ОЛЬГА ХАТКУТОВА
Конспект занятия Лексическая тема: «Путешествие в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмические задачи:
1. Воспитание чувства ритма.
2. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.
3. Воспитание динамической организации двигательного акта в сочетании с ритмическим музыкальным воздействием.
4. Воспитание навыков движения под музыку в сочетании с голосом.
Логопедические неречевые задачи:
1. Развитие слухового и зрительного произвольного внимания.
2. Развитие зрительных представлений.
Публикация «Конспект занятия Лексическая тема: „Путешествие в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
3. Коррекция нарушений общей, пальчиковой, мимической,
моторики.
4. Воспитание поведенческой активности, подражательности в играх и упражнениях, самостоятельности, произвольности.
5. Развитие зрительно-пространственных представлений.
Логопедические речевые задачи:
1. Воспитание продолжительного речевого выдоха на гласных звуках и звукоподражаниях, воспитание ритма речевого дыхания, умения контролировать свое дыхание.
3. Воспитание мягкой атаки голоса, высотного диапазона голоса, развитие просодии.
4. Воспитание навыков вопросно-ответной речи, вопросительной интонации.
5. Воспитание плавной связной речи в сочетании с музыкой.
6. Расширение и актуализация словаря, уточнение знаний о временах года.
Педагогические задачи:
1. Воспитание уважительного отношения друг к другу, умения внимательно выслушивать друг друга;
2. Обучение правилам игр, их соблюдению, воспитание навыков творческой, коллективной и ролевой игр.
3. Воспитание волевых качеств личности, самостоятельности, активности.
Оборудование: снежинки из бумаги, костюмы- шапочки зверей зайчиков, медведей, белочек и ежей.
Ход логоритмического занятия
1. Организация начала занятия. Сообщение темы занятия, создание у детей установки, готовности к деятельности.
Дети входят в зал.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с гостями. Дети выполняют поклоны головой.
Логопед: Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в лес. Наши гости посмотрят, какие вы старательные и любознательные, как много вы умеете и знаете. А отправиться в путешествие нам поможет наш волшебный поезд.
2. Развитие слухового внимания, оптико-пространственных представлений.
Логопед: Всем направо повернуться. (Дети выполняют поворот направо).
Логопед: В локтях рученьки согнуться. (Дети сгибают руки в локтях).
3. Развитие координации движения рук и ног в соответствии с музыкой.
Дети: Раз, два, три -
Поездом вдруг стали мы.
(дети проговаривают, выполняя одновременно хлопки)
Логопед: Первый будет паровозом.
Даст вагончикам сигнал.
Ребенок: Загудел паровоз: У-у-у.
И вагончики повез
(музыка – Метлова «Поезд»).
Дети идут топающим шагом, имитируя движение поезда, проговаривая: Чу-чу-чу. В конце музыкального произведения «Поезд» останавливается: Ш-ш-ш.
4. Воспитание координации речи с движением.
Логопед: Станция «Лесная». Вот она какая! (логопед выполняет
выразительный указательный жест правой рукой)
Дети повторяют за логопедом слова и движение.
Логопед: Перед нами лес большой,
(медленно поднимает руки вверх. дети повторяют слова и движения за логопедом)
Логопед: Но еще совсем не одетый. Только ели и сосны стоят зеленые и красивые (медленно опускает руки вниз).
Дети повторяют слова и движения за логопедом.
Логопед: Кто знает, когда это бывает?
Дети: Это бывает ранней весной.
5. Развитие слухового внимания. Развитие общей моторики.
Логопед: А какие же ранней весной стоят деревья? Давайте мы их покажем.
Дети кружатся три раза, проговаривая: «раз, два, три». (Музыка - три аккорда). Затем свободно перемещаются по залу (музыка - Вальс «Осенний сон»). Музыка кончилась, все останавливаются и проговаривают:
Деревьями вдруг стали мы:
две елки, березы,
еще три сосны.
(Поднимают вверх руки, головы подняты так же вверх).
Логопед: Деревья качает легкий весенний ветерок.
Дети слегка качают поднятыми вверх руками, и одновременно перебирая пальцами (легкий ветер).
Логопед: Ветер усилился.
Дети выполняют наклоны вправо - влево, с поднятыми руками (сильный ветер) (музыка - «Лендлер», Бетховена).
6. Развитие координации пальцев рук и речи.
Логопед: Скоро-скоро на деревьях появятся свежие зеленые листочки. Какие это листочки? Это - лист кленовый, лист дубовый, лист березовый.
Дети пропевают: - лист кленовый,
- лист дубовый,
- лист березовый,
выполняя движения: пальцы развести в стороны, напряжены; пальцы согнуть в средних фалангах, большой палец прижат к остальным; пальцы выпрямить, соединить все вместе. Упражнение выполняют сначала правой рукой, затем левой и обеими руками
(музыка «Во саду ли, в огороде»).
7. Воспитание темпа движений в соответствии с темпом музыки. Логопед: Зима злится, весне уступать не хочет. Силу свою показывает.
Но подул вдруг ветерок.
И посыпался снежок.
Мы сейчас пойдем
И снежиночки возъмем.
Дети подходят к своим стульчикам берут снежинки.
(музыка «Вальс снежинок» Чайковского)
Под музыку дети двигаются в разных направлениях, меняя темп движений в соответствии с изменяющимся темпом музыки.
Садятся. Развитие грамматической функции словообразования. Логопед: Какие у нас снежинки?
Дети: Снежинки легкие, холодные, прозрачные, белые, узорчатые.
8. Воспитание продолжительного выдоха.
Логопед: возьмите в правую руку по снежинке. Вытяните вперед и подуйте на снежинку плавно и долго.
Дети дуют: на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох. (Повторить 5-6 раз.)
9. Развитие просодического компонента речи. Воспитание координации музыки, движения, речи. Развитие вокальных навыков.
Логопед: но весна сильнее зимы, она все снега растопит, все речки отопрет ото льда. Давайте, сдуем снежинки, пусть отдыхают до будущей зимы. Все сдувают снежинки в мешочек.
Звучит музыка Моцарта «Приди, о май».
- Приди, о май, и снова,
Пусть рощи оживут.
Под шум ручья лесного
Фиалки пусть цветут.
(Дети поют куплет песни и жестами изображают колыханье веток рощи, колебанье воды в ручье, как растут фиалки.).
10. Развитие пантомимики, воображения, умения перевоплощаться.
Логопед: Раз оказались мы с вами сегодня в лесу, то обязательно узнаем, как лесные жители встречают весну. Они сейчас нам все расскажут и все покажут.
Воспитатель помогает детям надеть костюмы.
Звучит музыка Тиличеевой «Зайчик», выбегают 4 зайчика.
1 зайчик: Пора мне зайчику линять.
2 зайчик: Пора мне шубку поменять
3 зайчик: Летом серым быть могу,
Не надо прятаться в снегу.
Зайчики исполняют танец (музыка Жилинской «Пляска зайцев»).
1-3 часть- прыжки, 2 часть - «моют» лапки, 4 часть - «слушают» ушками.
Логопед: Молодцы зайчики! А к нам спешат другие лесные жители. Выбегают две белочки, посматривая по сторонам.
1 белочка: Мы спешили, мы спешили.
На зиму грибы сушили.
2 белочка: Орешков сделали запас.
Запасы выручили нас. Вместе: Мы зиму пережили,
Весну встречать решили.
Логопед: Ну что ж, старайтесь, в добрый час! (белочки танцуют импровизируя)
Звучит пьеса «Медведь». «Мишки» медленно и тяжело передвигаются по залу.
1 мишка: В берлоге спал я долго.
2 мишка: Мне снился зимний сон.
3 мишка: Но солнышко пригрело.
И вмиг растаял он!
Вместе: Весна пришла, весна пришла!
Проснуться нам пришла пора!
Логопед: Замечательные медвежата! А на встречу с нами спешит еще кто-то.
Звучит музыка («Этюд» Шитте) выбегают «ежи».
1 еж: Я тоже спал как мишка.
2 еж: На ветках и траве.
В моей квартирке теплой. Вдруг стало жарко мне.
Логопед: Ну что же, все у вас толково.
