Приложение МААМ

Конспект занятия «История романовской игрушки» в подготовительной группе

Ирина Колыхалова
Конспект занятия «История романовской игрушки» в подготовительной группе

Задачи:

Образовательные:

-познакомиться с царскими корнями романовской игрушки;

-определить характерные особенности изготовления и росписи романовской игрушки.

Развивающие:

-приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства;

-донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров;

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, к традициям родного края;

- воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа.

Публикация «Конспект занятия „История романовской игрушки“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Материалы и оборудование: телевизор, магнитная доска, магниты, иллюстрации, выставка образцов романовской игрушки.

Ход занятия:

История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.

В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.

Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках.

Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Наиболее ранние игрушки датируются концом ХIХ века.

Романовская игрушка привлекает своей простотой и непринужденностью. Она имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета. Благодаря золотистому цвету основания игрушки и мягкости форм теряется ощущение "грубости" глины.

В романовской игрушке насчитывается более сорока сюжетов: от простого свисточка – летящего жаворонка, до респектабельной композиции – тройки. Невозможно найти две одинаковые игрушки, каждая из них является ручной работой мастера, в которой проявляется его индивидуальность. Часто мастера лепили уток, коров, баранов и прочих домашних животных, их изображали в профиль, людей – анфас.

Популярной игрушкой является романушка – берегиня, хранительница домашнего очага, мать. Женщину изображают в свадебном костюме и головном уборе (символ звездного неба, бусы на груди символизируют капли дождя, а рубаха, юбка и передник - землю и растительность. Вдоль подола идут линии – это земля, наполненная влагой.

Среди «романушек» (так называют романовские игрушки) есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

Предлагаю вспомнить и посчитать сколько птиц еще вы знаете.

Птичья стая

Давай быстро посчитаем, — воспитанники активно хлопают в ладоши;

Сколько птиц собралось в стаю. — выставляют руки перед собой, растопыривают пальчики;

Грач и бойкий свиристель, — загибают правые большой и указательный пальцы;

Воробей и коростель, — правые средний и безымянный;

Голубь важно бродит, — правый мизинец;

Зернышки находит.

Высоко на ветке тонкой

Трещит сорока звонко. — загибают левый большой палец;

Ворона, сойка и синица — левые указательный, средний и безымянный;

Под солнцем ярким веселится.

А снегирь устал летать, — левый мизинец;

Решил рябинку поклевать.

Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером.

В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком.

В селе Троицкое находится единственный в области Центр романовской игрушки, основанный в 1986 году Виктором Маркиным. Сначала Виктор Маркин открыл кружок для обучения ремеслу лепки из глины в сельской школе, затем появилась еще одна мастерская. Сейчас первые ученики Маркина собирают уже свои группы и обучают народному ремеслу новых ребятишек.

Слава романовской игрушки давно перешагнула границы России. Изделия липецких мастеров побывали на фестивале в дни празднования 850 летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах.

Работы мастеров романовской игрушки хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург, Государственном Российском Доме народного творчества (Москва, музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай).

Глиняные игрушки известны с давних времен, композиции повторяются в разных русских губерниях. Но яркие, красочные, теплые на ощупь романовские – особенные.

«Романушка»

Сирин

Маркин Виктор Васильевич

Публикации по теме:

«Новогодняя история». Конспект комплексного занятия в подготовительной группе«Новогодняя история». Конспект комплексного занятия в подготовительной группе Программные задачи: -Продолжать расширять представление детей о празднике «Новый год», о зимних играх и развлечениях; -Обогащать словарь.

Фото и видео отчет занятия в подготовительной группе «История ёлочной игрушки. Профессия стеклодув»Фото и видео отчет занятия в подготовительной группе «История ёлочной игрушки. Профессия стеклодув» Цель: узнать историю возникновения и видоизменения новогодних игрушек. Задачи: познакомить детей с историей елочных игрушек, дать знания.

Конспект интегрированного занятия «История России — наша история«Конспект интегрированного занятия «История России — наша история« Пашкова Светлана Алексеевна Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «История России – наша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «История романовской игрушки» в подготовительной группе
Опубликовано: 27 апреля 2025 в 16:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «История романовской игрушки» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Колыхалова (УИ 2281404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных