Лучший педагог года

Конспект занятия «Я и моя семья»

Юлия Пешкова
Конспект занятия «Я и моя семья»

Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

Задачи:

обучающие:

1. Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.

2. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

3. Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.

развивающие:

1. Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание) .

Публикация «Конспект занятия „Я и моя семья“» размещена в разделах

2. Активизировать словарную работу с детьми (генеалогическое дерево, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья) .

воспитывающие:

1. Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.

Оборудование:плакат с изображением генеалогического дерева, фотографии группы, мяч, куклы, карточки с заданиями, ленты разной длины и разного цвета, мягкие модули, запрещающие знаки.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Игра "Дин-дон"(воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг) .

Дин-дон, дин-дон, по улице ходил слон.

Ну, а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй:

-Как зовут котенка? - кис-кис-кис!

-Как зовут цыпленка? - цып-цып-цып!

-Ну, а как ребенка? (дети передают мяч друг другу и называют свои имена) .

2. Воспитатель:

- Вот сколько много красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье. (Слайд 1)

- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом. (Слайд 2)

- Но сначала мы должны повторить правила поведения в общественных местах (Слайд 3) Посмотрите на экран. Здесь изображено много знаков, которые помогут правильно вести себя в музее. Ой, ребята, кажется, я что-то напутала и здесь оказались несколько лишних знаков, посмотрите внимательно и найдите их. (Находят карточки с ненужными знаками и откладывают в сторону, а нужные знаки развешивают по группе).

- Молодцы! Теперь –то мы не забудем, как правильно вести себя в музее!

- Ребята, чтобы попасть в первую комнату музея, нужно выполнить небольшое задание. Перед вами 3 полоски. Они разного цвета длины и ширины. Скажите, по какой дорожке надо пройти, если она не синяя, не широкая и не самая длинная (красная).

- Молодцы, ребята! Все справились с заданием. И вот мы оказались в первой комнате музея.

- Пройдемте к этому столу. (на столе куклы со светлыми и темными волосами, фотография группы, словарь имен)

- Посмотрите, у нас в музее есть фотография вашей группы.

- Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)

- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, но они отмечали особенности человека: светлые волосы - звали Светлана, темные - Чернава. А еще Пискун, Прыгунок.

- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)

- Ребята, почему человек стал придумывать имена? (ответы детей)

- Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)

- Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. В нашем музее есть словарь имен. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена. (Слайд 4)

(воспитатель читает значение имен присутствующих детей)

- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.

Игра "Воротики"

Воспитатель:

- Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а для этого нам нужно построить ворота. Перед вами находится строительный материал, давайте скорее приниматься за дело!

- Ребята, у вас получились замечательные ворота! А вы знаете, что они не обычные, а с секретом! Они пропускают только тех, кто называет свое имя и отчество. Перед вами карточки с вашими именами. С помощью значков, которые у вас есть найдите своё имя и прочитайте его. А затем назовите своё отчество и проходите через ворота (дети называют и проходят, садятся на стульчики).

- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?

Воспитатель:

- Когда-то, очень давно, людей на земле было мало (Слайд 5) и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. (Слайд 6)

-А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: (слайд 7)сын Ивана - Иванов; или по профессии - (слайд 8)кузнец – Кузнецов, (слайд 9) мельник - Мельников; а некоторые по названию села, где жили - (слайд 10) в селе Гончарное - Гончаровы.

- И вот ещё с древних времён фамилии стали переходить от отца к детям.

- Без фамилии не получишь документы. Какие? (Слайд 11)паспорт, (Слайд 12) свидетельство о рождении

- А без документов - никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.

- Так зачем же человеку фамилия? (ответы детей)

Физминутка. Что же за семья живет у нас в квартире? (Встаем в круг)

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Кто живет у нас в квартире (шагают)

Раз, два, три, четыре, пять (прыгают)

Всех могу пересчитать (шагают)

Папа, мама, брат, сестра (хлопают в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка (наклоны в стороны)

Мой сверчок, щенок и я (повороты в стороны)

Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши)

Воспитатель:

- Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья - это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге) (Слайд 13)

Воспитатель:

- Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные - один папа или одна мама. Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)

Д/и "Угадай, где семья? "

- Выберите со стенда картинки, где изображена семья.

- Почему вы думаете, что это семья?

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево. (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)

- Чем оно необычно? (вместо плодов изображены люди)

- Это генеалогическое дерево. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю - или нашу родословную.

- Как называется дерево? Что мы видим на нем?

Воспитатель: У каждого в семье есть корни. Видите сколько здесь корешков - это наши предки - прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки?

Дальше - нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.

- Сколько у нас бабушек и дедушек?

- Верхние ветки - это наши родители. Кто? (папа и мама)

- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)

- И самая макушка - это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.

- Ребята, на прошлом занятии мы с вами рисовали семейный портрет. А сегодня, я предлагаю смастерить для него рамку. Хотите?

- Посмотрите, у вас на столах лежат готовые рамки, но они какие – то невзрачные. Хотите украсить их? Для этого можно использовать много интересных материалов. Например, гречневую крупу, рис, макаронные изделия. Проходите за столы, ребята.

- Рамку нужно покрыть клеем, а затем выложить различные узоры из крупы.

- Прежде чем приступить к работе, я предлагаю сделать вам пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А вот этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

- Итак, начинаем украшать рамки. Сядьте красиво, выпрямите спины и приступайте к работе.

- Молодцы! У вас получились замечательные рамки!

3. Итог.

Воспитатель:

- Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)

- Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)

- А что такое семья?

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали! А из ваших семейных портретов мы сделаем картинную галерею, чтобы все видели какие у вас дружные семьи. (Слайд 14).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему «Моя семья» с использованием ИКТ Тема: Моя семья Цель: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Я и моя семья» Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях. Задачи: обучающие 1. Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Я и моя семья»
Опубликовано: 28 марта 2015 в 14:32
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД