бродит, — правый мизинец;
Зернышки находит.
Высоко на ветке тонкой
Трещит сорока звонко. — загибают левый большой палец;
Ворона, сойка и синица — левые указательный, средний и безымянный;
Под солнцем ярким веселится.
А снегирь устал летать, — левый мизинец;
Решил рябинку поклевать.
Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером.
В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком.
В селе Троицкое находится единственный в области Центр романовской игрушки, основанный в 1986 году Виктором Маркиным. Сначала Виктор Маркин открыл кружок для обучения ремеслу лепки из глины в сельской школе, затем появилась еще одна мастерская. Сейчас первые ученики Маркина собирают уже свои группы и обучают народному ремеслу новых ребятишек.
Слава романовской игрушки давно перешагнула границы России. Изделия липецких мастеров побывали на фестивале в дни празднования 850 летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах.
Работы мастеров романовской игрушки хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург, Государственном Российском Доме народного творчества (Москва, музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай).
Глиняные игрушки известны с давних времен, композиции повторяются в разных русских губерниях. Но яркие, красочные, теплые на ощупь романовские – особенные.
«Романушка»
Сирин
Маркин Виктор Васильевич