Кавалерова Елена Алексеевна
Конспект занятия «Кузбасс — Угольный край России «Шахтер — почетная профессия Кузбасса» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Кузбасс – Угольный край России
«Шахтер – почетная профессия Кузбасса»
(подготовительная группа)
Цели:
Расширять представление о труде шахтеров, о подземном способе добычи угля, о механизмах, которые используются при добыче угля.
Закрепить знания детей о людях разных профессий, добывающих уголь; уточнить, чем занимаются представители этих профессий.
Публикация «Конспект занятия „Кузбасс — Угольный край России „Шахтер — почетная профессия Кузбасса“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Шахтер. Знакомство с профессией
- Темочки
Закрепить знания детей о главном богатстве Кузбасса – угле, его значимости в жизни людей и промышленности.
Развивать речь, логическое мышление, активность в процессе экспериментирования с углем.
Воспитывать уважение к профессии шахтера.
Материал: Фотографии (угольный комбайн, транспортер, вагонетки, электровоз, люди разных профессий, работающих в шахте – проходчики, горнорабочие, электрослесари, машинисты); схема разреза шахты; Презентация - «Уголь и его применение». Оборудование для экспериментирования: кусок угля, стакан с водой, ложка, лупа, чистый листок бумаги, молоток, мокрая салфетка; Таблицы для зарисовки выводов.
Ход:
Воспитатель: Ребята мы с вами живём в большой стране, а как называется наша страна?
Ответы детей:
- Назовите столицу нашей родины?
Ответы детей:
- Скажите, как называется наша область?
Ответы детей: Кемеровская область - Кузбасс!
А наш город?
Ответы детей: Мыски
Воспитатель: Ребята, в далёком 1947 году правительство нашей страны утвердило праздник, в последнее воскресенье августа отмечать День Шахтёра! А в этом году празднику исполняется 75 лет! Да, наш городок хоть и маленький, но очень много пользы приносит всей стране. Т. к. мы с вами живём в Кузбассе! Наш Кузбасс – центр угледобычи.
Воспитатель: - Чем знаменит наш городок? Почему мы этот праздник, считаем главным праздником нашего региона.
Дети: В нашем городе есть шахта «Сибиргинская» и разрез «Сибиргинский» (слайд)
Воспитатель: Ребята, а у кого из вас, родители работают на этих предприятиях?
Ответы детей:
Воспитатель показывает уголь.
- Что это?
Ответы детей: возможно форма беседы.
- Как вы узнали, что это уголь?
- Для чего нужен уголь?
- Как добывают уголь?
- Кто это делает?
(показ слайдов)
Ребё нок читает стих:
Да здравствуют наши шахтеры!
Отважный и дружный народ
Добытчики черного солнца,
Проходчики горных пород!
Мы славим их верность народу,
Их светлый и доблестный труд!
Воспитатель:
Уголь нужен людям, чтобы работали заводы и фабрики.
Его называют черным золотом. (слайд).
Еще уголь нужен в быту. (Слайд).
Люди, каких профессий заняты добычей угля?
В чём состоит значимость их труда? (возможно форма беседы).
Воспитатель: Горнорабочие спускают оборудование и крепление в шахту; электрослесари, устанавливают оборудование и следят, чтобы оно не сломалось, если сломается, то они его починят; проходчики управляют комбайном, который рубит уголь, а машинисты управляют электровозом который тянет вагонетки с углём, ламповщица выдаёт лампы.
(Весь рассказ сопровождается показом слайдов).
-Скажите, как одним словом назвать людей этих профессий? (Шахтёры).
Воспитатель: Правильно, ребята!
Уголь добывают шахтёры, (слайд, которые работают под землей в шахте.
Шахта начинается с глубокого колодца, который шахтеры называют (стволом, (слайд –схема) - потому что он похож на ствол дерева, только пустой внутри. Ствол этот строят так же, как и колодец, его углубляют сверху вниз, все время, укрепляя стенки, чтобы они не обвалились.
Воспитатель: Скажите, какие машины и механизмы используются при добыче угля?
Ответы детей:
(показ слайдов)
Воспитатель: Вот посмотрите (слайд) угольный комбайн дробит пласты угля и грузит отбитый уголь по транспортёру в вагонетки электровоза; электровоз вывозит уголь на гора.
Воспитатель: А, что за выражение такое на гора? кто из вас, знает или слышал, может быть от родителей?
Ответы – рассуждения детей:
Воспитатель: Труд шахтёра тяжелый и опасный. В чём заключается его опасность?
Ответы детей: если у детей возникнут трудности,воспитатель может продолжить.
Воспитатель: Может в шахте произойти обвал, прорваться грунтовые воды, произойти взрыв газа – метана. Газ – метан – очень опасен для жизни!
-Почему труд шахтера называют тяжелым?
Дети: Он спускается под землю, там мало кислорода, темно и только горят тусклые лампы.
Откуда шахтеры получают дополнительное освещение?
Рассказ ребё нка: У них на касках лампы, которые работают от аккумулятора, которые им выдают – ламповщицы, а ещё им выдают «само-спасатель»
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте, мы с вами рассмотрим кусочки угля, хотите, и поближе познакомимся с его свойствами?
Дети: (Да).
Воспитатель: -Тогда я вас приглашаю в лабораторию.
(Эта часть занятия проходит в свободных ответах и рассуждениях).
(Дети проходят за столы, где расположены предметы для исследования и кусочки угля, они берут в руки уголь и рассматривают его).
Воспитатель: Какого цвета уголь?
Дети: Черный, блестящий…
Воспитатель: -Как вы думаете, почему уголь называют каменным?
Дети: Уголь твердый как камень.
Воспитатель: -Как вы определили, что каменный уголь твердый?
Дети: Пробовали надавить на него, сжать в кулаке.
Воспитатель: - Как вы думаете каменный уголь прочный?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте проверим. Воспитатель ударяет по нему молотком, а дети смотрят, что произойдет.
Дети: Уголь рассыпался на мелкие кусочки.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?
Дети: Уголь становится хрупким, если по нему с силой ударить.
Воспитатель: -Что будет если провести углем по листу бумаги?
Давайте попробуем.
Дети: На листе остаются черные линии, значит им можно рисовать.
Воспитатель:-Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите?
Дети: Уголь не ровный, он как будто состоит из слоев.
Воспитатель: -Как вы думаете, что произойдет если мы опустим каменный уголь в воду?
Дети: Предположения детей.
Воспитатель: Давайте опустим его в стакан с водой.
Дети: Уголь утонул.
Воспитатель: Почему?
Дети: Он тяжёлый.
Воспитатель: - Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить?
Дети: Помешать воду ложечкой.
Воспитатель: Меняет ли цвет вода? (Нет). Какой вывод можно сделать?
Дети: Каменный уголь не растворяется в воде.
Воспитатель: Правильно.
-Дети, что мы можем рассказать о каменном угле? Какими свойствами он обладает?
Вывод детей: Уголь блестящий, черный, он твердый, но при ударе рассыпается на мелкие кусочки. Уголь пачкается, им можно рисовать, он слоистый. Уголь тяжелый, не растворяется в воде.
Воспитатель: -У вас на столах лежат таблицы, я вам предлагаю отменить в таблицах свойства угля.
(Дети работают с таблицами. Воспитатель по необходимости помогает тем, кто затрудняется.)
-Молодцы! На этом наше занятие закончено.
Слайд – Салют С праздником! С Днём Шахтёра!