К весне, пожалуй, все готово.
Вы все трудились! Молодцы!
Теперь пришла пора игры!
11. Воспитание переключаемости движений, тормозных установок.
Логопед: Будем с бубном мы играть.
Нужно водящего выбирать.
Раз, два, три - ты скорее выходи!
Дети стоят в кругу. Водящий ребенок в центре с бубном
(музыка Шварца «Кто скорей»)
1 такт - водящий стучит в бубен.
2-3 такт - бежит по кругу перед играющими, останавливается около
ребенка, протягивает ему бубен,
5 такт - ребенок, которому протянули бубен, ударяет в него 2 раза.
(движения повторяются).
Во время 9-16 тактов - дети боковым галопом двигаются вправо по кругу.
Конец музыки. Дети говорят: Раз, два, три - бери. Ребенок, первым взявший бубен становится водящим.
Логопед: Веселились и играли.
Отдохнуть решили мы.
Сядем на свои места.
Слушать музыку пора. Дети садятся в кружок на ковер.
12. Развитие музыкального слуха. Нормализация мышечного тонуса.
Звучит «Колыбельная» Моцарта
. Логопед: Какую вы услышали музыку? Дети: Тихую, спокойную.
Логопед: Что нам хочется делать под такую музыку?
Дети: Отдыхать, готовиться ко сну, успокаиваться.
Логопед: Как мы спим? Дети изображают спящих. Расслабляются. Отдыхают.
Логопед: Мы проснулись, потянулись. А теперь поиграем в оркестре.
13. Развитие просодического компонента речи.
Дети поют, одновременно выполняя движения, соответствующие словам распевки (изображают игру на скрипке, на дудочке, на барабане).
Нежно скрипочка играй -ля-ля-ля-ля-ля
Дудка тоже подпевай - ду-ду-ду-ду-ду
Барабан сильней играй - бом-бом-бом-бом-бом.
14. Развитие слухового внимания, музыкального слуха.
Логопед: Поиграем сейчас под музыку в прятки?
Звучит музыка Кулау «Ширмочки».
Дети выполняют движения под музыку: под громкую - хлопки, под тихую - «прячутся», прикрывая лицо ладонями.
15. Развитие фонематического слуха, просодической стороны речи.
Логопед: А теперь с нами хочет поиграть лесное эхо.
Дети поют. Кричу в лесу: А-у! А-у!
А мне в ответ: А-у! А-у!
Логопед: Какой первый звук мы слышим в слове «АУ?»
Дети: Первый звук А.
Логопед: Какой второй звук в слове «АУ?»
Дети: Второй звук У.
Логопед: Пропоем еще раз АУ. (Дети поют).
Логопед: Вот и настала пора нам снова стать девочками и мальчиками. Дети проговаривают под музыку (три аккорда) слова одновременно выполняя хлопки:
Раз, два, три-
Девочками, мальчиками
Снова стали мы!
Воспитатель помогает детям снять маски.
16. Организация окончания занятия, подведение итогов, уточнение лексических понятий, употреблявшихся на занятии.
Логопед: Сегодня у нас с вами было путешествие в лес. На чем мы отправлялись в путь?
Дети: На поезде.
Логопед: Какие деревья мы видели в лесу поздней осенью?
Дети: Деревья в лесу поздней осенью стоят голые, без листьев.
Логопед: Что сегодня принес нам порыв холодного ветра?
Дети: Ветер принес нам последние снежинки. Последний снег.
Логопед: Значит, снова зима к нам придет?
Дети: Нет, это зима с весной борется.
Логопед: Как вы думаете, кто же победит?
Дети: Победит весна.
Логопед: Каких зверей мы увидели сегодня в лесу?
Дети: Мы увидели зайцев, мишек, белочек, ежей.
Логопед: Нам сегодня понравилось как вы пели, выполняли движения под музыку, внимательно все слушали и правильно отвечали на вопросы. А каких замечательных зверей мы увидели: мишек, зайчиков, белочек, ежей. Ребята, ежи решили нас угостить. Они оставили для вас корзину с яблоками.
(Логопед раздает детям угощения)
Затем дети прощаются и выходят из зала.